Урок окружающего мира "Город, в котором я живу". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: создать условия для формирования нравственного и патриотического воспитания через изучение истории родного города.

Задачи:

обучающая:

  • изучение памятников архитектуры родного города;

развивающая:

  • развитие и совершенствование навыков общения, сравнения и обобщения;
  • развитие творческих способностей учащихся при оформлении групповой работы;

воспитывающая:

  • воспитание интереса к истории родного края.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока, мелодия “Колокольный звон” (минусовка), песня Олега Дегтярёва о городе Юрьев-Польском, рисунки детей “Город, в котором я живу”, пластилин, клеёночки на парты, бросовый материал (коробочки, баночки), конверты с заданием.

Оформление:

Выставка рисунков “Город, в котором я живу”, выставка книг по теме урока.

Эпиграф (на доске):

Что может быть милей

Бесценного родного края? (Н. Языков.)

1. Приветствие, введение в тему.

Звучит мелодия “Колокольный звон” (минусовка).

Жизнь спешит по заданному кругу.
Льётся мысль. Последние штрихи.
Юбилею города, как другу,
Эти посвящаю я стихи.
Скрыт в полях цветов и разнотравья
Разодетый в радужный наряд:
Магазин и парк, асфальт и гравий –
Так живёт девятый век подряд.
Память города седым дождём омыта
И её не разорвут века.
Помнит он, что в летописи скрыто,
Как ваяла твёрдая рука.
Про безумства, вражеские оргии,
Как трещал под ними русский лёд.
Каждой фреской говорит “Георгий”,
Как он воскресал, как шёл вперёд.
Княжеские лики и святые,
Воина навек застывший жест,
Родины дороги извитые,
Знаменитый Святославов крест.
Зелень крон. Предутренняя мгла.
Не из колокольного ль звучанья
Колокша когда-то потекла.
Скажут пусть, что маленький, не броский,
Он – живой, и мы – его лицо.
Ведь недаром входит Юрьев-Польский
В золотое русское кольцо!

Инна Токмакова “Юбилей”

- Ребята, как вы думаете, о чём у нас с вами пойдёт речь? (Речь пойдёт о нашем городе Юрьев-Польском)

- А почему стихотворение Инны Токмаковой называется “Юбилей”? (Потому, что в этом году наш город отмечает юбилей – 860-летие со дня основания.)

- Ребята, а какие памятники архитектуры нашего города вы знаете?

2. Актуализация знаний учащихся.

Выступают ребята с рассказом о памятниках архитектуры. (Используются рисунки, которые нарисовали на уроке ИЗО).

1 учащийся (М. Щёкин) - 2-6 слайды +рисунок. Презентация

Юрьев-Польский - один из старейших городов Владимирской области, Золотого кольца. Юрьев-Польский расположен на реке Колокша (приток Клязьмы), в 68 км к северо-западу от Владимира и 180 км к северо-востоку от Москвы. Юрьев-Польский был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Назван город по имени своего основателя. Приставка же “Польский” происходит не от страны Польши, а от полей, среди которых стоит Юрьев. Дело в том, что город расположен в природном районе, называемом суздальским опольем – холмистой области с лесостепной растительностью, окруженной густыми лесами. Также по его распоряжению была сооружена почти круглая каменная крепость, которая была обнесена сохранившимся до нашего времени земляной насыпью (валом) высотой до 7 м.

2 учащийся (Н. Чатаев) – 7-14 слайды +рисунок.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском был построен в 1230-1234 годах на месте древнего собора 1152 года, заложенного князем Юрием Долгоруким. Первый собор простоял меньше ста лет, и, судя по летописным свидетельствам, был разрушен во время землетрясения. В тот же год юрьевский князь Святослав Всеволодович, сын Суздальского князя Всеволода III, повелел разобрать обломки и начать строительство нового собора. В построенном по его заказу Георгиевском соборе сохранился высеченный им каменный крест, сделанный в память о чудесном спасении Святослава на реке Волге в 1224 году.

Постройка нового собора была окончена в 1234 году. Георгиевский собор был украшен богатейшей каменной резьбой. Камни с искусно вырезанными на них рельефными изображениями людей, зверей, птиц и растений были выложены так, что составляли цельные сюжетные картины. Среди резьбы собора сейчас туристы особенно любят необычную для здешних мест фигуру слона. Есть даже такое поверье, что тот, кто найдет ее среди резьбы самостоятельно, без подсказки, может загадать желание, и оно сбудется.

В середине 1460-х гг. собор неожиданно обрушился, но не целиком. После обрушения московский князь Иван III повелел восстановить собор как можно скорее. Реставрационные работы были поручены знаменитому московскому зодчему и подрядчику Василию Дмитриевичу Ермолину.

После восстановления собор стал ощутимо ниже, но интерьер его сохранился. Сейчас в соборе находится музей с собранием древних резных камней, когда-то составлявших его стены; там же хранится и каменный “Святославов крест”.

3 учащийся – Александрова Л. - 15 слайд + рисунок.

Церковь Святого Никиты Мученика была построена в 1796 году, также прихожанами Покровской церкви. Храм получился очень красивым, изящным и ярким, сейчас в этом ансамбле он привлекает, пожалуй, даже больше внимания, чем более старинная и интересная Покровская церковь. Никитская церковь выстроена в стиле классицизм, с трех сторон входы в нее украшают пышные портики с колоннами. Особенно хорош высокий барабан с рядом узких и высоких окон, обеспечивающих превосходное освещение храма. Барабан увенчан небольшим куполом, живописно дополняющим весь облик храма и придающим ему устремленность ввысь.

В советское время храмы еще долго оставались действующими. Но в 1941 году было принято решение об их закрытии, и в красивых зданиях расположилась автостанция и авторемонтная мастерская. Снова богослужения начались в Никитском храме только в 1988 году, и с этого момента красивый комплекс стал возрождаться к жизни.

3. Изучение нового материала.

- Сегодня мы с вами познакомимся ещё с памятниками архитектуры нашего города.

А познакомят нас с ними историки нашего города (уч-ся 5 класса). Поприветствуем их.

Слайд 16.

- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве-Польском была построена в 1769 году. Его построил монах Михайло-Архангельского монастыря Кирилл, да не просто построил, а возвел рядом несколько деревянных келий для нового девичьего Покровского монастыря. Однако долго монастырь тут не просуществовал, четыре инокини были переведены в Введенский монастырь, а церковь осталась стоять на берегу Колокши не у дел. В 1768 году храм “по недосмотру пономаря и дьячка” полностью сгорел, но жителям окрестных домов удалось спасти из огня книги, ценную утварь и иконы. Год спустя прихожане перестроили свой храм в камне. Это здание и сохранилось до наших дней: высокая пятиглавая церковь с многочисленными резными украшениями по фасадам и красивыми наличниками на окнах. В ней было устроено три престола: главный в честь Покрова Пресвятой Богородицы и два теплых ? Святителя Николая и Пророка Илии. В конце XIX века церковь прославилась своим необыкновенным любительским хором, составленным из представителей местной интеллигенции ? врачей, учителей, чиновников. Организатором хора был ветеринарный врач Н.И.Любимов. И пел этот хор, по сообщению владимирской газеты, весьма неплохо.

Высокая четырехъярусная колокольня была пристроена к церкви во второй половине XIX века. Она стала одним из высотных ориентиров в городе, видна почти отовсюду, а с тех пор, как в советское время было снесено немало храмов и колоколен, осталась главной высотной доминантой Юрьева.

Слайд 17

- Год основания Свято-Введенского девичьего монастыря неизвестен. Первая дата, связанная с его упоминанием, ? 1628 год, под которым в окладных патриарших книгах записана “церковь Николая чудотворца на посаде в девиче монастыре”. Известно также, что до основания монастыря на посаде на этом месте стояла деревянная Алексеевская церковь.

Второй монастырский храм – Введенский собор – был построен в 1763-1766 годах. Храм был также очень красив, с пятью главами на высоких барабанах, причем центральная глава была двойной, по подобию киевских соборов. В нижнем ярусе колокольни были сделаны Святые ворота. Не уступала по украшению и сама церковь – она была богато декорирована разнообразной резьбой, часть которой сохранилась до наших дней. В 1785 году на средства юрьевского купца Карцева монастырь с трех сторон был обнесен каменной оградой, а с четвертой, северной стороны по какой-то причине поставили деревянный забор. Этот забор заменили на каменную ограду в 1856 году.

В советское время храмы были закрыты, и в них разместился склад с мастерскими, а потом долгое время здания занимал хлебозавод. Сейчас монастырь возобновлен как мужской, его новое название – Свято-Введенский Никоновский.

- Петропавловский монастырь “близ города Юрьева” существовал с XVI века как мужская обитель. Во время “литовского разорения” он был разрушен и сожжен. В 1825 году юрьевцы подали прошение в губернское правление о сносе ветхой Петропавловской церкви. Храм был передан Михайло-Архангельскому монастырю, и по указу Синода в 1830 году окончательно обветшавшую церковь снесли. Некоторое время здесь была пустошь, отошедшая в собственность крестьянам соседнего села Федосьина. Землю эту выменял у крестьян юрьевский купец Петр Бородулин, решивший возобновить храм. В 1843 году неподалеку от городской заставы началось грандиозное строительство. Купец Бородулин получил разрешение построить здесь новый большой храм во имя Петра и Павла. Здание получилось поистине великолепным, таким, какого в Юрьеве-Польском еще не было. Однако огромный новый пятиглавый храм Петра и Павла, с массивным световым барабаном в центре, с четырьмя главами (тоже на световых барабанах) по углам, с огромными, высокими порталами, в византийском стиле, с тремя престолами оказался еще почти на двадцать лет без прихода. Новую жизнь ему дал большой городской пожар 1871 года, уничтоживший женский Введенский монастырь. Оставшиеся буквально на улице монахини получили разрешение занять Петропавловскую церковь, ставшую впоследствии соборным храмом монастыря. С 1874 года обосновавшаяся на новом месте обитель официально стала называться Петропавловской.

Слайды 18-19

Успенская теплая церковь монастыря была построена примерно в это же время. Сейчас ее трудно распознать в оставшихся руинах, заросших деревьями и кустарником, а тогда это была довольно просторная красивая церковь в новорусском стиле, увенчанная одной главкой на шатровом завершении.

Огромная пятиярусная колокольня сохранилась в монастыре лучше всего. Сейчас она лишена главы, но от этого не утратила своего великолепия. Выстроенная в конце XIX века в том же, что и весь монастырь, неорусском (византийском) стиле, она богато украшена разнообразной резьбой, а каждый ярус имеет свои особенные арочные проемы и декор. О строительстве колокольни позаботилась очень много сделавшая для монастыря игуменья Клавдия. Ее же усилиями в 1898 году в монастыре открылась богадельня, а немного раньше – школа для девочек, причем со своего рода интернатом для тех учениц, которые жили далеко. В школе преподавали Закон Божий, письмо, арифметику, грамоту, шитье и рукоделие.

Собор Троицы Живоначальной в Юрьеве-Польском был построен рядом с древним Георгиевским собором, между ним и Михайло-Архангельским монастырем. Строительство было начато в 1907 году, после четырехлетнего сбора пожертвований на строительство нового большого собора в городе. Необходимость такого собора была очевидна: Георгиевский собор, даже расширенный и перестроенный до неузнаваемости не мог вместить в себя всех верующих, в особенности в праздники. Работы по строительству нового храма велись семь лет, и к 1914 году здание было завершено. В советское время собор был закрыт и изуродован, были снесены главы. Сейчас он не действует, возвышаясь огромным краснокирпичным силуэтом рядом с Георгиевским собором. И даже не все туристы сразу распознают в здании некогда величественный собор, построенный на средства всех жителей Юрьева-Польского.

Слайд 20

Церковь Рождества Христова была построена в начале XVIII века на месте прежней деревянной. Переулок, в котором стоял храм, назывался Кокушкиным и Козьмодемьянским. Последнее название он получил от храма, который местные жители знали больше как Космодамианский, по посвящению одного из приделов. Есть предположение, что первоначально весь храм был освящен в честь Космы и Дамиана, и только в конце XVIII века, после пристройки колокольни был переосвящен во имя Рождества Христова.

Это была летняя, или “холодная” церковь – сравнительно невысокий четверик, увенчанный пятью большими барабанами с луковичными главами. К четверику была пристроена низенькая трапезная с трехъярусной массивной колокольней, на которой были даже часы. Колокольня не сохранилась, она была полностью разрушена в советское время.

Слайд 21–22

- Стоящая рядом с Христорождественской Борисоглебская церковь (1792-1808 гг.) разрушена практически до основания. Сейчас ее сохранившийся фундамент и часть стен обнесены строительными лесами, ведется медленное восстановления храма. Это был простой “теплый” приходской храм, составлявший пару с церковью Рождества Христова.

В советское время храмы были закрыты, в Борисоглебской церкви находился молокозавод. Церковь Рождества Христова, пострадавшую менее сильно, восстановили первой, и с 2006 года в красивом, празднично-белом храме ведутся богослужения.

Воскресенская церковь, давшая название одной из главных улиц Юрьева-Польского, сейчас скрыта от глаз и перестроена до неузнаваемости. Построена она была на средства жителей города в 1760 году. По всей вероятности, позднее перестраивалась, так как внешне ее стиль ? классицизм. Церковь была двухэтажной, с массивными портиками по четыре колонны, с высокими фронтонами. В нижнем этаже с приделом Преображения Господня до 1826 года проводились зимние богослужения, в верхнем Воскресенском храме – летние. В советское время храм был закрыт и перестроен, разрушена его колокольня. Сейчас в нем находится детский дом.

Слайд 23

Физкультминутка.

- Скромная, сейчас совсем заброшенная Вознесенская кладбищенская церковь была построена в 1780 году на средства, собранные горожанами. Это типичная провинциальная церковь с длинной трапезной, резными украшениями наличников и многослойными карнизами, с ложными закомарами. В 1840 году к церкви была пристроена двухъярусная колокольня в стиле классицизм, с высоким шпилем. В церкви было три престола: главный Вознесенский и два теплых, или “зимних”: Петропавловский и Сергия Радонежского. При храме действовала церковно-приходская школа. В советское время храм был закрыт, колокольня сломана.

Слайд 24–25

Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Известно, что в 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. Такая грамота действительно была выдана. В монастыре было немало подарков от князя Д.М.Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина – село Лучинское.

Соборный храм во имя Архангела Михаила был разрушен в 1408 году во время очередного взятия города и вскоре снова отстроен. В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский. Высокое стройное бесстолпное здание с пятью главами богато украшено рустовкой, сочетающейся с резными карнизами и фризами. В соборе хранился образ Михаила Архангела, который в 1812 году настоятель монастыря Никон дал с собой 5-му полку Владимирского ополчения. Образ прошел всю войну и в 1814 году возвратился в монастырь. В храме по сей день сохранились две старинные монастырские иконы, почитающиеся чудотворными. В советское время внутреннее убранство собора было уничтожено, в здании были размещены выставочные залы музея, находящиеся там и по сей день. Но несколько лет назад по договоренности с Владимирской епархией в храме снова стали проводиться богослужения.

Слайд 26–27

Трапезная церковь Иконы Божией Матери “Знамение” была построена в 1625 году. Это простой невысокий храм с обширной трапезной палатой. Она соединяется с запада с келарской, или ризничьей палатой и погребами. Этот большой комплекс соединяется переходом с каменными архимандритским и братским корпусами, которые были выстроены в 1763 году.

-  Подлинное украшение монастыря – надвратная церковь Иоанна Богослова – была построена в 1670 году. Она очень гармонично перекликается с более поздним собором Михаила Архангела. Тесно посаженные главы на тонких барабанах придают храму дополнительную устремленность ввысь.

Слайд 28–29

- Стоящая рядом с собором отдельная колокольня была построена в 1685-1688 годах. Это красивое массивное восьмигранное сооружение, грани которого испещрены украшениями. Завершает колокольню высокий шатер с тремя рядами “слухов”. На ярусе звона было девять колоколов, среди которых были очень интересные старинные экземпляры. Самый большой колокол, весов в 320 пудов (около 5250 кг), был подарен монастырю в 1804 году юрьевским купцом 1-й гильдии, Петром Петровичем Карцевым. Этот колокол разбился в 1807 году и был перелит заново во Владимире. К сожалению, ни одного колокола не сохранилось в советское время.

Стены и башни монастырской ограды были перестроены в камне в XVII-XVIII веках, до того они были деревянными. Но ограда была каменной уже в XVI веке, а позднее только перестраивалась. Сохранилась самая старая стена монастыря, западная, относящаяся к 1535 году. Сохранились в перестроенном виде и три древних башни, на которых можно увидеть сохранившиеся бойницы всех видов оборонительного боя, какие делали в те времена.

- Во дворе монастыря стоит два памятника деревянного зодчества. Один из них – маленькая и скромная надкладезная часовня, имеющая, однако, богатую историю. По преданию, источник появился в те времена, когда по очень строгому уставу монахи не имели права выходить за пределы монастырских стен, и после общей молитвы родник вдруг забил прямо в монастыре. Сейчас источник снова освящен и из него можно брать воду.

Слайд 30–33

Деревянная Георгиевская церковь из села Егорье (1718 г.) была перенесена в монастырь в 1967-1968 годах Л.В. и В.М. Анисимовыми. Церковь небольшая, но стройная и изящная, и она прекрасно вписалась в общий монастырский ансамбль.

В советское время монастырь был закрыт, и архимандритский корпус отдали под музей, но не сразу, а только при содействии известного архитектора и реставратора П.Д. Барановского. В остальных зданиях расположились различные учреждения, так, например, в соборе устроили мельницу. Постепенно все же музей занял весь комплекс монастыря, и в наши дни продолжает оставаться там. В его экспозициях отражена вся история Юрьевского Ополья, собрано множество икон и картин, предметов искусства и быта.

4. Закрепление.

• Работа в группах. Класс разбивается на 4 группы. Каждая из них получает пакет с заданием. В пакете изображение архитектурного памятника.

Задание:

- Какой памятник архитектуры изображён на иллюстрации?

- Что вы запомнили о нём, расскажите.

- По выбору учащихся, так как на изображении несколько памятников архитектуры, выполнить макет данной постройки.

За основу заготовки для конструирования постройки можно взять небольшие коробочки и бутылочки и облепить их пластилином, имитируя каменные стены, башни, храмы. Из отдельных построек в конце урока можно собрать город – крепость.

• Защита проектов детьми.

- Ребята, а как можно использовать эти макеты? (Верно, можно путешествовать по древнему городу, придумать игру “Как жили люди 300 лет назад” или “В гостях у мастера постройки”).

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Ребята, что вам запомнилось больше всего на уроке?

И в заключении звучит песня Олега Дегтярёва о городе Юрьев-Польском.