I. Пояснительная записка.
Единым народом, Россией мы ощущаем себя, когда живём по единым ценностям, идеалами, нравственными принципами. Важнейшие ценности – справедливость, свобода личная и национальная, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, свобода предпринимательства; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания детей является создание условий для социализации детей на основе базовых национальных ценностей, хранимых в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Духовно-нравственное становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.
Духовная, нравственная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый.
Вопросы духовно-нравственного воспитания всегда волновали человека, но особенно сейчас, когда можно встретить жестокость и насилие. Проблема духовно-нравственного воспитания актуальна и сегодня.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы такие понятия, как долг, честь, совесть, легли в основу поведения, образа жизни каждого ребенка.
Решение поставленной задачи может осуществляться через классные часы, а в свободное время через беседы, диалоги на духовно- нравственные темы.
Критерием духовно- нравственного воспитания могут служить реальные поступки обучающихся. Желание, готовность и способность соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики. В морали закрепляются такие понятия, как «добро», «честь», «совесть», «справедливость».
Духовно-нравственное воспитание является основой всех основ. Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей, в богатстве духовной жизни. В нравственном воспитании важное значение имеет не только моральное осознание нравственных чувств, но главное, - это включение обучающихся в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.
Данная программа духовно-нравственного воспитания школьников ориентирована на повышение общественного статуса образовательного учреждения, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных и национальных традиций, современного опыта, обеспечения многомерности и интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов в образовательном учреждении.
Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:
- Возрождение духовно-нравственных ценностей.
- Формирование нравственных основ личности.
- Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.
- Развитие способности оценки и умения самостоятельно принимать решения в ситуациях нравственного выбора.
Ожидаемые результаты:
- соблюдение норм морали и нравственности;
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на общечеловеческие ценности.
№ п/п | Темы занятий | Всего часов |
1. | Уважай тех, кто рядом | 4 |
2. | Я – гражданин России | 7 |
3. | Береги здоровье смолоду | 3 |
4. | Человек среди людей | 13 |
5. | Человек и природа | 6 |
Всего часов |
33 |
II. Описание содержания разделов.
1. Уважай тех, кто рядом (4 ч.).
Дети учатся общаться с товарищами, близкими людьми.
Усваивают понятие «Волшебные слова».
Получают представление о том, что такое настоящая дружба.
2. Я – гражданин России (7 ч.).
Изучают символы России.
Знакомятся с традициями русского народа.
3. Береги здоровье смолоду (3 ч.)
Получают представление о нормах здорового образа жизни.
4. Человек среди людей (13 ч.).
Дети изучают правила поведения в общественных местах.
Знакомятся с нормами этикета.
Усваивают правила дорожного движения.
5. Человек и природа (6 ч.).
Учатся беречь природу, заботиться обо всем живом.
III. Методическое обеспечение программы.
При организации деятельности детей в объединении учитывается ряд психологических требований.
Процесс интеграции основного и дополнительного образования предполагает поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательно-воспитательной деятельности, главным из которых может стать формирование положительных качеств личности в условиях углубленного изучения правил поведения, моральных и нравственных норм. Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.
Предлагаемая программа «Азбука добра» направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся 1 класса, что особенно ценно, так как в этот период осуществляется закладка основ личности.
Для работы в объединении необходимы следующее:
- плакаты (слайды) с изображение народных костюмов;
- аудио-, видеоаппаратура;
- литература по истории Родины;
- стеллажи для выставок фотографий и картин.
Комната для занятий должна быть светлой, просторной.
Формы реализации программы.
Форма организации работы: коллективная, групповая и индивидуальная.
Теоретические занятия:
- беседы;
- сообщения;
- просмотр видеоматериала;
- исследования и решение проблем;
- экскурсии.
Практические занятия:
- конкурсы;
- праздники;
- викторины;
- игры.
Список используемой литературы:
- Дьячкова Г.Т. «Внеклассные занятия в начальной школе». - Волгоград, Издательство «Учитель», 2009.
- Персидская И.В., Фонова Г. Классные часы (внеклассная работа в начальной школе). – Волгоград, «Учитель», 2007.
- Максимова Т.Н. Классные часы: 1 класс. – Москва «ВАКО», 2009.
- Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя. – Москва, «Глобус», 2009.
- Троицкая Н.Б., Королёва Г.А. «Сценарии школьных праздников». – Москва «Дрофа», 2007.