Игровые технологии на уроках географии

Разделы: География


Среди педагогических средств активизации учебного процесса особое место принадлежит игровому обучению, целенаправленной организации игрового взаимодействия обучающихся. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С ее помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений.

Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. Игра демонстрирует в человеческом обществе все эталоны ценностей культуры. В ней проявляются многие качества личности, появляется возможность оценить суждения по разнообразным проблемам, выработать собственное отношение к их разрешению.

Игра формирует у детей умение ориентироваться в мире профессий. С помощью игр подростки вводятся в контекст реальной сложной профессиональной деятельности, где создаются условия внутренней активности личности, ее профессиональных способностей и умений, творческих задатков и потенциала. Каждый из участников в процессе игры и подготовки к ней получает возможность на практике испробовать свои силы, сравнить свои результаты с теми, которые получили товарищи. Это пробуждает стремление совершенствоваться в соответствующей деятельности, развивать свои способности.

Цели урока: познакомить с проблемами использования внутренних вод области; развивать способности обобщать и систематизировать изученный материал; формировать представления о профессиях, связанных с науками географического цикла; формировать умения выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения; развивать организаторские качества участников.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Вид урока: ролевая игра: пресс-конференция «О воде с тревогой и надеждой».

Участники конференции: делегация учащихся школы, гидролог, эколог, биолог, зоолог, врач, предприниматель, врач санэпидемстанции, корреспонденты от различных газет и журналов.

Оборудование: физическая карта Оренбургской области, презентация.

Сюжет пресс-конференции: Экспедиция отечественных специалистов занималась изучением внутренних вод Оренбургской области и влиянием деятельности человека на ее компоненты. Для подведения итогов экспедиции эксперты и корреспонденты различных изданий приглашаются в зал на пресс-конференцию.

Подготовка к уроку: на первом уроке, посвященном изучению внутренних вод России /8 класс/, учащиеся получают информацию о проведении заключительного, обобщающего урока в форме пресс-конференции. Учитель объясняет сюжет игры, функции ее участников и предлагает начать сбор дополнительного материала по изучение вод своей области. Материал к уроку подобран из газеты «Южный Урал» /рубрика «Экологический вестник»/

Проведение пресс-конференции: в кабинете географии заранее вывешиваются необходимые картины и карты. Эксперты занимают места за сдвинутыми перед доской столами. Корреспонденты располагаются напротив. Ведущий приветствует участников конференции, знакомит обе стороны и предлагает корреспондентам задавать вопросы. В заключении учащиеся подводят итоги. Результаты пресс-конференции обсуждаются учащимися. Тогда же ребята высказывают свое мнение о подготовке, эрудированности друг друга, о качестве задаваемых вопросов. По итогам этого обсуждения учитель выставляет оценки.

Примерные вопросы экспертам:

  1. Гидрологу:
    а/ К бассейну какого океана принадлежат реки Оренбургской области?
    б/ Что такое режим реки? Каков режим рек области?
    в/ Какие бывают истоки у рек? Откуда начинаются реки области?
    г/ Объясните, почему в Оренбургской области мало озер?
    д/Чем отличается озеро от водохранилища? Какие водохранилища есть в нашем крае? Каково их значение для человека?

  2. Зоологу:
    а/ Что вы можете рассказать о растительном и животном мире рек и озер Оренбургской области?
    б/ Какие растения и животные водоемов занесены в Красную книгу или являются редким, исчезающим видом?

  3. Экологу:
    а/Каково состояние внутренних вод области? Назовите основные источники их загрязнения.

  4. Врачу СЭС:
    а/Какие болезни могут возникнуть у человека из-за потребления некачественной питьевой воды?

  5. Биологу:
    а/ Чем отличаются растения и животные, обитающие в реках и озерах от растений и животных суши?

Ход урока

ВЕДУЩИЙ: Дорогие участники конференции, уважаемые гости, мы сегодня собрались в этом зале для того, чтобы поговорить о воде. Группа экспертов, которая занималась изучением проблем внутренних вод Оренбургской области, готова с вами поделиться результатами своих исследований. Разрешите представить участников конференции, наших экспертов: гидролог, эколог, биолог, зоолог, врач, предприниматель, врач - СЭС.

А также на нашей конференции присутствуют корреспонденты от различных газет и журналов, таких, как «Сакмарские вести», «Вечерний Оренбург», «Южный Урал» и другие. Нас пришла приветствовать делегация учащихся школы. Ученики читают стихи.

Река Урал. Н.И. Глазков
Это удивительно и странно,
Что она совсем не широка:
Исполняет должность океана
Межконтинентальная река!

Деревянный мостик, мост, мосточек
Оренбуржцам хорошо знаком:
По нему пройти приятно очень
Из Европы в Азию пешком!

Искупаться можно утром летним –
И не надо чемпионом быть,
Чтоб от континента к континенту
Водным стилем запросто проплыть.

Не имеет важного значенья,
Что пловца при этом отнесет
Быстрое уральское теченье
Метров на пятьсот или шестьсот.

Милая, хорошая, большая,
Вольная казацкая река
И разъединяет, и сближает
Дружественных два материка.

Салмыш – веселая река. П.В. Попов
Парные летние рассветы
Салмыш – веселая река
Струей прозрачной и приветливой
Течет сквозь сердце рыбака.
Здесь праздник, видимо, у лета.
А по лесам! Честная мать!
По соловью на каждой ветке,
Да по десятку соловьят.
Сомы жируют на глубинах,
Язи, как проблески зари.
Я жажду тяжести лещиной,
А попадают пескари.
Но не смущает неудача,
И тем доволен я вполне
Лучом веселым солнце скачет
На пробудившейся волне.
И не от горя ивы плачут,
А от любви, а от любви
Над Салмышом – моей удачей –
Поют, не молкнут соловьи.

Переправа на Сакмаре. В.А. Багров
Где застигнута снегами
Наша юность кочевая,
Под какой звездой проходят
Наши лучшие года?
Вьюга стелет нам дорогу
И, трубою запевая,
След за нами заметает, заметает навсегда.
Оглянись моя подруга,
На родные огоньки,
Слушай, слушай, как сквозь вьюгу
Запеваю петухи.
Месяц тонет в снежном вихре,
Месяц гаснет в белой хмари,
Тени смутные ложатся от саней наискосок
Никогда не замерзает переправа на Сакмаре,
Где струит вода по гальке
Свой серебряный песок.
Не вернешься ли, беглянка,
Не вернешься ли туда,
Где под мельницей-водянкой
Серебристая вода?
Подождем у переправы
Наши кони запотели,
Как бобры, заиндевели белоснежным колоском.
Отпусти нам, ночь степная, две попутные метели
И одну звезду на счастье с фиолетовым глазком

Край родной. Р.П. Герасимов
На карте- с ладонь или даже поменьше,
А пешим попробуй его обойди!
Смотри: бесконечные-бесконечные
Все степи да степи бегут впереди

А реку…Как реку мне выразить словом?
Я лучше сравнения не отыскал-
По жесткой руке Оренбуржья родного
Как синяя жилка струится Урал…

Народ корневой, работящий, плечистый,
Душа у народа, как степь широка
На пляску выходят: движенья - что выстрелы,
А песни – медлительнее, чем облака.

Я все здесь люблю, и мне все здесь знакомо…
И небо, и солнце, что бродит в хлебах
Запомнил навек, как в родительском доме
Пахуч каравай в материнских руках.

И зной ли нас сушит, бураны ли вьюжат,
Гордимся, поля, щедро потом умыв,
Что в герб нашей Родины хлеб Оренбуржья
Вплели золотыми колосьями мы.

Делегацию учащихся провожают аплодисментами.

ВЕДУЩИЙ: Мы подготовили презентацию о воде. Мне хотелось бы, чтобы участники конференции, наши ученые ее прокомментировали. /Приложение/

Выступает с комментариями презентации врач санэпидемстанции.

ВЕДУЩИЙ: Итак, после того, что мы сейчас услышали, хотелось бы подробнее узнать о ситуации с водой на территории нашего края. Прошу корреспондентов задавать свои вопросы.

КОРРЕСПОНДЕНТ ГАЗЕТЫ «ВЕЧЕРНИЙ ОРЕНБУРГ»: У меня вопросы гидрологу: Скажите, пожалуйста, к бассейну какого океана принадлежат реки Оренбургской области? Каков режим рек области? И что вы можете сказать о проблемах реки Урал?

ГИДРОЛОГ: Реки Оренбуржья принадлежат к бассейну внутреннего стока, так как водоем, в который они впадают, не имеет связи с океаном. Таким водоемом, например, является Каспийское море. Реки нашего края имеют половодье в весеннее время, когда происходит таяние снега. А что касается вопроса об Урале, то я могу сказать вот что: эволюция гидрологического состояния Урала, его водности за два с половиной века поразительна. Река начала исчезать еще именуемая Яиком. П.И. Рычков в своей работе « О сбережении и размножении лесов» писал в 1767 году: «В прежнее время, когда леса на Оренбургской пограничной линии еще вовсе не были тронуты, суда с провиантом сплавлялись в Оренбург из Верхнеяицкой пристани /ныне Верхнеуральск/. С 1760 года по мере истребления лесов и обмеления Яика, сплав этот вынуждены были прекратить» Где же теперь полноводный и судоходный Яик? Сегодняшний Урал настолько перегружен потребителями воды, что действительно, может не дойти до моря. Летом лодка с мотором уже с трудом проходит по реке в пределах городской черты - нет воды. Куда же уходит весенняя вода? Она стекает в низовье Урала, а дальше в море. Можно ли задержать воду, да, но вряд ли независимый Казахстан позволит это сделать. Давно уже нет в Урале осетровых рыб. Но главные неприятности впереди, когда Урал обмелеет еще больше. Казахстан может предложить России ликвидировать Ириклинское, а затем и Магнитогорское водохранилища, чтобы обеспечить себя водой.

Таким образом, только ученые могут точно определить когда «река не дотечет до Каспия» и что нужно делать, чтобы этого не произошло. Надо спешить, возможно, через 15-20 лет уже будет поздно.

КОРРЕСПОНДЕНТ ГАЗЕТЫ «ЮЖНЫЙ УРАЛ»: Вопрос руководителю Федерального унитарного геологического предприятия, занимающегося проблемой поиска пресных вод и строительства водозаборов: «Почему сегодня в области существует проблема с обеспечением населения качественной питьевой водой, что впору объявлять чрезвычайное положение?»

РУКОВОДИТЕЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: Я думаю, что произошло это в связи с так называемым пониманием «смысла жизни» и недостатком финансовых средств. Решить вопрос возможно только при наличии «доброй воли» руководящих органов. Сегодня выделяется очень мало средств на поиск подземной питьевой воды. Надеюсь, что в будущем этот вопрос будет решен положительно.

КОРРЕСПОНДЕНТ ГАЗЕТЫ «САКМАРСКИЕ ВЕСТИ»: Вопрос экологу: « Более половины распространенных в Оренбуржье болезней, включая онкологические, особенно почек, печени, связано с состоянием питьевой воды. Сегодня над каждым водопроводным краном стоило бы повесить табличку «Не пей». А что же пить? Куда деться от всех вынужденных химических добавок?

ЭКОЛОГ: Рассчитывать на какое-то серьезное улучшение качества водопровода наивно. Даже в богатых странах Европы вода из труб часто предназначена для бытовых и технических целей. Да, ведь и мы из 300-500 литров потребляемой ежедневно воды, выпиваем лишь полтора-два литра. Эти-то два литра и надо бы доводить до медицинских стандартов. В июле 1994 года в Оренбурге в ОАО « Живая вода» была выпущена первая бутылка экологически чистого продукта под торговой маркой «Живая вода». Учеными было сделано заключение, что «Живая вода» действительно соответствует ГОСТу, имеет оптимальный солевой состав, приятна на вид, вкус и отвечает параметрам последних рекомендаций Всемирной организации здравоохранения.

В 1997 году на предприятии был введен модуль кондиционирования воды по фтору и теперь на этикетке с «Живой водой» вы можете увидеть показатель содержания фтора. Он равен 0,8 мг/л. Это позволяет рекомендовать воду для профилактики кариеса зубов.

ВРАЧ СЭС: Я хочу тоже поделиться неутешительными данными по поводу качества питьевой воды в нашей области. Качество воды в колодцах и родниках по показателям эпидемической безопасности ухудшились почти на три процента. Очень тревожит состав водоисточников некоторых районов области, где исследованные пробы не отвечают гигиеническим требованиям. В 18 из 40 территорий употребление воды просто опасно для жизни и здоровья. Скакнула вверх кривая болезней органов пищеварения, кровообращения, мочеполовой системы. Недостаток фтора в оренбургской воде повышает растворимость зубной эмали, подвергает зубы нашествию кариеса. В воде обнаружено повышенное содержание солей жесткости, сухого остатка, хлоридов, что является одной из основных причин возникновения заболеваний системы кровообращения, мочевыводящих путей, желудочно-кишечного тракта.

КОРРЕСПОНДЕНТ ТЕЛЕКАНАЛА ТНТ: Какие растения и животные оренбургских водоемов занесены в Красную книгу или являются редким, исчезающим видом? И как влияет качество воды в реках на их обитателей?

/на вопрос отвечают зоолог и биолог/

ВЕДУЩИЙ: Подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что обеспечение доброкачественной питьевой водой является одной из актуальнейших проблем современности. Потребление некачественной питьевой воды представляет определенный риск развития канцерогенной, мутагенной, аллергенной опасности для здоровья населения. И сегодня, к сожалению, как уже многие годы, не решаются вопросы строительства очистных сооружений. Практически на всех водозаборах города Оренбурга отсутствуют системы очистки воды от таких загрязнителей как нитраты, соли железа, марганца, хлоридов, повышена минерализация воды. «Самое большое богатство на свете» –как говорил Антуан де Сент Экзюпери,- сегодня ничего не стоит- если говорить условно. На самом же деле цена ей наша с вами жизнь!

В заключении выступление агитационной бригады. Ученики исполняют стихи, частушки на экологическую тему, затрагивая проблемы района своего места жительства.