Цели:
- Формировать представление о далёком прошлом Земли и исчезнувшем мире динозавров, дать понятие слову " палеонтология". Рассказать об изучении динозавров, разнообразии их видов, способах изучении этих древних животных. Повторить времена года, дни недели.
- Развивать универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные и др. Развивать речь, мышление, память, воображение, представление, обогащать словарный запас учащихся.
- Воспитывать интерес к истории, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: выставка книг о динозаврах, игрушечные фигурки динозавров, пазлы с изображением динозавров или пластилин, рисунки детей, магнитные буквы, толковый словарь.
Конспект урока
I. Орг момент (2 мин).
- Вот и прозвенел звонок, мы начнём сейчас урок,
А урок очень полезный, интересный и уместный.
- Посмотрите какая сегодня хорошая погода, посмотрите на соседа, сидящего рядом, улыбнитесь ему и пожелайте удачи.
II. Повторение (5 мин).
(Учитель задаёт вопросы, дети отвечают на вопрос, один ученик выходит к доске, находит и прикрепляет нужную букву ответа на вопрос).
- Назовите первый зимний месяц. Найдите первую букву этого слова. (декабрь).
- Назовите второй день недели. Найдите шестую букву этого слова. (вторник).
- Назовите день недели предыдущий субботе. Найдите четвёртую букву этого слова. (пятница).
- Сентябрь, октябрь, ноябрь. Это месяцы какого времени года? Найдите первую букву этого слова. (осень).
- Какое время года сменится весной? Найдите первую букву этого слова. (зима).
- Какое время года между зимой и летом? Найдите пятую букву этого слова. (весна).
- Назовите последний летний месяц. Найдите вторую букву этого слова. (август).
- Какой месяц наступает после марта? Найдите третью букву этого слова. (апрель).
- Какое слово у нас получилось? (динозавр).
- Молодцы!
III. Формирование новых знаний (30 мин).
1) Беседа.
- А когда жили динозавры? А как мы узнали о них? Чтобы ответить на эти и другие вопросы мы должны с вами совершить путешествие в прошлое.
2) Рассказ учителя или подготовленными уч-ся.
-Да, динозавры жили очень давно от 200 до 65 миллионов лет назад. Они населяли землю в течение примерно 132 миллионов лет. Во время динозавров большая часть суши была занята лесами. Тогда на земле ещё не было людей. Но осталось множество следов, которые позволяют нам узнать о жизни динозавров. Обитало огромное количество самых разнообразных видов динозавров, однако не все они жили в одно время. Детёныши динозавров вылуплялись из яиц, которые их мать откладывала в песок. Слово " динозавр" с греческого языка переводится как " ужасный ящер".
Одним из первых динозавров на земле был целофизис.
Жил он примерно 220 миллионов лет назад. Весил всего 30 кг и ростом был примерно как вы. Самым большим динозавром был сейсмозавр.
Весил он около 100 тонн, а голову мог бы положить на пятиэтажный дом. Когда он шёл, земля дрожала. Хоть был он страшен, но питался только растениями, травой. Самого древнего динозавра назвали эораптор.
Он жил 230 миллионов лет назад, был всего 1 метр в длину. Это был свирепый хищник. [2]
3) Работа с книгой. [1]
- А сейчас откройте учебники и сравните между собой изображённых динозавров. Одни динозавры были огромные, а другие- мелкими. Одни были хищниками, а другие питались растениями. Гигантские динозавры, такие как брахиозавры ( они на страничке слева) , были растительноядные. Чтобы не умереть с голоду, им приходилось съедать за один день почти тонну листьев. А сейчас ребята мне помогут и расскажут о некоторых видах динозавров.
4) Рассказы детей.
1. Брахиозавр имел 25 метров в длину, 12 метров в высоту и весил около 80 тонн, т.е. больше, чем 20 слонов. Благодаря длинной шеи он мог дотягиваться до листьев на верхушках деревьев.[2]
2. Самым свирепым хищником был тираннозавр (он на рисунке справа). Весил он свыше 8 тонн, а в длину достигал почти 15 метров. Большинство хищных динозавров передвигались на задних лапах, умели быстро бегать, преследуя добычу, а передние лапы у них были короткими. [2]
3. А самыми маленькими динозаврами были компсогнаты (они на рисунке снизу). Длина их тела равнялась примерно 60 см, то есть они были размером с курицу. Питались они насекомыми и умели быстро бегать. [2]
4. Стегозавр (он слева в учебнике) - один из самых необычных динозавров. По всей длине у него росли большие плоские пластины, а на хвосте было четыре острых шипа. У него была маленькая голова, вмещавшая крошечный мозг размером с грецкий орех. Питался он растениями. [2]
- Спасибо, ребята, за столь увлекательные рассказы о этих необычных животных. А теперь пришло время отдохнуть.
IV. Физминутка. (на упражнения по усмотрению учителя).
V. Проблемная ситуация. Работа с книгой. [1]
- Рассмотрите рисунок в верхней части учебника. Как вы думаете, какой динозавр был хищником, а какой питался растениями? (дети находят ответ по признакам на иллюстрации: динозавр слева- растительноядный, т. к. у него мелкие зубы, а динозавр справа- хищник, т. к. у него длинные острые зубы.)
- А теперь посмотрите в средней части учебника рисунок. Как вы думаете могло ли быть такое на самом деле? (ответы детей: во время динозавров на земле ещё не было людей, ни один человек никогда не видел живого динозавра.
- Хорошо, а откуда же люди узнали какими они были? (ответы детей)
- Помогают нам узнать о динозаврах учёные- палеонтологи. Они осторожно откапывают кости, соединяют их. Посмотрите в учебнике на зуб в руке человека. Этот зуб- важная находка учёных. По нему можно судить о том, какими огромными были некоторые динозавры. Давайте прочитаем в словаре значение слова " палеонтолог" (работа со словарём) [4].
- Ребята, прочитайте что же спешит нам сообщить Мудрая Черепаха? [1]
- Динозавры - это мой древние родственники.
VI. Вывод.
- Правильно, давайте сделаем вывод: около 65 миллионов лет назад все динозавры вымерли. Почему это произошло, учёным в точности неизвестно. В эпоху динозавров климат был тёплым на протяжении всего года. Затем на земле стало заметно прохладно, особенно зимой. Динозавры нуждались в тепле, а солнечного света, чтобы согреться, им не хватало и многие погибли, со временем погибли все. Сейчас динозавры для нас- это далёкое прошлое.
VII. Практическая работа.
(класс делится на 2 команды, каждая команда собирает картинку из пазлов на тему " динозавры", или можно предложить слепить из пластилина фигурки динозавров, сделать выставку работ).
(если на уроке останется время предлагаю посмотреть отрывки из фильма " Правда о динозаврах- убийцах" из коллекционного издания ВВС , режиссер Питер Леонард).
IV. Итог урока (3 мин).
- Что нового и интересного вы узнали на уроке?
- Когда же жили динозавры?
- Что больше всего понравилось на уроке?
- Какую бы оценку себе вы поставили и почему?
- Оцените своих товарищей.
- А сейчас, ребята, обратите внимание на нашу выставку, которую сделали мы с вами, здесь и ваши рисунки, и фигурки, и книжки [3] о удивительных древних животных. Эту выставку вы можете рассмотреть на перемене. Спасибо за урок!
- С 1. "Окружающий мир" Плешаков ( учебник).
- С 2. Детские энциклопедии.
- С 3. Научные и литературные книги о динозаврах.
- С 4. "Толковый словарь" Даль.