Цель: данное занятие направлено на развитие личностного роста; понимание, принятие и делание себя; коррекцию поведения и обретение навыков конструктивного общения с другими.
Оборудование: плакат с изображениями лиц с разными чувствами, правила группы, девиз группы, значки с символами для каждого участника, расслабляющая музыка, маски заготовленные участниками тренинга.
Схема построения занятия:
- 1 этап. Приветствие. Разминка – игра «Чёрные шнурки».
- 2 этап (основной). Чтение сказки, упражнение «Маска».
- 3 этап. Завершающая игра «Подарок».
- 4 этап. Рефлексия.
Ход занятия
1 ЭТАП.
1. Приветствие.
Участники тренинга садятся в круг и по кругу передают улыбку.
2. Игра «Чёрные шнурки».
Цель: настройка группы на непринуждённое и откровенное общение.
Группа сидит в круге. Ведущий встаёт, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия игры: меняются местами все, к кому относится высказанное предложение. Тот, кому не досталось места, становится водящим и получает возможность предложить группе следующее условие. Например, можно начать игру: «Пусть поменяются местами те, у кого чёрные ботинки» или «Пусть поменяются местами те, кто сегодня утром чистил зубы».
2 ЭТАП.
1. Сказка «Коряга».
Ведущий читает сказку «Коряга» (дана в приложении). Дети должны откинуться на спинку стула и сесть поудобнее, можно закрыть глаза и представлять себе сказку. Звучит тихая музыка.
2. Упражнение «Маска».
Цель: интеграция участниками группы собственного «Я-образа». Принятие себя через самооценку и оценку других.
Ведущий предлагает каждому члену группы сделать маску. Главное, чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала участника тренинга или отражала его эмоциональное состояние.
На листе бумаги рисуется овал по размеру лица. Определяется место для глаз и рта. Затем с помощью красок, карандашей и других материалов маска раскрашивается, оформляется. Во время изготовления маски звучит тихая музыка.
При изготовлении маски нет каких-либо правил: участник сам должен её придумать и воплотить на бумаге. Маску необходимо вырезать, надеть на лицо. Затем маска «оживает» и говорит о себе.
Каждый участник тренинга рассказывает историю от имени маски.
Рисунок 1
Рисунок 2
3 ЭТАП.
Завершающая игра «Подарок».
Участники сидят в кругу. Ведущий даёт им следующую инструкцию: Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с меня, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-нибудь предмет и дарит его своему соседу слева (цветок, мороженое, торт, шарик и т.п.)».
4 ЭТАП.
Рефлексия.
Участники по очереди говорят, что им понравилось в занятии и, что они при этом чувствовали. Какие чувства были при изготовлении маски, что чувствовали, когда рассказывали историю и т.д.
Рисунок 3
Список используемой литературы:
- Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.
- Тренинг по сказкотерапии. Под редакцией Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб.: Речь, 2005. – 254 с.