Цель: Систематизировать знания учащихся о своей стране, её символах: флаге, гимне, гербе; “малой родине”.
Задачи:
- Развивать связную устную речь учащихся, способствовать развитию памяти, мышления, воображения, обогащать словарный запас детей.
- Воспитывать чувство гордости за свою страну, свой поселок, любви и уважения к Родине, её символам.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, я знаю, что вы очень любите загадки.
У.: Сейчас мы будем отгадывать загадки, а ответ записывать в кроссворд, по вертикали получится слово, которое и будет являться темой нашего урока.
У.:
Колюч, да не ёж.
Кто это? (ёрш)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (бабочка)
Он в берлоге спит зимой
под большущею сосной,
а когда придёт весна,
просыпается от сна. (медведь)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её… (лиса)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
А зовут её … (ворона)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (заяц)
II. Сообщение темы урока.
У.: Какое слово получилось в кроссворде?
Д.: – Родина.
У.: – Сегодня на уроке мы с вами поговорим о Родине, вспомним то, что уже знаем, а также узнаем много нового.
Систематизация знаний о своей стране, её символах.
(учитель читает стихотворение)
О РОДИНЕ.
Солнце золотое
светит над страной:
это край Российский
это край родной...
Хорошо ребятам
жить в родном краю.
Всей душой мы любим
Родину свою.
Родина – это дом, в котором мы живём и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Поселок со своими улицами, парками. Родина – это и наши мамы, папы, бабушки и дедушки.
У каждого человека есть свой маленький уголок – поселок, улица, дом, где он родился. Это – его малая Родина.
– Кто ребята нам сможет рассказать о своей малой родине?
– Где бы в последствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома.
– Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.
– Как называется наша Родина? (Россия.)
У.: У каждого человека на Земле есть своя Родина.Американец живёт в Америке, поляк в Польше и т.д., наша страна самая большая страна мира. В какой стране мы живём?
Д.: В России.
(на доске слово “Россия”)
У.:Итак, наша страна — Россия, а мы её жители – ...
Д.: Россияне.
У.: В каждой стране есть главный город, который называют столицей. Какой город является столицей нашего государства?
Д.: Москва.
(“Москва”)
У.: Кто является президентом нашего государства?
Д.: Дмитрий Анатольевич Медведев (на доске фото)
У.: Кроме столицы Россия, как и всякое другое государство, имеет другие государственные символы. Какие?
Д.: Флаг, герб, гимн.
(слова “флаг”, “герб”, “гимн” на доске под словом “Россия”)
У.:Что такое гимн?
Д.: Главная песня страны, торжественная песня, славящая что-либо. Государственный гимн Россия славит нашу страну, наш народ, исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При его исполнении люди любой страны, слушащие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
У.: Сейчас мы послушаем символ России – гимн, а слушать его мы будем стоя. Прошу всех встать.
(учитель включает гимн I куплет и припев)
Кроме гимна существуют и другие символы государства, такие как … флаг. Какие цвета у флага России? Назовите по порядку.
Д.: Белый, синий, красный. (на доске флаг)
У.: Что обозначают цвета флага?
Д.:
- Белый – благородство, откровенность, мир и чистота совести.
- Синий – верность, честность, небо.
- Красный – мужество, смелость, любовь, огонь.
У.: Что представляет собой герб? (на доске герб)
Д.: Изображение золотого двуглавого орла на красном щите.
У.:Орёл смотрит в разные стороны, как бы осматривает всю огромную территорию нашей страны. Короны над его головами – символ союза народов, из которых состоит Россия. Скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар) в лапах орла означают сильную власть и защиту государства, его единство. На груди орла на красном щите изображён всадник, убивающий копьём змея – эмблема нашей столицы – Москвы, символ победы добра над злом, говорит о том, что наша страна сильна и всегда встанет на защиту своей территории, своего народа, уничтожит врага, добро победит.
(на доске: Родина — мать, умей за неё постоятъ)
У.: Прочитайте пословицу. Как называют Родину в этой пословице?
Д.: Мать.
У.: Почему?
Д.: Родина – это родная земля, которая так же, как и мать, нас кормит и охраняет.
У.: Какие ещё вы знаете пословице о Родине?
Д.:
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Всякому мила своя сторона.
- За родной край и жизнь отдай.
- Нет в мире краше Родины нашей.
У.: Действительно, ребята, наша страна, наша Родина – Россия, очень велика. Её поверхность покрыта лесами, горами, степями, равнинами.
Послушайте стих-е, которое называется «Наша Родина».
-
Как велика моя земля,
как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
от севера до юга:
когда в одном краю весна,
в другом – снега и вьюга.
И поезд по стране моей
к границе от границы
не меньше, чем за десять дней
и то едва домчится -
И в городах, и средь морей,
и средь колхозных пашен –
везде вы встретите людей
родных, российских, наших.
Живём мы в радостном краю,
и знать его должны мы –
Страну Российскую свою,
свой светлый край любимый.
Физминутка.
У.: На территории нашей огромной страны находится и наше с вами сельское поселение, в котором мы живём. Как оно называется?
Д.: Алябьевский.
У.: Как называют жителей Алябьевского?
Д.: Алябьевцы.
У.: Поднимите руки, кто родился здесь в п. Пионерский. Посмотрите, как много ребят, родившихся здесь, есть детки, родившиеся в другом городе, каждый из вас помнит место, где родился. Каждый человек помнит, где прошло его детство. Это такая “маленькая родина”, которая навсегда остаётся в сердце человека. Вы живёте в Алябьевском и для вас это и есть “малая родина”. В вашей памяти навсегда останутся: дом, в котором вы живёте, двор, в котором играете, школа, в которой учитесь, друзья и знакомые.
(учитель читает стихотворение)
Любите родную природу —
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
III. Итог урока.
У.:
- Как называется наша страна?
- Назовите столицу нашего государства.
- Перечислите государственные символы.
- Как называется сельское поселение, в котором мы живём?
- Как называют жителей нашего поселения?