«Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе».
Авербах Бертольд
Я думаю, что с этим утверждением немецкого писателя нельзя не согласиться. Музыка тревожит наши души «Счастливых музыка делает еще счастливее, несчастных – еще несчастнее». – В. Крачковский. А почему? На этот вопрос однозначного ответа нет. В 2001 году специалистами колледжа Макгилл (McGill College) был проведен эксперимент на предмет появления «мурашек» при прослушивании музыки. В результате они обнаружили, что активируются те же области мозга, которые включаются в работу при реакции на другие эйфорийные раздражители, такие как еда, физическое притяжение. То есть усиливается кровоток в области мозга, связанные с эмоциями и возбуждением. Управлять, а точнее направлять эмоции школьников в нужное русло вещь очень тонкая и необходимая для любого педагога.
Учитель, планируя успешный интересный урок, должен поставить ряд практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач и конечно комплексное их решение невозможно без проникновения в эмоциональную сферу детей. Говоря о песне как о способе изучения иностранного языка нужно признать все ее достоинства и методические преимущества:
1. Песни как один из видов речевой деятельности являются средством более прочного усвоения и расширения лексики. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контексте, что помогает её активизации.
2. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции.
3. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фазового ударения, особенности ритма и т. д. Известно, люди, имеющие такие недостатки как заикание, шепелявость без труда исполняют песни и чувствуют себя наравне с остальными. Это важно, потому что многие дети особенно в начальной школе страдают речевыми дефектами.
4. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся и сплочению коллектива. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.
5. Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной так и не подготовленной речи.
Что касается этапов урока, на которых песенный материал может быть применен, то они различны. В зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал используется:
- для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
- на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки детей в употреблении лексического и грамматического материала;
- на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений;
- как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.
Я использую песни на своих уроках и очень довольна результатом. Стоит мне произнести одно слово и дети уже автоматически заканчивают фразу. Песни можно сочинять вместе с детьми на известные русские мелодии и это занятие даже больше нравится детям. Советую всем учителям чаще использовать песни на уроках и подбирать современный песенный материал интересный и вам и детям.
Список литературы:
1. Н.Andrews «Say it with us» ,Warsava, 1965.
2. A.Hornby «Самоучитель английского языка»,
«Алфавит» 1992. г. Москва.
3.Н.В. Бонк«English. Step by Step» ,«Росмен», 2009 г.
Москва.
4. Артоболевская А.Д. "Первая встреча с
музыкой» http://www.klex.ru/3t8