Устранение нарушений чтения и письма

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п  – т  в словах, предложениях, тексте.

 Лексическая тема:  Игра «Преступление».  

 Грамматическая тема: Ударение.

 Цель: Дифференциация рукописных букв п  – т на письме.

 Задачи: 

  • Образовательные:
    • учить различать звуки [П-Т], буквы п  – т на письме;
    • научить конструировать и реконструировать буквы  п,   т;
    • закреплять знания учащихся об ударении, закреплять навык  постановки  ударения.
  • Коррекционные:
    • развитие временных отношений, зрительно-пространственных восприятия, представлений и ориентировки;
    • развитие зрительного  гнозиса и мнезиса;
    • научить дифференцировать понятия «правый» – «левый»;
    • развитие конструктивной деятельности;
    • развитие языкового, фонематического анализа и синтеза;
    • развивать навыки аналитико-синтетической деятельности;
    • развивать орфографическую зоркость;
    • активизировать словарь по лексической теме занятия: «Преступление»;
    • развитие умения составлять словосочетания;
    • развивать диафрагмальное дыхание;
    • развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мыслительных процессов;
    • развитие аналитическо-синтетической деятельности;
    • развитие общей и мелкой моторики рук;
    • развитие мышечных ощущений, воображения и чувств;
  • тренировка в направлении и задержании внимания на собственных ощущениях.
  • Воспитательные:
    • развитие навыка самоконтроля;
    • воспитание умения слушать и слышать друг друга;
    • воспитание вежливого отношения к товарищу.

Оборудование:  Интерактивная доска, магнитная доска, карточки с буквами «п» и «т», бумажные  элементы букв «п» и «т», карточки с заданиями для дивидуальной работы, цифры 2 и 3, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова, ящик с фасолью, ящик с песком, цветные счётные палочки Х.Кюизенера для игры с песком, фигурки – игрушки для игры в песке (камни, ёлки, дуб, пистолет, мелкие игрушки),  предметы для игры в ящике с фасолью (перо, пушка, компас, цепь, ботинок, бутылка, граната, монета), следы с буквами, картинки – отпечатки рук,  условные обозначения –

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. Приветствие

(На полу кабинета  – разные по размеру следы неизвестного человека.)

1. Развитие фонематических процессов

 – Здравствуйте! Ребята, сегодня ночью кто-то пробрался ко мне в кабинет. Посмотрите на пол. Сколько следов? Кто это мог быть?
Расположите следы  в следующем  порядке – от большого к маленькому.  Переверните следы  и прочитайте слово. (Учащиеся читают слово – Жулик.)

2. Закрепление  знания  временных  отношений

– Первым сядет тот за стол, кто назовёт месяц, следующий за январём.
– Вторым сядет тот, кто назовёт второй день недели.
– Третьим сядет тот, кто назовёт год предшествующий 2013 году.
– Четвёртым сядет тот, кто назовёт число, стоящее между 27 и 29.

(Учащиеся отвечают на вопросы и садятся на свои рабочие места.)

 3. Сообщение логопедической темы

1) Развитие пространственных представлений. «Иди по стрелке» (чтение слова).

– Помогите разобраться в этом непростом запутанном деле. Необходимо провести тщательное …? (СЛАЙД  2 – слово «Расследование».)
(По кабинету развешены отпечатки рук неизвестного человека)
– Ребята, посмотрите, сколько отпечатков  своих рук жулик оставил  в кабинете?
– Помогите  обнаружить следы преступления.
– Первый отпечаток руки жулика находится под зеркалом и возьмёт его тот, в чём имени 5 звуков. (Денис.)
– Прочитай на обратной стороне отпечатка задание, которое необходимо выполнить. (Прочитать имя жулика.)

2) Работа с деформированным словом.

(Учащиеся соотносят буквы с  цифрами по порядку и узнают имя жулика.) (СЛАЙД  3 – Патрик.)
– Откроем тетради и запишем дату. Записать имя жулика в тетрадь. Постановка ударения в слове.

 4. Уточнение связи звука и буквы.

1) Характеристика звуков.

– Второй отпечаток руки бандита находится слева от интерактивной доски и возьмёт тот, в чём имени 1 звук совпадает с 1-м звуком грабителя. (Паша.)
– Прочитай на обратной стороне отпечатка задание, которое необходимо выполнить.
(Дать характеристику звуков.)
– Имя бандита – Патрик. Какой звук на первом месте в слове?
– Дать характеристику звуку [п].
– Какая строчная буква обозначает звук [п]?
– Какой звук на третьем месте в слове?
– Дать характеристику звуку [т].
– Какая строчная буква обозначает звук [т]?
(Учащиеся в тетрадях на карточках проводят линии от букв к характеристикам.)
ПРОВЕРКА. (СЛАЙДЫ  4-5)
– Определите тему занятия. (Буквы пт.)

2) Сравнение букв пт по начертанию.

– Посмотрите на букву п. Из каких элементов состоит эта буква?
(На магнитной доске – строчные рукописные буквы  п – т).
– Посмотрите на букву т.Из каких элементов состоит эта буква?
– Какие элементы букв одинаковые?  В чём отличие?

3) Произнесение и письмо букв  в воздухе ручкой.

4) Условные обозначения букв «п» – 2, «т» – 3.

(На магнитной доске под буквами пт выставляется цифра 2 и цифра 3.)

5) Конструирование и реконструирование букв.

– Разбойник, идя на преступление, взял с собой инструменты для вскрытия замков. Некоторые из них он забыл в кабинете. (СЛАЙД  6)
(У каждого учащегося – бумажный набор элементов букв. Работа с элементами букв п – т.)

А) Выбрать нужные элементы для букв, сложить буквы.
Б) Разобрать, оставить только одинаковые элементы. Какие элементы нужны для букв п и т ?

II. Основная часть

1. Развитие пространственных представлений и конструктивной деятельности.  Работа со словом-исключением. (СЛАЙДЫ 7-8)

–  Третий отпечаток руки  находится над зеркалом и возьмём его тот, в чём имени 3-й звук [М]. (Сима.)
– Прочитай на обратной стороне отпечатка задание, которое надо выполнить. (Прочитать изограф.)
– С помощью какого устройства грабитель оказался в школе? (На доске  – ИЗОГРАФ)
ПАРАШЮТ – заимств. в 19 в. из греч. «пара» – против, из франц. «шют» – падение, в переводе (приспособление против падения). Устройство (из ткани) с раскрывающимся в воздухе куполом и стропами для прыжка с самолёта или спуска с высоты груза, устройства для замедления движения предмета в воздухе.
(Орфограмма: После шипящих Ж,Ч, Ш, Щ не пишутся Ы, Ю, Я, а пишутся И, У, А. Исключения: жюри, брошюра, парашют)
– Сложите разрезную картинку. (Учащиеся складывают  парашют.) (Проверка – СЛАЙД 9)
– Что получилось? (Парашют). (Запись слова в тетрадь. Постановка ударения.)

2. Работа по развитию слухового внимания.

– Во время совершения разбойного нападения разбойник внимательно прислушивался к звукам, которые его окружали.
Я буду называть звуки, слоги, слова, а вы заполните слева – направо клетки квадрата крестиками и точками. Если услышите звук [П] – точка, звук [Т] – Х. Выполнив задание, вы узнаете куда пытался проникнуть злодей. (Учащиеся выполняют задание на индивидуальных карточках.)

(Ряд звуков:   Т  Т  Т 
                       Т  П  Т
Ряд слогов:   ТА-ТО-ТУ
                      ПО-ПУ-ТИ
Ряд слов:      ПАЛКА, ТАНК, ПОЛКА
                      ТИНА, ПОРОХ, СПИНА)

– Изображение какой цифры  получилось? (Цифра ДЕВЯТЬ.)
– Грабитель проник в кабинет № 9. (Запись слова в тетрадь. Постановка ударения.)

Х Х Х
Х . Х
Х Х Х
. . Х
. Х .

Х

.

.

3. Динамическая пауза. Зрительная гимнастика. (СЛАЙД 10)

– Проникнув в школу, разбойник хотел унести с собой некоторые предметы. К сожалению, изображения предметов не видны полностью. 
Выставляется пособие «Муха» с 9-ю предметами. По инструкции логопеда учащиеся отгадывают предмет по незаконченному контуру. Если в названии предмета – [П], ученик подпрыгивает, [Т] – приседает.

Выставляются условные обозначения:

П – 
Т – 

(Предметы: пылесос, самолёт, гитара, сапоги, телефон, пиджак, лампа, автомобиль, пила).

4.  Дифференциация букв п  – т на уровне слова.

1) Развитие мелкой моторики рук, зрительного внимания.

– Не удалось преступнику унести задуманные предметы. Вместо этого он спрятал другие предметы. (Выставляется ящик с фасоль. Учащиеся по очереди находят в ящике предметы).
(Каждый ученик получает карточку со словами, в которых пропущены буквы п – т и с закодированным в виде точек рисунком).

– Вставьте в слова пропущенные буквы п – т.

Если в слове пропущена буква п, найдите цифры, указанные в колонке «п». Если в слове пропущена буква т, найдите цифры, указанные в колонке «т». На <РИСУНКЕ 1> отыщите точки, которые стоят около этих цифр. Соедините точки прямыми линиями. Соединив все точки, вы получите рисунок и сможете узнать, какой опасный предмет был у преступника во время ограбления.  Запишите слово «пистолет» на пустой строке в таблице, поставьте ударение.

СЛОВА

п

т

ГРАНА ... А

1 – 4

1 – 2

                … ЕРО

2 – 3

2 – 5

МОНЕ … А

3 – 5

3 – 4

БУ … ЫЛКА

4 – 6

4 – 5

КОМ … АС

5 – 6

4 – 6

ЦЕ … Ь

6 – 7

6 – 8

БО … ИНОК

7 – 9

7 – 8

 … УШКА

8 – 9

9 –8

     

5. Развитие мыслительных процессов.

– Четвёртый отпечаток руки находится справа от зеркала и возьмём его тот, в чём имени 3-й звук [Т].  (Наташа.)
– Прочитай на обратной стороне отпечатка задание, которое необходимо выполнить.
(Отгадать ребус.)  (СЛАЙД 11)
– Разбойник решил избавиться от оружия и спрятал его. А где? Вы узнаете, расшифровав ребус.

6. Закрепление пространственных представлений: вверх, вниз, вправо, влево + развитие мелкой моторики. Развитие мыслительных процессов.

(Выставляется ящик с песком и фигурками-игрушками: ёлки, дуб, камни, птицы. 
На СЛАЙДЕ 12 – три дорожки: №2, №3, №2-3.)   
– Используя карту, определить правильный путь к спрятанному оружию.
Подсказка: номер дорожки связан с количеством элементов у букв п-т .
(– В слове «пистолет» три буквы нашей темы: п-т-п. В букве п – 2 элемента, в т – 3 элемента.
Значит, выбираем маршрут синего цвета.)
(Учащиеся выкладывают полоски синего цвета по песку, ориентируясь по карте.)

7. Игра «Найди, что спрятано». Развитие диафрагмального дыхания.

– Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
(Игрушка «пистолет» засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок достаёт игрушку.)

8. Развитие оптико-пространственных представлений и навыков слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

– Пятый отпечаток руки находится на левой дверце мебельной стенки и возьмём его тот, в чём имени последний звук [С].  (Денис)
– Прочитай на обратной стороне отпечатка задание, которое необходимо выполнить.
(Собрать слово.)
– Грабитель ходил на тренировочные стрельбы … А куда? Отгадайте.
(Перед учащимися игра «Ромб».)  (СЛАЙД 13)
– Прослушав инструкцию, попробуйте составить слово из букв, которые находятся в ромбах. Нижний ромб – буква посередине, левый ромб – буква внизу, правый ромб – буква слева.
(Слово ТИР.) (Запись  слова  в тетрадь, постановка ударения.)

9. Гимнастика для глаз.   (СЛАЙД 14)

– Перед Вами мишень. Сейчас прозвучат выстрелы из пистолета разбойника. Внимательно проследите глазами за движением каждой пули. Запомните количество выстрелов и направление движения каждой пули. После просмотра по памяти зарисуйте в тетради с помощью стрелок направление движения каждой пули.

10. Работа  с  деформированными  пословицами.

– Мне хочется, чтобы Патрик встал на путь исправления. Я подготовила карточки с пословицами, но в них перепутались начало и конец предложений.

ЛЕГКО  ВОРОВА …Ь          …ОСЛЕДНЕЕ  РЕМЕСЛО

          ВОРОВС … ВО                     В  БЕДУ  ПО …  АСТЬ

         УКРАС … Ь                            ТЯЖЕЛО  О … ВЕЧА … Ь

Помогите вставить буквы пт, собрать пословицы и объяснить их смысл. Поставить в словах ударение. (Задание выполняется в тетрадях.)

11.  Дифференциация букв п  – т  на  уровне текста.

– Я подготовила послание для бандита, но в нём перепутались буквы  пт. Исправьте ошибки и объясните смысл моего стихотворения.

(У каждого ученика – карточка с посланием.)

Все законы соблюдапь
И трава не нарушапь –
Эпо  взрослые и депи
Должны свяпо вытолняпь!

Проверка. 

12. Развитие логического мышления.  (СЛАЙД 15)

– Пятый отпечаток руки находится справа от интерактивной доски, и возьмём его тот, в чём полном имени 3 слога.    (Наталья)
– Прочитай на обратной стороне отпечатка задание, которое необходимо выполнить.
(Определить фото грабителя.)
– По электронной почте я получила фото бандитов. Определите разбойника Патрика по описанию. Он не в женском костюме, на его лице нет усов, он не имеет головного убора.

III. Итог занятия

– В течение занятия, Патрика я называла жуликом, мошенником, грабителем, разбойником, злодеем, бандитом.
– Как называются эти слова? (Синонимы.)
– Ряд синонимов называется синонимическим рядом.
– Подберите синоним, который является главным, основным в этом ряду. (Преступники.)
– Кто такие преступники?
– Какие звуки сравнивали? буквы?
– Какие элементы нужны для буквы «п»? «т»?
– Спасибо за работу!