Программа элективного курса "Основы самосовершенствования личности". 5–8-е классы

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (852 кБ)


Пояснительная записка

Проблема, ее актуальность

Школьный возраст – важный период в становлении социально зрелой личности. Именно в этом возрасте происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов, открытие своего внутреннего мира.
Закон РФ предусматривает, что содержание образования должно быть ориентировано на «самоопределение личности, создание условий для ее самореализации»,  должно быть направлено на формирование человека и гражданина. В подростковом возрасте идут внутренние процессы самопознания, самовоспитания, самоопределения, самоутверждения.  Необходимо педагогическое руководство этими процессами, помощь и поддержка школьников в стремлении к улучшению своего характера, поведения, ценностных ориентаций, в самосовершенствовании. Программа «Основы самосовершенствования личности» предназначена  оказать помощь школьникам в осмыслении своего предназначения в жизни, для подготовки к социализации, к жизненному и профессиональному самоопределению, для создания предпосылок к саморазвитию личности подрастающих молодых людей.

Цель программы элективного курса   «Основы самосовершенствования личности»: формирование личности, способной к самовоспитанию, к саморазвитию, самосовершенствованию и творческой активности.

Основные задачи программы:

  • формирование знаний о психологии человека для сознательного управления подростками своим развитием;
  • формирование и развитие процессов самопознания, стремления к углублению знаний о своем внутреннем мире; 
  • формирование процессов самовоспитания и саморазвития школьников;
  • освоение практических приемов и методов духовного развития личности;
  • освоение приемов рефлексии;
  • развитие представлений в области профессионального самоопределения, формирование внутренней готовности школьников к профессиональному выбору.

Уровень внедрения

В основу программы элективного курса  «Основы самосовершенствования личности» легла идея   программы, автором которой является  Г.К.Селевко. Содержание и структура программы выдержаны, введены новые темы и   курс «Кем быть?» для учащихся 8-х классов (Приложение 1).

Элективный курс «Основы самосовершенствования личности» представляет единый самостоятельный сквозной предмет, начало которого предусмотрено вводить с пятого класса и продолжать  в течение четырех лет с учетом изменений  возрастных особенностей школьников.

С V класса начинается систематизированный психолого-педагогический курс «Познай себя». Процесс самопознания лежит в основе любого акта самосовершенствования. Школьник  узнает, кто он есть, как он себя может оценивать, что и почему с ним происходит. Поэтому курс начинается с доступного пятиклассникам обзора психологических качеств человека, приводит в систему имеющиеся представления о своей личности, помогает им понять себя, создать осознаваемый образ своего «Я». В дальнейшем это познание себя продолжается по всем разделам курса. В рубриках программы, называемых «развивающее повторение», в каждом классе предусмотрено расширение сведений по психологии личности.

Основу самосовершенствования личности составляют процессы самовоспитания и самообразования, которые предусматриваются в VI и VII классах. Курсы «Сделай себя сам» и «Научи себя учиться» рассматривают  вопросы самоутверждения подростков в различных сферах жизнедеятельности. Каждый этап самосовершенствования предполагает самоопределение личности. В VIII классе на уроках курса «Кем быть?» проблема самоопределения рассматривается более глубоко: в недалеком будущем подросткам предстоит сделать выбор своего дальнейшего жизненного пути, направления своего профессионального выбора. Поэтому важное место отводится изучению мира профессий и своего места в этом мире, осмыслению жизненных и духовных ценностей.

Форма организации работы

Каждый курс программы состоит из 11 занятий по 45 минут. Занятия проходят в форме уроков, на которых применяются разные приемы и методы работы с учащимися.

Особенность преподавания курса «Основы самосовершенствования личности» – работа с внутренним миром личности школьника, с его переживаниями, интеллектуальными проявлениями, интересами, отношениями. В процессе работы предусмотрено применение словесных, наглядных, практических методов работы, причем большая часть времени на занятиях отведена практической, тренинговой формам работы. Диагностические задания сочетаются с элементами тренинга. Основной метод, используемый на занятиях – беседа и диалог на основе обсуждения выдвигаемых идей, мыслей, практических ситуаций, событий. Применяются высказывания от лица подростков по цепочке, по кругу, по индивидуальным контактам.

Широко применяются письменные работы (творческий рассказ, продолжи предложение, мой выбор и т.д.), в которых школьники излагают свои мнения и переживания. Применяются записи школьниками  в рабочих тетрадях теорий, упражнений, проверочных тестов,   а также отзывы и рекомендации при оценивании работ детей психологом, работающим с данным курсом.

Для усвоения важнейших понятий, новых терминов предусмотрено оформление «Словаря понятий».

Применяется  практическая работа в форме исследований и творчества учащихся по разработке аспектов человековедения. Реферативная работа может подкрепляться психологическими исследованиями над собой и одноклассниками.

Широко применяется в процессе работы с программой форма упражнений и психологических игр, что является эффективным средством социализации подростка, его приобщения к нормам и ценностям общества. Применяются активизирующие игры, игры-театрализации, ролевые игры.

Дополнительная область для размышления учащихся – эпиграфы, афоризмы, поговорки, мысли мудрых людей, которые находят применение на занятиях.

В учебном процессе предусмотрено применение различных аудиовизуальных средств: таблиц, схем, магнитофонных записей, компьютерных мультимедийных средств.

В плане каждого занятия предусмотрены следующие части:

– разминка (упражнения, действия, позволяющие настроиться на урок, основную работу);
– завязка (проблемная ситуация, формирующая соответствующую мотивацию для занятий);
– основная часть (рассмотрение в теоретическом и практическом плане вопросов основного материала);
– упражнения на закрепление;
– подведение итогов, рефлексия (для подростков это способ прислушаться к себе, поразмышлять о своем внутреннем  состоянии и его причинах; для психолога   организация рефлексии – основной метод руководства процессами самосовершенствования учащихся);
– релаксация (расслабление, выход из учебной ситуации).

В начале введения программы в каждом классе  первые  занятия посвящаются знакомству и вхождению в программу. Это помогает создать положительный эмоциональный фон коллектива и взаимодействию с педагогом-психологом. Здесь возможно применение диагностики социально-
психологического уровня группы или климата в ней, мотивация на достижение знаний и умений, обсуждение правил и кодекса этики занятий, определение структуры класса.
Изложение материала носит конспективно-обзорный характер. Большое место отводится рекомендациям психолога, психодиагностике, элементам тренинговой работы, играм, упражнениям, анализу ситуаций.

Специфика курса исключает традиционные отношения для современной школы в системе «Учитель – Ученик» и формы преподавания материала. Преподавателем курса является педагог-психолог, знающий основы психологии человека и подростка, может видеть в каждом ученике личность, заслуживающую внимания и уважения, способен защищать его интересы, руководствуясь принципом «Не навреди». Естественными дополнениями занятий могут стать психологические консультации, профдиагностика, взаимодействие с семьей подростка.

Практическая значимость

Программа элективного курса «Основы самосовершенствования личности» отличается тем, что она не является обязательной учебной дисциплиной, поэтому  отличается гибкостью и адаптивностью к конкретной аудитории. Она является отдельным психолого-педагогическим курсом, нацеленным на усвоение целостного представления школьника о личности человека. Теоретическая часть технологии обучения саморазвитию поможет в организации творческой самоутверждающей деятельности школьников, в их учебной деятельности, классному руководителю в организации воспитательной работы, может стать программой просвещения ученика, учителя, родителей, в коррекционной работе с девиантным поведением подростков.
Заключительной частью работы по каждому разделу программы является творческая работа учащихся: в 5-7 классах – разработка индивидуальных программ по самовоспитанию,  самообразованию, творческий отчет, в 8-х – исследования в области профессий.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся  узнают:

  • основы психологии личности;
  • особенности  эмоционально-волевой сферы человека, о его характере и темпераменте, о познавательных психических процессах;
  • о сфере общения человека с другими людьми, о законах конструктивного общения;
  • о правилах управления своим развитием, воспитанием и совершенствованием своей личности;
  • о способах применения полученных знаний и умений в жизненном и профессиональном самоопределении.

Учащиеся научатся:

  • применять на практике элементарные методы психодиагностики, познавательных процессов, оценивать и корректировать уровень своего развития, воспитания;
  • использовать в жизненных условиях полученные знания и навыки, самостоятельно разрешать собственные проблемные ситуации;
  • планировать свое будущее, видеть и адекватно оценивать свои внутренние возможности;
  • ориентироваться в жизненных условиях, профессиональном мире и принимать верные решения.

Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся

Курс «Основы самосовершенствования личности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, что позволяет психологу применять свои критерии оценивания учащихся. Отрицательное оценивание не предусмотрено. Оценка направлена на формирование положительной Я-концепции учащегося. Не выставляются оценки по результатам тестов, анкет, вопросников, отражающих качества личности учащихся. Развитие умений самосовершенствования, отношения к себе, к окружающим, к жизни следует отмечать положительной оценкой. Основным критерием количественной оценки будут затрата усилий, вложенных школьником в свой учебный труд.
Для каждого класса, начиная с V, разработаны экспресс-анкеты, помогающие самооценке учащимися своих знаний и умений в данной сфере самосовершенствования.
Два раза  проводится анкетирование – в начале и в конце учебного курса, что дает возможность наглядно оценивать продвижение школьников в данном разделе. В анкетах содержатся утверждения, оцениваемые по пятибалльной системе, что упрощает подсчеты средних показателей и их сравнение. Высшие критерии оценки и самооценки труда психолога и результатов воздействия курса на школьников – изменение их отношения к жизни, учебе, к труду, к самому себе.

Межпредметные связи:

Изучение курса «Основы самосовершенствования личности» предусматривает связь с другими учебными дисциплинами базисного учебного плана. Учителя-предметники могут использовать в работе психолого-педагогические рекомендации. С другой стороны, психолог, работающий по данному курсу, может брать примеры из соответствующих учебных дисциплин. Особенно тесными может быть связь с курсами литературы, истории, обществознания, ИЗО, музыки, ОБЖ, трудового обучения.

Эффективности курса «Основы самосовершенствования личности» будет способствовать взаимодействие с классными руководителями и учителями-предметниками. Оно может быть выражено в следующих представлениях:
– предоставление учителям информации о классе и  учащихся для построения конструктивных педагогических взаимодействий с учетом требований психологической этики;
– проведение занятий с учителями – предметниками и классными руководителями по ознакомлению с содержанием программы «Основы самосовершенствования личности»;
– рисование на уроках ИЗО своих психических состояний: «Я боюсь», «Мне стыдно», «Мое настроение» и т.д.
– на уроках русского языка и литературы – сочинения на психолого-педагогические темы. Анализ работ учащихся позволит понять, какая иерархия ценностей формируется у отдельных детей, построить индивидуальный подход к ним.

Тема урока в 5 классе: Темперамент

(Приложение 2)

Цель урока: знакомство с понятием «темперамент», определение собственного типа нервной системы и окружающих людей, активизация процесса рефлексии.

Задачи:

  • формировать умение познавать и понимать себя;
  • развивать умение применять полученные знания в общении с людьми;
  • развивать интерес к психологии человека.

Тип урока: комбинированный.

Форма: групповая, индивидуально-фронтальная, практическая.

Методы и приемы: словесный, интроспекция, наглядный, проблемно-поисковый, практический.

Оборудование: ПК-cлайды по теме, рабочие тетради, цветные карандаши.

Ожидаемые результаты: пятиклассники

  • расширят  знания о своем внутреннем мире;
  • узнают особенности  типов темперамента человека;
  • научатся определять по внешним проявлениям поведения типы темперамента.

План урока

I этап.

1. Организационно-мотивирующий.Упражнение «Нарисуй свое настроение».
2. Эмоциональный разогрев: упражнение «Имя-качество».

II этап. Изучение нового материала:

1. Человек и его свойства нервной системы.
2. Тест «Формула темперамента».
3. Упражнение «Определи тип темперамента».

III этап

1. Рефлексия урока.
2. Информация о задании на дом «Темперамент моих родителей».

ХОД УРОКА

I этап.

1. Организационно-мотивирующий: Упражнение «Нарисуй свое настроение».

Инструкция: Нарисуйте в рабочей тетради свое настроение: веселое, грустное, спокойное, восторженное и т.д., изобразив его в виде смайликов с той мимикой, которая поможет нам понять, что чувствуете вы сейчас (Краткое обсуждение настроения детей).

2.  Разминка: Упражнение «Имя-качество».

Инструкция: Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Имя-качество». Вы по очереди будете называть свое имя и качество характера, которое для вас характерно. Например: Ирина жизнерадостная.

3. Упражнение на развитие мотивации к основному материалу урока «Походка».

Инструкция: Я выберу четырех ребят, которые получат задание. Ваша задача – посмотреть  и обратить внимание,  чем отличается их поведение. (Выбранные дети изображают разных по поведению и мимике людей, которым свойственны четыре типа темперамента. По окончании задания –  мозговой штурм:
– На что  вы обратили внимание?  (Ребята ходили по-разному – кто-то медленно, кто-то быстро; кто-то семенил,  а другой ходил вразвалочку)
– Чем отличается поведение ведущих друг от друга? (Разной была мимика: один все время был очень грустным, второй – агрессивным и вспыльчивым, третий – веселым и радостным, четвертый – хладнокровным и спокойным. Кто-то вел себя очень уверенно, не уступал путь, другой – кто-то плаксиво стоял в сторонке и т.д.)

 II этап. Изучение нового материала:

 1. Человек и  свойства его  нервной системы

– На каждом уроке по психологии мы изучаем свой внутренний мир. Как вы думаете, для чего?
– Верно, чтобы лучше знать и понимать себя, окружающих людей. У каждого человека своя нервная система, которая отличает нас друг от друга. Знаете ли вы что-то о типах темперамента?
– Давайте вместе сформулируем цель нашего урока: мы сегодня будем говорить  о том, что собой представляет  темперамент, узнаем, к какому типу относитесь вы. Как думаете, зачем нам нужно знать свой тип темперамента? 
– Да, чтобы успешно взаимодействовать с собой и окружающими людьми, управлять своим поведением и поступками, развивать и совершенствовать себя.
– Вы замечали, что все люди разные: один быстро думает, ходит, говорит, а другой, наоборот, ведет себя спокойно, говорит и рассуждает медленно,  задачи решает также долго, но правильно и доводит дело до конца. Это вы увидели и в упражнении «Походка». Все зависит от свойств нервной системы человека, которые закладываются от рождения. Не существует «хороших» и
«плохих» свойств темперамента, они природная данность и их необходимо понимать и учитывать в своем поведении и поведении окружающих людей. Давайте посмотрим на картинки  датского художника Бидструпа? К какому типу темперамента относится каждая картинка на слайде? (Показ слайдов по теме «Темперамент», пояснения по характерным особенностям  каждого типа).
– Чем отличается поведение каждого типа в одной и той же ситуации? Почему вы так думаете?

2. Тест «Формула темперамента» (индивидуальная работа учащихся  в рабочих тетрадях)

(Приложение 3)

Определите по названным признакам, к кому типу темперамента относитесь вы, запишите в рабочей тетради. (Учащиеся работают в рабочей тетради).
– По внешним признакам вы определили свой тип темперамента. Сейчас мы с вами напишем тест и обработаем его; я вас научу, как это делать, затем вы сравните результаты свои и тестовые.
 (Тестирование, обработка и интерпретация результатов)
– А теперь расскажите, что у вас получилось, и совпали ли ваши и тестовые результаты?

3. Решение психологических задач  «Определи тип темперамента» (Приложение 4).

Послушайте задачи и решите их, объясните свои ответы.

III этап

1. Рефлексия урока

Что понравилось на уроке, почему, с чем это связано?
Каков главный результат для вас лично при изучении темы?
Что вам больше всего удалось при изучении темы и почему?
Какова была ваша активность, ваше мнение?
Что не получилось и почему?
Изменилось ли ваше настроение относительно начала урока, и каким образом?

2. Информация о задании на дом «Темперамент моих родителей»

Письменно выразите свое мнение о том, какими качествами темперамента обладают ваши родители, приведите свои аргументы.

Литература.

1. Микляева А. Я – подросток. Мир эмоций.С.-П., 2003.
2. Микляева А. Я – подросток. Встречи с самим собой. С.-П., 2003.
3. Микляева А. Я – подросток. Я среди людей. С.-П., 2003.
4. Психология популярных профессий./Под редакцией Головей Л.А. С.-П.,2003
5. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М., 1991.
6. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. М.-В., 1997. 
7. Преподавание психологии в школе./Под редакцией  И.В.Дубровиной. М.-В., 2003.
8. Психологическое сопровождение профессии. /Под редакцией Митиной Л.М. М., 1996
9. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности. М.,1998.
10. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М., 2000.
11. Родионов В.А. Я и все-все-все. Я., 2002.
12. Рогов Е.И. Психология познания. М., 2001.
13. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 2000.
14. Селевко Г.К., Левина О.Г. Познай себя. М., 2001.
15. Селевко Г.К. , Левина О.Г. Сделай себя сам. М.,2001.
16. Селевко Г.К., Левина О.Г. Научи себя учиться. М., 2001.
17. Твоя профессиональная карьера. /Под редакцией Чистяковой С.Н, Шалавиной Т.И., М., 2000.