Цели:
- Познакомить детей со звуком о, буквой Оо и её употреблением в речи.
- Учить выделять из слов гласный звук о, узнавать графический образ этой буквы.
- Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
- Воспитывать чувство гордости, доброе отношение к друг другу, воспитывать культуру поведения.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
- Сегодня у нас необычный урок, к нам в гости пришли ваши воспитатели, посмотреть чему вы научились в школе.
В детский сад вы все ходили,
Там дружили и играли,
А теперь вы повзрослели
И за парты в школе сели.
2. Речевая разминка.
Жил-был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел есть на небе солнышко, а на земли лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Давайте и мы разомнём наш язычок.
За-за-за – уходи домой коза.
Ша-ша-ша – моет мама малыша.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ча-ча-ча-к Саше вызвали врача.
Ра-ра-ра – были мы в гостях вчера.
- А теперь мы с вами отправимся в путешествие в страну звуков и букв. Мы вчера говорили страна, что жители этой страны очень дружат. С нами отправятся наши сказочные герои «Смешарики».
- Но сначала немножко вспомним, что было изучено на прошлых уроках.
3. Повторение изученного материала.
- Что помогает нам общаться? (Речь.)
- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
- Когда мы говорим, что устная речь ..., а когда письменная ...?
- Какой должна быть наша речь?
- Из чего состоит наша речь?
- Предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков.
- Звуки бывают гласные и согласные: гласные бывают ударные и безударные; согласные бывают твёрдые и мягкие.
- Чем отличаются гласные от согласных?
- При помощи чего на письме обозначаются звуки?
- Ёжик приготовил нам первое задание.
- Звуки и буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко. Вдруг набежала туча, пошёл дождь. Буквы и звуки спрятались под синими и красными зонтиками. Давайте проверим верно ли спрятались они под зонтиками. (Дети проверяют, ответы комментируют.)
- Хорошо молодцы!
4. Изучение нового материала. Постановка проблемы.
- Ой ребята, чуть не забыла, сегодня в класс пришло письмо давайте его прочитаем.
- «Дорогие ребята!!! Приглашаю Вас на мой День рождения, который состоится 20 октября, в кабинете №1, гимназии №23, г.Сходни.»
- Кто же нас пригласил? На конверте нет ни адреса, ни подписи.
- Кто же этот незнакомец или незнакомка?
- Хотите узнать?
- Сегодня на уроке нам это предстоит выяснить и постараться узнать, как можно больше. А поможет нам в этом Бараш.
- А вот и задание, посмотрите на доску, назовите предметы, с какой буквы они начинаются: окно, ослик, огурец, осы, очки.
- Какая буква встречается во всех словах? (О.)
- Что общего в словах?
- Значит у кого сегодня День рождение? (У буквы О.)
- Правильно звук о, обозначается буквой о.
- Вот мы с вами сегодня и познакомимся с буквой Оо и звуком о.
- Скажите как одним словом можно назвать картофель, лук, морковь, свекла, капуста ... (Овощи.)
- Давайте произнесём первый слог в этом слове. (О-О-О.)
- Вслушаемся как он произносится ...
- Когда мы его произносим, нам что-то мешает при его произношении (нет).
- Значит он какой. (Гласный.)
- При его произношении губы слегка вытягиваются вперёд и округляются, напоминая овал.
На доске строим схему слова ОВОЩИ (при помощи звуков-бусинок строим схему).
- Ребята послушайте Бараш сочинил стихи про букву О. (Стихи в презентации.)
5. Физкультурная минутка.
- Совунья очень любит заниматься спортом и хочет поиграть с вами.
- Если услышите слово со звуком а приседайте, услышите слово со звуком о прыгайте, если нет этих звуков–поднимайте вверх руки.
6. Работа с учебником.
- Хорошо, а теперь поработаем с учебником.
- Открываем учебники, тихо, по закладке с. 69.
- У какой буквы праздник, с какой буквой сегодня будем работать. (О.)
- Кого мы видим на иллюстрации учебника.
- Прочитаем строчки из учебника, нам в этом помогут слова – предметы. (Читают читающие дети.)
И пришёл к Айболиту Барбос:
Меня курица клюнула в нос!
- Айболит, это доктор. Почему у него такое имя? (Он лечит больных зверей, у кого что заболит.)
- Кого ему уже приходилось лечить?
- Лису.
- А сегодня он лечит Барбоса!
- Что с ним случилось?
- Кто его клюнул в нос? (Курица.)
- Как Барбос жаловался на свою боль, давайте прочитаем, чтобы передать как скулил Барбос. (О-о-о-о.)
- А теперь посмотрим на схему предложения. Сколько слов в этом предложении, дополним его недостающими словами.
- Айболит лечит Барбоса.
Работа со словом Барбос (произносим по слогам, ставим ударение, находим в каком слоге стоит звук о).
- Прочитаем какими словами заканчивается эта сказка.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
- Разгадаем ребус (О.Сыр.р-зачёркнута).
- Получили слово ... (Осы.)
- Поработаем со схемами слов.
- Осы, нос.
- Делим на слоги, ставим ударение, если возможно, даем характеристику звукам.
- Молодцы!
7. Работа с интерактивной доской (работа с приложением на диске к учебнику).
8. Итог урока.
- С какой буквой мы сегодня познакомились на уроке?
- Что особенно запомнилось на уроке?
- Что вызвало затруднение?
- Сегодня мы побывали в гостях не у всех Смешариков, они к нам ещё придут. А сейчас Крош хочет вас отблагодарить за помощь, за хорошую работу на уроке и подарить вам весёлого улыбающего Смайлика.