Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п – т в словах, предложениях, тексте.
Лексическая тема: Игра «Преступление».
Грамматическая тема: Ударение.
Цель: Дифференциация рукописных букв п – т на письме.
Задачи:
- Образовательные:
- учить различать звуки [П-Т], буквы п – т на письме;
- научить конструировать и реконструировать буквы п, т;
- закреплять знания учащихся об ударении, закреплять навык постановки ударения.
- Коррекционные:
- развитие временных отношений, зрительно-пространственных восприятия, представлений и ориентировки;
- развитие зрительного гнозиса и мнезиса;
- научить дифференцировать понятия «правый» – «левый»;
- развитие конструктивной деятельности;
- развитие языкового, фонематического анализа и синтеза;
- развивать навыки аналитико-синтетической деятельности;
- развивать орфографическую зоркость;
- активизировать словарь по лексической теме занятия: «Преступление»;
- развитие умения составлять словосочетания;
- развивать диафрагмальное дыхание;
- развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мыслительных процессов;
- развитие аналитическо-синтетической деятельности;
- развитие общей и мелкой моторики рук;
- развитие мышечных ощущений, воображения и чувств;
- тренировка в направлении и задержании внимания на собственных ощущениях.
- Воспитательные:
- развитие навыка самоконтроля;
- воспитание умения слушать и слышать друг друга;
- воспитание вежливого отношения к товарищу.
Оборудование: Интерактивная доска, магнитная доска, карточки с буквами «п» и «т», бумажные элементы букв «п» и «т», карточки с заданиями для дивидуальной работы, цифры 2 и 3, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова, ящик с фасолью, ящик с песком, цветные счётные палочки Х.Кюизенера для игры с песком, фигурки – игрушки для игры в песке (камни, ёлки, дуб, пистолет, мелкие игрушки), предметы для игры в ящике с фасолью (перо, пушка, компас, цепь, ботинок, бутылка, граната, монета), следы с буквами, картинки – отпечатки рук, условные обозначения –
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент. Приветствие
(На полу кабинета – разные по размеру следы неизвестного человека.)
1. Развитие фонематических процессов
– Здравствуйте! Ребята, сегодня ночью кто-то
пробрался ко мне в кабинет. Посмотрите на пол.
Сколько следов? Кто это мог быть?
Расположите следы в следующем порядке –
от большого к маленькому. Переверните
следы и прочитайте слово. (Учащиеся читают
слово – Жулик.)
2. Закрепление знания временных отношений
– Первым сядет тот за стол, кто назовёт месяц,
следующий за январём.
– Вторым сядет тот, кто назовёт второй день
недели.
– Третьим сядет тот, кто назовёт год
предшествующий 2013 году.
– Четвёртым сядет тот, кто назовёт число, стоящее
между 27 и 29.
(Учащиеся отвечают на вопросы и садятся на свои рабочие места.)
3. Сообщение логопедической темы
1) Развитие пространственных представлений. «Иди по стрелке» (чтение слова).
– Помогите разобраться в этом непростом
запутанном деле. Необходимо провести тщательное
…? (СЛАЙД 2 – слово «Расследование».)
(По кабинету развешены отпечатки рук
неизвестного человека)
– Ребята, посмотрите, сколько отпечатков
своих рук жулик оставил в кабинете?
– Помогите обнаружить следы преступления.
– Первый отпечаток руки жулика находится под
зеркалом и возьмёт его тот, в чём имени 5 звуков. (Денис.)
– Прочитай на обратной стороне отпечатка
задание, которое необходимо выполнить. (Прочитать
имя жулика.)
2) Работа с деформированным словом.
(Учащиеся соотносят буквы с цифрами по
порядку и узнают имя жулика.) (СЛАЙД 3 –
Патрик.)
– Откроем тетради и запишем дату. Записать имя
жулика в тетрадь. Постановка ударения в слове.
4. Уточнение связи звука и буквы.
1) Характеристика звуков.
– Второй отпечаток руки бандита находится
слева от интерактивной доски и возьмёт тот, в чём
имени 1 звук совпадает с 1-м звуком грабителя. (Паша.)
– Прочитай на обратной стороне отпечатка
задание, которое необходимо выполнить.
(Дать характеристику звуков.)
– Имя бандита – Патрик. Какой звук на первом
месте в слове?
– Дать характеристику звуку [п].
– Какая строчная буква обозначает звук [п]?
– Какой звук на третьем месте в слове?
– Дать характеристику звуку [т].
– Какая строчная буква обозначает звук [т]?
(Учащиеся в тетрадях на карточках проводят
линии от букв к характеристикам.)
ПРОВЕРКА. (СЛАЙДЫ 4-5)
– Определите тему занятия. (Буквы п – т.)
2) Сравнение букв п – т по начертанию.
– Посмотрите на букву п. Из каких
элементов состоит эта буква?
(На магнитной доске – строчные рукописные
буквы п – т).
– Посмотрите на букву т.Из каких
элементов состоит эта буква?
– Какие элементы букв одинаковые? В чём
отличие?
3) Произнесение и письмо букв в воздухе ручкой.
4) Условные обозначения букв «п» – 2, «т» – 3.
(На магнитной доске под буквами п – т выставляется цифра 2 и цифра 3.)
5) Конструирование и реконструирование букв.
– Разбойник, идя на преступление, взял с собой
инструменты для вскрытия замков. Некоторые из
них он забыл в кабинете. (СЛАЙД 6)
(У каждого учащегося – бумажный набор
элементов букв. Работа с элементами букв п – т.)
А) Выбрать нужные элементы для букв, сложить
буквы.
Б) Разобрать, оставить только одинаковые
элементы. Какие элементы нужны для букв п и т
?
II. Основная часть
1. Развитие пространственных представлений и конструктивной деятельности. Работа со словом-исключением. (СЛАЙДЫ 7-8)
– Третий отпечаток руки находится над
зеркалом и возьмём его тот, в чём имени 3-й звук [М].
(Сима.)
– Прочитай на обратной стороне отпечатка
задание, которое надо выполнить. (Прочитать
изограф.)
– С помощью какого устройства грабитель
оказался в школе? (На доске – ИЗОГРАФ)
ПАРАШЮТ – заимств. в 19 в. из греч. «пара» – против,
из франц. «шют» – падение, в переводе
(приспособление против падения). Устройство (из
ткани) с раскрывающимся в воздухе куполом и
стропами для прыжка с самолёта или спуска с
высоты груза, устройства для замедления движения
предмета в воздухе.
(Орфограмма: После шипящих Ж,Ч, Ш, Щ не пишутся Ы,
Ю, Я, а пишутся И, У, А. Исключения: жюри, брошюра,
парашют)
– Сложите разрезную картинку. (Учащиеся
складывают парашют.) (Проверка – СЛАЙД 9)
– Что получилось? (Парашют). (Запись слова в
тетрадь. Постановка ударения.)
2. Работа по развитию слухового внимания.
– Во время совершения разбойного нападения
разбойник внимательно прислушивался к звукам,
которые его окружали.
Я буду называть звуки, слоги, слова, а вы
заполните слева – направо клетки квадрата
крестиками и точками. Если услышите звук [П] –
точка, звук [Т] – Х. Выполнив задание, вы узнаете
куда пытался проникнуть злодей. (Учащиеся
выполняют задание на индивидуальных карточках.)
(Ряд звуков: Т Т Т
Т
П Т
Ряд слогов: ТА-ТО-ТУ
ПО-ПУ-ТИ
Ряд слов: ПАЛКА, ТАНК, ПОЛКА
ТИНА,
ПОРОХ, СПИНА)
– Изображение какой цифры получилось? (Цифра
ДЕВЯТЬ.)
– Грабитель проник в кабинет № 9. (Запись слова в
тетрадь. Постановка ударения.)
Х | Х | Х |
Х | . | Х |
Х | Х | Х |
. | . | Х |
. | Х | . |
Х |
. |
. |
3. Динамическая пауза. Зрительная гимнастика. (СЛАЙД 10)
– Проникнув в школу, разбойник хотел унести с
собой некоторые предметы. К сожалению,
изображения предметов не видны полностью.
Выставляется пособие «Муха» с 9-ю предметами. По
инструкции логопеда учащиеся отгадывают предмет
по незаконченному контуру. Если в названии
предмета – [П], ученик подпрыгивает, [Т] –
приседает.
Выставляются условные обозначения:
П –
Т –
(Предметы: пылесос, самолёт, гитара, сапоги, телефон, пиджак, лампа, автомобиль, пила).
4. Дифференциация букв п – т на уровне слова.
1) Развитие мелкой моторики рук, зрительного внимания.
– Не удалось преступнику унести задуманные
предметы. Вместо этого он спрятал другие
предметы. (Выставляется ящик с фасоль. Учащиеся
по очереди находят в ящике предметы).
(Каждый ученик получает карточку со словами, в
которых пропущены буквы п – т и с закодированным
в виде точек рисунком).
– Вставьте в слова пропущенные буквы п – т.
Если в слове пропущена буква п, найдите цифры, указанные в колонке «п». Если в слове пропущена буква т, найдите цифры, указанные в колонке «т». На <РИСУНКЕ 1> отыщите точки, которые стоят около этих цифр. Соедините точки прямыми линиями. Соединив все точки, вы получите рисунок и сможете узнать, какой опасный предмет был у преступника во время ограбления. Запишите слово «пистолет» на пустой строке в таблице, поставьте ударение.
СЛОВА | п |
т |
ГРАНА ... А | 1 – 4 |
1 – 2 |
… ЕРО | 2 – 3 |
2 – 5 |
МОНЕ … А | 3 – 5 |
3 – 4 |
БУ … ЫЛКА | 4 – 6 |
4 – 5 |
КОМ … АС | 5 – 6 |
4 – 6 |
ЦЕ … Ь | 6 – 7 |
6 – 8 |
БО … ИНОК | 7 – 9 |
7 – 8 |
… УШКА | 8 – 9 |
9 –8 |
5. Развитие мыслительных процессов.
– Четвёртый отпечаток руки находится справа от
зеркала и возьмём его тот, в чём имени 3-й звук
[Т]. (Наташа.)
– Прочитай на обратной стороне отпечатка
задание, которое необходимо выполнить.
(Отгадать ребус.) (СЛАЙД 11)
– Разбойник решил избавиться от оружия и спрятал
его. А где? Вы узнаете, расшифровав ребус.
6. Закрепление пространственных представлений: вверх, вниз, вправо, влево + развитие мелкой моторики. Развитие мыслительных процессов.
(Выставляется ящик с песком и
фигурками-игрушками: ёлки, дуб, камни, птицы.
На СЛАЙДЕ 12 – три дорожки: №2, №3, №2-3.)
– Используя карту, определить правильный путь к
спрятанному оружию.
Подсказка: номер дорожки связан с
количеством элементов у букв п-т .
(– В слове «пистолет» три буквы нашей темы:
п-т-п. В букве п – 2 элемента, в т – 3
элемента.
Значит, выбираем маршрут синего цвета.)
(Учащиеся выкладывают полоски синего цвета по
песку, ориентируясь по карте.)
7. Игра «Найди, что спрятано». Развитие диафрагмального дыхания.
– Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и
надувай живот «шариком». Старайся так дуть, чтобы
воздушная струя была очень долгой.
(Игрушка «пистолет» засыпается тонким слоем
песка. Сдувая песок, ребёнок достаёт игрушку.)
8. Развитие оптико-пространственных представлений и навыков слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.
– Пятый отпечаток руки находится на левой
дверце мебельной стенки и возьмём его тот, в чём
имени последний звук [С]. (Денис)
– Прочитай на обратной стороне отпечатка
задание, которое необходимо выполнить.
(Собрать слово.)
– Грабитель ходил на тренировочные стрельбы … А
куда? Отгадайте.
(Перед учащимися игра «Ромб».) (СЛАЙД 13)
– Прослушав инструкцию, попробуйте составить
слово из букв, которые находятся в ромбах. Нижний
ромб – буква посередине, левый ромб – буква
внизу, правый ромб – буква слева.
(Слово ТИР.) (Запись слова в тетрадь,
постановка ударения.)
9. Гимнастика для глаз. (СЛАЙД 14)
– Перед Вами мишень. Сейчас прозвучат выстрелы из пистолета разбойника. Внимательно проследите глазами за движением каждой пули. Запомните количество выстрелов и направление движения каждой пули. После просмотра по памяти зарисуйте в тетради с помощью стрелок направление движения каждой пули.
10. Работа с деформированными пословицами.
– Мне хочется, чтобы Патрик встал на путь исправления. Я подготовила карточки с пословицами, но в них перепутались начало и конец предложений.
ЛЕГКО ВОРОВА …Ь …ОСЛЕДНЕЕ РЕМЕСЛО
ВОРОВС … ВО В БЕДУ ПО … АСТЬ
УКРАС … Ь ТЯЖЕЛО О … ВЕЧА … Ь
– Помогите вставить буквы п – т, собрать пословицы и объяснить их смысл. Поставить в словах ударение. (Задание выполняется в тетрадях.)
11. Дифференциация букв п – т на уровне текста.
– Я подготовила послание для бандита, но в нём перепутались буквы п – т. Исправьте ошибки и объясните смысл моего стихотворения.
(У каждого ученика – карточка с посланием.)
Все законы соблюдапь
И трава не нарушапь –
Эпо взрослые и депи
Должны свяпо вытолняпь!
Проверка.
12. Развитие логического мышления. (СЛАЙД 15)
– Пятый отпечаток руки находится справа от
интерактивной доски, и возьмём его тот, в чём
полном имени 3 слога. (Наталья)
– Прочитай на обратной стороне отпечатка
задание, которое необходимо выполнить.
(Определить фото грабителя.)
– По электронной почте я получила фото бандитов.
Определите разбойника Патрика по описанию. Он не
в женском костюме, на его лице нет усов, он не
имеет головного убора.
III. Итог занятия
– В течение занятия, Патрика я называла
жуликом, мошенником, грабителем, разбойником,
злодеем, бандитом.
– Как называются эти слова? (Синонимы.)
– Ряд синонимов называется синонимическим
рядом.
– Подберите синоним, который является главным,
основным в этом ряду. (Преступники.)
– Кто такие преступники?
– Какие звуки сравнивали? буквы?
– Какие элементы нужны для буквы «п»? «т»?
– Спасибо за работу!