Тема: «Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]. Письмо строчной буквы ч».
Цели:
- сформировать представление о звуке [ч,] как о мягком непарном согласном;
- способствовать формированию правильного, сознательного, плавного чтения;
- воспитывать умение ценить время и рационально его использовать
Задачи:
- познакомить с графическим образом букв Ч, ч;
- развивать фонематический слух, логическое мышление;
- научить писать строчную букву ч.
Предметные результаты: научиться отличать непарный глухой мягкий согласный звук [ч,], обозначать этот звук на письме; приводить примеры прямых и переносных значений слов; научиться писать строчную букву ч, сочетания чк.
УУД:
- регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
- познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; использовать знаково-символические средства;
- коммуникативные: слушать собеседника.
Личностные результаты: принятие образа «хорошего ученика».
Оборудование: Т.М. Андрианова «Букварь», В.А. Илюхина «Пропись № 4», презентация, карточки с текстом, дерево с листочками, карточки с буквами.
Ход урока
I. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
II. Повторение пройденного.
– Найдите букву, с которой познакомились на прошлом уроке? (Буква «ц») Что вы узнали об этой букве?
– Какие буквы ещё спрятались за листочками чудо-дерева? (Приложение 1) (На чудо-дереве за листьями спрятались буквы, часть буквы закрыта. Ученик называет букву, подходит и снимает ее с дерева.)
– На какие две группы можно их разделить? Почему?
III. Формулирование темы и целей урока.
– А сейчас я называю слово, а вы подбираете к нему противоположное по смыслу, найдите в этих словах общее и сформулируйте тему урока.
белый – … (черный)
грязный – … (чистый)
целое – … (часть)
– Что общего в этих словах? Сформулируйте тему урока. Слайд 1. (Приложение 3)
– А теперь сформулируйте цели урока. Слайд 2.
IV. Знакомство с новым звуком.
– Сегодня у нас на уроке гость, сказочный герой. Имя его соответствует схеме и теме урока. Кто это? Слайд 3.
– Почему вы считаете, что это Чебурашка? (В слове 4 слога, 3-ий ударный, оно начинается со звука [ч,]). Слайд 4.
– Из какой сказки пришел Чебурашка? Кто автор? (Эдуард Успенский «Крокодил Гена»)
– Произнесите слово «Чебурашка», выделяя в нем первый звук. Назвать его. ([ч,])
– Как проходит воздух через горлышко: свободно или встречает препятствия?
– О чем это говорит?
– Что слышим при произнесении этого звука: голос, голос и шум или только шум? Какой звук?
– Как произносится твердо или мягко? Какой звук?
– Итак, дайте характеристику звука [ч,].
– А сейчас я произнесу несколько слов. Определите, какой звук следует за звуком [ч,] в каждом слове и каким является звук [ч,] твердым или мягким?
чистый грач
– Придумать слова, в которых звук [ч,] был бы твердым.
– Какой вывод сделаете из ваших наблюдений? (Звук [ч,] всегда мягкий.)
– Дайте характеристику звука [ч,].
– Какое обозначение выберите для звука [ч,]?
– Чебурашка и крокодил Гена в сказке построили дом. Дом получился красивый и большой. И вот они пригласили гостей. К ним пришли лев Чандр, обезьянка Чита.
– Кто еще пришел к ним в гости? Почему? (Чиполлино, черепаха, чайка, чиж, чибис).
– В какие игры, с какими игрушками играли друзья? (Чехарда, салочки, обруч, мяч, скакалочка, качели.) Слайд 5.
V. Физминутка. Давайте и мы свами поиграем.
Лучшие качели Кто весь век качается,
Гибкие лианы. Да-да-да!
Это с колыбели Тот не огорчается
Знают обезьяны. Никогда!
(Ученики слегка пружинят в коленях с раскачиванием рук вперед-назад (качели). Когда говорят: «Да-да-да!» — хлопают, произнося две последние строчки — прыгают.)
VI. Знакомство с новой буквой.
– Итак, с каким звуком познакомились? Охарактеризуйте его.
– Назовите слова, в которых звук [ч,] находится в начале слова, в середине, в конце.
– Покажите букву, которая обозначает звук [ч,].
– Как она называется? («че»)
– На что похожа буква Ч? Выложите из палочек.
Ч мы пишем как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
VII. Письмо строчной буквы ч.
– Как думаете, что сейчас будем делать? (Учиться писать строчную букву ч.)
– Да, сейчас будем учиться писать строчную букву ч. Пропись с.32
– Посмотрите на печатную и письменную буквы. Обведите пальчиком.
– Чем похожи? Чем отличаются?
– Ставим ручку на середину рабочей строки, поднимаемся по наклонной линии вверх, без поворота ручки выписываем «дужку» примерно на 1/3 вниз, коснувшись верхней линеечки, без поворота опускаемся по наклонной линии вниз, «качалочка», крючок до середины. Слайд 6.
– Давайте вместе напишем в воздухе букву ч.
– А теперь в прописи по элементам.
– Посмотрите на первую строку. Обведите самую лучшую букву. Постарайтесь, чтобы у вас все буквы были такими красивыми.
VIII. Чтение и запись слогов и слов с буквой ч.
На доске: ча чо че чу чи Слайд 7.
(Изменение силы голоса: чем выше слог, тем громче будем его читать.)
ча ↑ чо ↑ че ↑ чу ↑ чи ↓ Слайд 8.
ча ↓ чо ↓ че ↓ чу ↑ чи ↑ (Слоги, рядом с которыми стрелка указывает вверх, читаем высоким голосом, а слоги, где стрелка – вниз, низким, сердитым голосом.)
– Гости подарили Чебурашке и крокодилу Гене подарок.
Нет ног, а хожу.
Рта нет, а скажу.
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
– Посмотрите, какие необычные часы подарили гости. (Приложение 2)
– Что можно делать с помощью этих часов? (Читать)
(Ча, чо, чу, чи, че; чар, чон, чуг, чип, чет; чарм, чонл, чугд, чипс, четз.)
– А теперь посмотрите, как соединяется буква ч с другими буквами. Пропись с. 32
Запись сочетаний ча, че, чв, чо.
– Составить схему слова «часы».
– Дать характеристику каждому звуку.
– Прочитать слова в столбиках. Букварь с. 96
– Чем отличаются слова чудно и чудно? (Чýдно – прекрасно, великолепно; чуднó – странно; в последнем столбике буквой ч обозначается звук [ш] – слова «что», «чтобы».)
– Сравните слово «чудо» с его звуковой схемой. Дать характеристику каждому звуку.
– Пропись. 32. Прочитать слова. Запишите.
Запись слов: час, чип, чай, ключ, обруч. Подчеркните нашу букву. Составьте с одним словом предложение.
– Прочитайте первую пару слов.Составьте следующие пары.
– Что за слова прочитали?
– Какое значение имеют слова лисичка, ручка?
– Эти буквы-подружки всегда крепко цепляются друг за дружку. Слайд 9.
Запишем: лисичка, плотвичка. Подчеркните в словах сочетание чк.
– Составьте слова. Пропись с.33.
Составление и запись слов: плачу, стучу, чулок, чугун. Подчеркнуть сочетание чу.
IХ. Физминутка. Мы писали, мы устали, мы немножко отдохнём.
Сидя, руки подняты вверх, сжать кисти в кулаках, разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Х. Чтение и запись предложений.
– Необычные часы подарили гости Чебурашке и крокодилу. Без часов не обойтись. Послушайте разговор Бобика и Барбоса. Букварь с. 96
– Я прочитаю текст, а вы слушаете и следите.
– Почему Бобик не понимал слов Барбоса? (Слова «ходить» и «бить» использованы в тексте в переносном смысле.)
– Разыграйте эту сценку. (Работа в парах. Чтение текста «шёпотом», а затем стараются близко к тексту передать диалог.)
– Рассмотрите рисунки в конце страницы. О каких предметах можно сказать, что они идут? (О поезде, человеке, дожде, дыме.)
– О каких предметах можно сказать, что они плывут? (О корабле, облаке.)
– О каких предметах можно сказать, что они ползут? (О туче, улитке.)
– В каких случаях слова использовались в прямом смысле? (Когда речь шла о человеке, корабле, улитке.)
– В каких случаях слова использовались в переносном смысле? (Когда речь шла о дожде, поезде, облаке, туче, дыме.)
ХI. Физминутка.
Тик-так, тик-так,
Тик-так, тик-так. (Наклон головы то к одному, то к другому плечу.)
Налево – раз, направо – раз.
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так,
ХII. Продолжение работы над предложением и текстом.
Говорят: «Часы стоят».
Говорят: «Часы спешат».
Говорят: «Часы идут,
Но немножко отстают».
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но они стоят на месте.
– Когда говорят о часах: спешат, идут, стоят?
– Почитай пословицу в букваре на с. 96. Как понимаете?
– Восстановите пословицу в прописи на с.33. (Хорошо того учить, кто хочет много знать.)
– Как понимаете смысл? Запишите пословицу.
– Назвать орфограммы.
ХIII. Физминутка.
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, на них смотри –
Головою не крути.
Руки вниз ты опусти
Глазами следом ты веди.
Закрой глаза, теперь открой…
Посмотри перед собой.
Посмотри перед собой.
ХIV. Продолжение работы над текстом. Слайд 10.
– Чтобы никуда не опаздывать, друзья пользовались другими часами. А какими, вы узнаете, прочитав текст. (У каждого ученика свой текст). Прочитайте его и сформулируйте задание.
часы.
По можно узнавать время. Раннее летнее утро. К шести часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные полевой гвоздики. К восьми часам распустилась жёлтая кувшинка, белая лилия.
Спадает летняя жара. Оживают другие . Посади на клумбе часы.
Они покажут точное время.
– О каких еще часах вы узнали? Слайды 11-15.
– Мы должны быть точными. Наши часы показывают, что скоро конец урока. Подведем его итог.
ХV. Итог урока.
– Что объединяет слова «человечный», «человеколюбивый», «чистоплотный», «чистосердечный», «чудесный», «честный», «чуткий»? (В словах есть звук [ч,], эти слова характеризуют хорошего человека.)
– Молодцы! Я думаю, что и вы будете человечными, чуткими, честными.
– Итак, с каким новым звуком познакомились? Охарактеризуйте звук [ч,].
– Как называется буква, которая обозначает этот звук? О чем расскажете дома?
– А сейчас вас ждет …… перемена. Подобрать подходящее слово с буквой «ч». (Дополняют предложение: чудесная, замечательная, необычная.) Слайд 16.
Используемая литература:
- Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте». – М., Владос, 2002.
- В.А. Илюхина «Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В.А.Илюхиной».– М., Астрель, 2012.
- Л.Т. Терещук «Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению) – Волгоград: Учитель, 2012.
- Интернет-ресурсы.