Внеурочная деятельность по программе "Азбука добра"

Разделы: Внеклассная работа


I. Пояснительная записка.

Единым народом, Россией мы ощущаем себя, когда живём по единым ценностям, идеалами, нравственными принципами. Важнейшие ценности – справедливость, свобода личная и национальная, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, свобода предпринимательства; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания детей является создание условий для социализации детей на основе базовых национальных ценностей, хранимых в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Духовно-нравственное становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

Духовная, нравственная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый.

Вопросы духовно-нравственного воспитания всегда волновали человека, но особенно сейчас, когда можно встретить жестокость и насилие. Проблема духовно-нравственного воспитания актуальна и сегодня.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы такие понятия, как долг, честь, совесть, легли в основу поведения, образа жизни каждого ребенка.

Решение поставленной задачи может осуществляться через классные часы, а в свободное время через беседы, диалоги на духовно- нравственные темы.

Критерием духовно- нравственного воспитания могут служить реальные поступки обучающихся. Желание, готовность и способность соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики. В морали закрепляются такие понятия, как «добро», «честь», «совесть», «справедливость».

Духовно-нравственное воспитание является основой всех основ. Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей, в богатстве духовной жизни. В нравственном воспитании важное значение имеет не только моральное осознание нравственных чувств, но главное, - это включение обучающихся в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

Данная программа духовно-нравственного воспитания школьников ориентирована на повышение общественного статуса образовательного учреждения, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных и национальных традиций, современного опыта, обеспечения многомерности и интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов в образовательном учреждении.

Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:

  1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.
  2. Формирование нравственных основ личности.
  3. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.
  4. Развитие способности оценки и умения самостоятельно принимать решения в ситуациях нравственного выбора.

Ожидаемые результаты:

  • соблюдение норм морали и нравственности;
  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на общечеловеческие ценности.
№ п/п Темы занятий Всего часов
1. Уважай тех, кто рядом 4
2. Я – гражданин России 7
3. Береги здоровье смолоду 3
4. Человек среди людей 13
5. Человек и природа 6
 

Всего часов

33

II. Описание содержания разделов.

1. Уважай тех, кто рядом (4 ч.).

Дети учатся общаться с товарищами, близкими людьми.

Усваивают понятие «Волшебные слова».

Получают представление о том, что такое настоящая дружба.

2. Я – гражданин России (7 ч.).

Изучают символы России.

Знакомятся с традициями русского народа.

3. Береги здоровье смолоду (3 ч.)

Получают представление о нормах здорового образа жизни.

4. Человек среди людей (13 ч.).

Дети изучают правила поведения в общественных местах.

Знакомятся с нормами этикета.

Усваивают правила дорожного движения.

5. Человек и природа (6 ч.).

Учатся беречь природу, заботиться обо всем живом.

III. Методическое обеспечение программы.

При организации деятельности детей в объединении учитывается ряд психологических требований.

Процесс интеграции основного и дополнительного образования предполагает поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательно-воспитательной деятельности, главным из которых может стать формирование положительных качеств личности в условиях углубленного изучения правил поведения, моральных и нравственных норм. Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.

Предлагаемая программа «Азбука добра» направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся 1 класса, что особенно ценно, так как в этот период осуществляется закладка основ личности.

Для работы в объединении необходимы следующее:

  • плакаты (слайды) с изображение народных костюмов;
  • аудио-, видеоаппаратура;
  • литература по истории Родины;
  • стеллажи для выставок фотографий и картин.

Комната для занятий должна быть светлой, просторной.

Формы реализации программы.

Форма организации работы: коллективная, групповая и индивидуальная.

Теоретические занятия:

  • беседы;
  • сообщения;
  • просмотр видеоматериала;
  • исследования и решение проблем;
  • экскурсии.

Практические занятия:

  • конкурсы;
  • праздники;
  • викторины;
  • игры.

Список используемой литературы:

  1. Дьячкова Г.Т. «Внеклассные занятия в начальной школе». - Волгоград, Издательство «Учитель», 2009.
  2. Персидская И.В., Фонова Г. Классные часы (внеклассная работа в начальной школе). – Волгоград, «Учитель», 2007.
  3. Максимова Т.Н. Классные часы: 1 класс. – Москва «ВАКО», 2009.
  4. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя. – Москва, «Глобус», 2009.
  5. Троицкая Н.Б., Королёва Г.А. «Сценарии школьных праздников». – Москва «Дрофа», 2007.

Календарно-тематическое планирование занятий