Цели урока:
- осмыслить одну из сквозных тем творчества В. Распутина – преодоление «поживательства и пожинательства»;
- обучить информативному анализу изобразительных средств художественного текста;
- воспитать потребность в самоанализе изменения и развития собственной личности.
Предварительная подготовка:
- чтение рассказов;
- просмотр кинофильма «Рудольфио» (режиссер Татьяна Преснякова, музыка Ираклия Габели, 1991г.)
- индивидуальные задания:
- Сопоставление эпизодов рассказа «Рудольфио» и сцен фильма, сравнение изобразительных средств двух видов искусства;
- Выразительное чтение эпизодов полета во из рассказа «Наташа», таежных пейзажей из рассказа »Век живи – век люби».
Беседа по рассказу «Рудольфио»:
– Насколько, по-вашему, обыкновенна ситуация?
– Кто является источником необыкновенности?
– Кого и что придумывает героиня рассказа Ио? (Общее
имя, веру в Маленького Принца, «правда, что
Маленький Принц был у нас на земле», самого
Рудольфа)
– А чувство, которое Ио испытывает к Рудольфу, –
истинное или придуманное? (На взгляд Ио –
истинное, на взгляд «взрослых и обыкновенных» –
придуманное)
– Каким изображен Рудольф: обыкновенным,
необыкновенным, счастливым, несчастным? Из чего
состоит его жизнь? (Рработа, жена Клава,
домашнее хозяйство – жизнь наполнена, устроена,
стабильна)
– Что привносит в эту налаженную жизнь Ио? Как
меняется отношение Рудольфа к вторгшейся в его
мир девочке? (Смешная девочка, «совсем
девчонка», неинтересно маленькая для него; она
доводит его до свирепой ярости своей наивной
назойливостью, потом вдруг волнует его обещанием
будущей красоты; случайно напоминает ему о
романтике и опасностях приключений в книгах
Сент-Экзюпери).
– Удается ли Ио окончательно вытащить Рудольфа
из надежной, безопасной обыденности? (Нет, в
кульминационный момент он отгораживается от
влюбленной девочки «проверенной истиной: «в губы
целуют только самых близких»).
– А нужен ли ему был этот отрыв от
действительности? (Возможно: «куда же дальше?»
– думает он, потеряв ее навсегда).
– А что произошло с самой Ио? (Для нее
разрушился первый в ее жизни воздушный замок,
прекрасный принц обернулся обыкновенным
Рудольфом, да и сама она, возможно, повзрослела, а
значит, стала обыкновенной).
Конечно, у В. Распутина, в его точно и тонко
организованном художественном мире, где герою,
как и самому автору, удается удержаться на краю
обрыва в пошлость, иной финал невозможен.
Писатель не пустил своих «Рудольфио» в болото
банального адюльтера и соблазнения очередной
«Лолиты».
– Как акцентирована обыкновенность жизни
Рудольфа в фильме по рассказу? (Углублением
образа Клавы – изможденной трудной жизнью,
невзрачно одетой, вечно жалующейся супруги).
– А полет, в который Ио зовет Рудольфа? (Танцем
в девичьих снах, музыкальной темой).
Переходим к обсуждению рассказа «Наташа»:
– Как сочетаются реальность и сон,
обыкновенное и необыкновенное в этом рассказе? (Странно
соединяются)
– Кто такая Наташа? (Медсестра в больнице, где
лежит герой-повествователь: проза жизни –
операция, больные, несчастные в своей «торчащей
на виду» болезни).
– Чем она поразила героя? («Цветущим добротой
лицом», «способностью смущаться и краснеть»,
«исправно и с душой исполняет свои обязанности»,
«немного не от мира сего»).
– Что это значит? Каков же тогда мир, в котором
такие люди воспринимаются как странные? (Мир
людей «в своем могучем поживательстве и
пожинательстве» – пробуем объяснить эти
распутинские окказионализмы).
– Когда герой понял, что Наташа – девушка из сна,
в котором научила его летать? (После наркоза,
что вроде и оставляет рассказ вполне
реалистичным: мало ли что привидится в таком
состоянии!)
– Что увидел, услышал, почувствовал, понял герой
в полете? (Выразительное чтение эпизода
полета).
– Почему Наташа «работала в больнице недолго»? (Появилась
ниоткуда, исполнила свой долг и исчезла в никуда,
как добрый ангел).
«Век живи – век люби»
– Что необыкновенного случилось в жизни Сани? (Он
случайно приобрел так манившую его
самостоятельность)
– Что открылось ему? («Ощущение высоты» в
процессе самой «неприятной работы». Он
почувствовал, что самостоятельность – это
ответственность за себя, за свой маленький и
общий огромный мир)
– Кто такой Митяй? Что происходит с ним в утро
поездки за ягодой? (Преображение из вечно
пьяного, несуразного мужика в «другого» человека
с «уверенно поблескивающими глазами на
поздоровевшем лице»)
– Почему? (Человек отправляется делать
знакомое, любимое и нужное дело).
– Что подумал Саня об уходящих вереницей в тайгу
ягодниках? («Уходящими в поисках вечного
пристанища» и «уносящими…итоги своей жизни»
показались ему люди с коробами за спинами:
вековой сумрачный лес спросит с них за все
совершенное).
– Какой тайга открывается самому Сане? (Читаем
«тайга стояла тихая и смурная…», «только что шли
по живому…»)
– В чем смысл загадочных слов Митяя: «сколь тайги
из-за одного такого погубило»? (Это
предостережение дяде Володе, который уже сейчас
выглядит каким-то чужим в тайге)
– Что необыкновенного пережил Саня за этот
поход? (Тяготы трудного пути по бурелому,
открытие предопределенности и необходимости
трудных испытаний, после испытаний –
заслуженную радость не только от изобилия ягоды,
но и от непостижимой красоты мира, борьбу с
жадностью, преодоление ее напоминанием о
«девочке Кате», которой ягода «очень нужна»,
наконец, предательство дяди Володи)
– Главное открытие – «век живи – век люби». Как
истолковать финальный абзац? Можно ли надеяться,
что Саня не скажет таких грубых слов таким
привычно уверенным тоном «никогда»? («Он
проснулся в ужасе»)
Дома дети пишут эссе о роли необыкновенного в нашей обыкновенно.
Особая благодарность Л. В. Андреевой, автору урока-размышления по рассказу В. Распутина «Рудольфио», участнику Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», за ключ к пониманию текста и побуждение к полемике. й жизни.