Методические рекомендации "Занятия в системе дополнительного образования"

Разделы: Администрирование школы


Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью этапов занятия, с игровой основой и т.п.

Занятия в системе дополнительного образования всегда предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.

В связи с этим, самым главным являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.

Можно сказать, что такие занятия являются переходом в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Всё это даёт возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.

А для педагога – возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Каждому педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает. Поэтому, данные методические рекомендации представлены в виде простых и доступных алгоритмов, тематическом планировании занятий.

Примерная модель занятия в УДОД

Что собой представляет занятие в учреждении дополнительного образования детей? Прежде всего, это последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает:

  • Учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;
  • Согласовывает определённый раздел и тему раздела с содержанием программы;
  • Определяет взаимосвязь содержания занятия с предыдущими и последующими занятиями;
  • Определяет тип и структуру занятия;
  • Задает тему, цель, задачи.

Целевые установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный достижимый результат. Для педагога дополнительного образования на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия. Педагог продумывает специфику занятия, логику построения (завершённость всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяет объём образовательного компонента учебного материала по годам обучения.

В начале занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – проводится анализ работ, выполненных детьми на занятии, и отмечаются все самые незначительные достижения детей.

Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т.д.

Педагогу необходимо подготовить к занятию учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и т.п. Также важно продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала. Далее необходимо определить индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разработать конспект данного занятия. Педагогу дополнительного образования необходимо выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровъесберегающих систем.

Требования к современному занятию

  1. Постановка и комплексное решение на занятии обучающих, развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
  2. Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в УДОД.
  3. Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков труда, интересов к занятию.
  4. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учёт психолого-педагогических особенностей детей.
  5. Технология обучения. Приёмы, методы, средства, формы, способы деятельности на занятии.
  6. Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятие. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т.д.
  7. Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неправильным ответам и т.д.

Принципы обучения

Организация и содержание занятий в детском объединении интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных ещё Я.А.Коменским, и, в дальнейшем, усовершенствованных Е.Н.Медынским для внешкольного образования взрослых в России:

  • Научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);
  • Природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);
  • Последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);
  • Доступности (от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);
  • Сознательности и активности;
  • Наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);
  • Индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;
  • Заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);
  • Обеспечение отбираемой информации.

Структура различных типов занятий (Приложение 1)

Методы организации занятия в детском творческом объединении в УДОД

  • Репродуктивный;
  • Словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
  • Методы практической работы.
  • Метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;
  • Исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты.
  • Методы проблемного обучения: эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, определений, терминов, создание проблемных ситуаций, поиск и отбор аргументов и решение проблемы обучающимся.
  • Проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование деятельности, конкретных дел;
  • Метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие памяти, внимания, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра и т.п.
  • Наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, чертежи, графики, демонстрационные материалы.
  • Использование на занятии средств искусства: активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приёмов.

Психологические и социологические методы и приёмы, используемые на занятии

  1. Анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование.
  2. Психологические тесты.
  3. Создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение).
  4. Психологический театр.
  5. Деловая игра.

Требования к написанию плана-конспекта занятия

Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть:

  • Цели, задачи, методы и приёмы воспитания ребёнка в границах темы занятия;
  • Учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;
  • Образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
  • Ведущие виды деятельности участников занятия;
  • Структура занятия и обоснование последовательности его этапов;
  • Содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
  • Мотивация деятельности детей на каждом этапе занятии;
  • Формы и способы взаимодействия с детьми, общение;
  • Диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;
  • Типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;
  • Образы корректирующих упражнений;
  • Приёмы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
  • Диагностика результатов занятия, подведение итогов.

Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе (Приложение 2)

Примерный план-конспект занятия

Дата “___” ______________года

Номер занятия____________

Раздел___________________

Тема занятия_____________

Цель, задачи занятия___________

Оборудование, дидактический материал_______________________

Приветствие детей. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.

Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия. Вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведённого занятия.

Проверка домашнего задания (если такое было задано). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям к выполнению практических работ.

Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введение аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.

Предполагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимися в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделит основную мысль, заложенную в материале, информации.

Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.

Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.

Контрольный опрос детей по всему ходу занятия. Кроме этого, при подготовке любого занятия педагог дополнительного образования должен учитывать следующие правила.

Игровая часть: викторина (подробное описание условий или программы викторины); конкурс (подробное описание); кроссворд (с учётом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус ( с учетом объема знаний и особенностей возраста).

Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заранее предупредить детей о необходимых материалах) и т.д.

Список литературы.

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-с.190
  2. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1989.-с.128
  3. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1990-с.168
  4. Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. М.: Изд-во МГОПИ “Альфа”, 1993.-с.146
  5. Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя. // Завуч.-№1.-2000.с.59-65

Приложение №1

Структура различных типов занятий

Тип занятия Основные элементы структуры занятия
Комбинированное занятие Организационная часть

Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания

Изложение нового материала

Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике

Занятие сообщения и усвоения новых знаний Организационная часть

Изложение нового материала и закрепление его

Занятие повторения и обобщения полученных знаний Организационная часть

Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение воспитанниками заданий и решение задач.

Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.

Подведение итогов.

Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков Организационная часть

Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение детьми знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.

Самостоятельная работа обучающихся под руководством педагога.

Обобщение и оценка выполненной работы.

Занятие применения знаний, умений и навыков Организационная часть

Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.

Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа ребенка, оценка его результатов.

Приложение №2

Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе

Традиционные занятия Нетрадиционные занятия
Лекция

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.

Презентация предмета, явления, события, факта

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.

Семинар

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.

Социодрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределённая позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

Дискуссия

Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы-расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Конференция

Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Философский стол

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни – “Свобода и долг”, “Человек и природа” и т.п.

Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.

“Крепкий орешек”

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Туристический поход

Передвижение группы людей с определённой целью.

Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке

Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.

Психологическое занятие

Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам ДО оказывать своевременную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

Утренник, праздник и т.п.

Организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.