Цели урока:
- познакомить детей с видами водоёмов;
- сформировать представления учащихся о водоемах нашего края;
- создать условия для становления и развития творческого исследовательского мышления через вовлечение в учебно-исследовательскую деятельность;
- познакомить учащихся с обитателями морей;
- воспитывать чувство сотрудничества, при выполнении групповых заданий, воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.
Задачи урока:
- Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
- Формировать в сознании ученика ценностный образ окружающего мира родного края.
- Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Оборудование:
- карта Краснодарского края;
- интерактивная доска;
- Презентация;
- маршрутные листы с заданиям (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3);
- словари, энциклопедии, учебникия;
- муз. сопровождение.
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Учитель: Здравствуйте, дети! Начинаем урок кубановедения. Желаю вам на уроке узнать много нового и интересного, а также пожелать друг другу удачи.
Организация детей в группы осуществляется до начала урока с помощью заранее приготовленных разноцветных жетонов, которые дети, входя в класс на урок, вынимают из специально-приготовленной коробочки, что позволяет сделать группы совершенно естественным и веселым образом.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация
1. Вводный вопрос
Учитель: Давайте ответим на вопрос: Что это?
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
А часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (Вода).Ты можешь быть мягкой и жесткой,
Ты можешь дать жизнь и отнять,
Ты можешь, вращая турбины,
Полночную тьму разгонять.
Ты можешь согреть мегаполис
И льдами сковать полюса,
Ты сладостью душу напоишь
И солью прольешься в глаза…
Знакома от пара до снега,
Как солнце и воздух нужна
Природе, Земле, Человеку –
Живая, Святая (Вода).
(Ответы детей)
Учитель: Без воды нет жизни на земле. Растения, животные, человек постоянно нуждаются в воде. Без воды человек может прожить три дня, а без пищи гораздо больше. Человек на 80% состоит из воды. Он должен ежедневно потреблять 2-3 литра воды.
2. Постановка проблемной ситуации:
Учитель: У вас на столах лежат маршрутные листы урока. Расшифруйте кроссворд и вы узнаете тему нашего урока.
в | о | д | о | х | р | а | н | и | л | и | щ | е | ||||
Р | у | с | л | о | ||||||||||||
в | о | д | о | п | а | д | ||||||||||
и | с | т | о | к | ||||||||||||
о | з | ё | р | а | ||||||||||||
м | о | р | е |
- Плотина задерживает сток воды, вода разливается и образуется искусственный водоём. Как он называется?
- Углубление по которому течёт река.
- Место, где быстрые шумные горные реки с грохотом падают со склонов гор.
- Начало реки.
- Естественные водоёмы со стоячей водой. При сильном ветре у них иногда бывают волны.
- Естественные водоёмы с солёной водой
Учитель: Назовите ключевое слово (Водоём)
Учитель: На ваших столах лежат словари, найдите объяснение слову – водоём. (Словарная работа)
Ученики. Водоёмы – это углубления на поверхности земли, заполненные водой.
Учитель: Водоёмы можно разделить на две группы: естественные и искусственные. Естественные – создала природа, искусственные – созданы при помощи человека.
Учитель: Разгадывая загадки, которые у вас на маршрутных листах, вы заполните таблицу искусственных и естественных водоёмов.
3. Групповая работа
Не поедешь, не пройдёшь –
Обойдёшь сторонкой.
И водицы не попьёшь
С синеватой плёнкой. (Болото)
Искусственный водоём, образованный, как правило, в долине реки водоподпорными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве. (Водохранилище)
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солена. (Море)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (Река)Молодые березки
Свои перед ним
Поправляют прически.
И месяц, и звёзды –
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется? (Пруд)В голубой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручей)
Искусственно созданный водоем, для сообщения между другими водоемами. (Канал)
Посреди поля лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)Кругом вода,
А с питьём беда. (Океан)
Залив, образованный морем в низовьях реки, а также солёное озеро вблизи моря, обычно богатое целебными грязями. (Лиман)
Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось.
III. Постановка учебной задачи
Учитель: На какие 2 группы можно разделить естественные водоёмы?
Ученики: Водоёмы бывают пресные и солёные.
Учитель: Какой воды больше на земле?
Ученики: Солёной. Это моря и океаны.
На столе лежат мел, рыбные консервы, янтарные бусы, ракушки, сушёная морская звезда.
Учитель: Что объединяет все эти
предметы? (Море)
– Значит о чём будет сейчас наша беседа? (О
морях)
– Какие моря омывают территорию Краснодарского
края?
Ученики: Чёрное и Азовское моря.
Учитель: Дорогие друзья, сегодня на научно исследовательском судне «Искатель» мы отправляемся в плавание. Нам предстоит узнать, что такое море, какие есть моря, какую пользу они приносят человеку.
– Мы исследуем глубины моря, узнаем о его обитателях и о том, почему мы должны охранять моря нашего края.
Учитель: Прежде, чем отправиться в море, давайте поработаем с новыми словами, которые на помогут в нашем исследовании.
Флора – растительный мир.
Фауна – животный мир.
Учитель: Ну что ж, корабль готов к отправлению. В путь (Под песню Ю. Антонова «Море»).
Физпауза
IV. «Исследование» учащимися нового знания.
Учитель: Первая остановка совершается
в Азовском море. На ваших листах обозначен
вопрос, на который вы должны дать ответ.
1 группа: Характеристика моря и его особенности.
Исторические сведения.
2 группа: Флора моря.
3 группа: Фауна моря.
Учитель: Найдите информацию об Азовском море (на столах у детей энциклопедии, учебники, словари и дополнительный поисковый материал).
1 группа.
Море очень маленькое и мелкое – его площадь составляет 39 тыс.кв.км (в 11 раз меньше, чем Черное), при максимальной глубине 14 м. Популярно такое сравнение – если гигантскую или китовую акулу поместить в Азовском море вниз головой вертикально, то ее хвост будет торчать из воды даже в самом глубоком месте. Средняя глубина моря не превышает 7 м. Это самое мелкое море Мирового океана.
– За свою историю Азовское море неоднократно меняло название – древние греки и римляне называли его Меотийское озеро (иногда – болото), скифы – Каргалук, турки – Бахр эль-Ассак, татаро-монголы – балык-денгиз (рыбное море). Называли его Самакуш, Салакар, Майутис, Саксинское море. И это далеко не весь перечень имен, которыми разные народы называли это крохотное море.
– Отдаленность моря от океана и слабая связь через проливы привела к специфическому солевому составу вод моря. Впадающие в него реки (более 20), в том числе такие крупные, как Дон, Кубань, несут сюда многие минералы, которые несвойственны океанической воде – здесь много минеральных элементов с содержанием кальция, карбоната, сульфатов. Океанические воды более богаты содержанием хлора и натрия. Общая соленость моря примерно в три раза ниже океанической. Азовское море считается самым континентальным морем из-за слабой связи с океаном.
– Благодаря расположению Азовского моря в
умеренном континентальном поясе, его воды
сохраняют достаточно высокую среднегодовую
температуру – она чуть превышает +11 град.С. Летом
вода прогревается до +24-+25 град.С, у берегов даже
до +30 град.С. В зимний период температура воды
понижается до точки замерзания.
Благодаря тому, что море мелководно, его верхние
и нижние водные слои хорошо перемешиваются
ветрами, что приводит к выравниванию температур.
Зимой море замерзает, причем в течение зимы лед
может неоднократно появляться и исчезать. В
теплые зимы большая часть акватории моря
(особенно южная) остается свободной ото льда.
Течения в море формируются ветрами, ток воды
направлен вдоль береговой линии против часовой
стрелки (циклональный).
– Дно моря имеет равнинный рельеф, лишь в
западных районах есть небольшие поднятия.
Грунты песчаные, илисто-песчаные и илистые.
Песчаное дно, преимущественно, на небольших
глубинах и у берегов. Более глубокие участки
занимают глинистые или алевритовые илы.
2 группа.
Умеренно-теплый климат и хорошее перемешивание слоев воды в море, благоприятны для развития фитоводорослей. В опресненных участках морского водоема преобладают сине-зеленые водоросли, которые интенсивно развиваются весной и осенью. Цветковые растения и морская трава обильно разрастаются по всему морскому дну, образовывая целые травяные ковры большой протяженности.
3 группа.
– В системе рыбного хозяйства России Азовское
море является вторым по значению внутренним
водоемом. Ихтиофауна Азовского моря в настоящее
время включает 103 вида и подвида рыб, относящихся
к 76 родам, и представлена проходными,
полупроходными, морскими и пресноводными видами.
Среди азовских проходных рыб имеются ценнейшие
промысловые виды, такие как белуга, осётр,
севрюга, сельди, рыбец и шемая.
– Морские виды размножаются и нагуливаются в
солёных водах. Среди них выделяются виды,
постоянно обитающие в Азовском море. Это –
пиленгас, камбала-калкан, глосса, тюлька,
перкарина, комашка трёхиглая, рыбы-иглы и все
виды бычков.
Пресноводные виды обычно постоянно обитают в
одном районе водоёма и больших миграций не
совершают. Эти виды населяют обычно опресненные
акватории моря. Здесь встречаются такие рыбы, как
стерлядь, серебряный карась, щука, язь, уклея и др.
– Полупроходные рыбы отличаются от проходных тем, что могут длительное время жить и в пресной, и в морской воде. Нерестятся полупроходные рыбы, как правило, в реках. Примеры азовских видов полупроходных рыб: судак, лещ, тарань, чехонь.
– Благодаря богатой откормочной базе и хорошим климатическим условиям, Азовское море является самым продуктивным водоемом в мире, т.е. на единицу площади его акватории приходится самое большое количество живых организмов.
– Акулы в Азовском море представлены одним единственным видом – катраном. Его еще называют морской собакой. Это небольшая акула, редко превышающая в длину 1 м. Совершенно безопасна для человека, если не принимать во внимание пассивное "оружие" катранов – колючки на спинных плавниках, которые могут доставить серьезные неприятности при неосторожном обращении с рыбой. Монстры и людоеды в Азовском море не живут.
Физпауза
Учитель: Вторая остановка совершается в Чёрном море. (Работа проводится аналогично)
1 группа.
– Черное море с древнейших времен известно человечеству! На протяжении тысячелетий и веков оно сменило несколько названий. Первые греческие мореплаватели называли негостеприимным. Однако позже древние греки сменили свое мнение и стали его называть гостеприимным морем. На Руси в старину Черное море называли Понтийским, а также Русским морем.
– Современное название ученые объясняют по разному. Одни – турки называли Карадениз (как футболиста ФК "Рубин), то есть негостеприимное "Черное" море, за то, что все завоеватели приходившие на его берега, получали решительный отпор со стороны племен его населявших. По другой гипотезе название связано со штормами и с тем, что вода во время шторма в нем темнеет. И есть еще третья версия, которая связана с тем, что металлические предметы опущенные на большую глубину Черного моря, чернеют под воздействием сероводорода.
– Общая площадь Черного моря равна 413 488 кв км.
Объем воды 537 000 куб. км. Море представляет собой
глубокую впадину продолговатой формы с довольно
плоским дном и крутыми склонами (от 6 до 20
градусов). Наибольшая глубина 2245 м, средняя 1271 м.
В Черное море впадают Дунай, Днестр, Южный
Буг, Днепр, Риони, Чорох, а в пределах
Краснодарского края – свыше 80 малых рек.
Половина речного стока приходится на Дунай.
Годовой сток с суши в Черное море равен 400 куб. км,
столько же и испаряется с поверхности моря. В год
Черное море получает 175 куб. км соленой
средиземноморской воды и 66 ку. км азовской воды
пониженной солености. Больше всего в
черноморской воде содержится хлористого натрия
(77.8% от общего содержания солей), хлористого
магния (10.9%), сернокислого кальция (3.6%).. Кроме того
черноморская вода содержит еще около 60
химических элементов: йод, бром, серебро, радий и
т.д.
– Черное море – самое теплое в нашей
стране. Температура в Черном море зимой в
открытой части + 6..7 градусов теплоты, в южной + 8..10,
в северо-западной части нередко опускается до –1
и там образуется ледяной припай. Летом
темепература воды в среднем +24 градуса, возле
Сочи может прогреваться до +28 градусов тепла. На
глубине 50-70 метров температура стабильно равно
+6-7 градусов. Поверхностные течения в Черном море
слабые, их скорость обычно не превышает 0.5 м/с.
Основные причины поверхностных течений – сток
рек и ветер. При штормах в Черном море
развиваются волны до 10 м высотой и 150 м длиной.
Обычно размеры волн значительно меньше.
Огромна сила ударов волн о берег. В районе Сочи
она достигает 20 т на 1 кв. м.
2 группа.
Черное море по составу и характеру распределения живых организмов очень своеобразно и неповторимо. Ни одно море на Земле не имеет разделения по глубине на две зоны – кислородную (до глубины 150-200 м) и лишенную жизни сероводородную (ниже 200 м), занимающую 87% его водной массы. В распоряжении животных и растений всего 13% объема воды. Именно в кислородном слое обитают несколько сотен планктонных и бентосных водорослей. Только водорослей в Черном море насчитывают более 250 видов. Есть водоросли, обитающие у берега – коралина, цистозира, морской салат, лауренсия, есть те, которым нужна глубина – филлофора, или морской виноград, а есть такие, которые просто плавают в воде, например периденея. Интересно, что именно она создает осеннее свечение моря. Вместе с периденеей в воде обитают и светящиеся крохотные хищники, ноктилуки, или ночесветки.
3 группа.
В Черном море более 2500 видов животных. В числе последних 500 видов одноклеточных организмов, около 1900 – беспозвоночных, 185 видов рыб и 4 вида млекопитающих. Среди основных причин относительной бедности животного мира моря:
- широкий диапазон солёности воды
- умеренно холодная вода
- наличие сероводорода на больших глубинах
Среди рыб, водящихся в Чёрном море: различные виды бычков (бычок-головач, бычок-кнут, бычок-кругляк, бычок-мартовик, бычок-ротан), азовская хамса, черноморская хамса (анчоус), акула-катран, камбала-глосса, кефаль пяти видов, луфарь, мерлуза (хек), морской ёрш, барабуля (обыкновенная черноморская султанка), пикша, скумбрия, ставрида, черноморско-азовская сельдь, черноморско-азовская тюлька и др. Встречаются осетровые (белуга, севрюга, черноморско-азовский (русский) и атлантический осетры).
Среди опасных рыб Чёрного моря — морской дракончик (наиболее опасная — ядовиты колючки спинного плавника и жаберных крышек), черноморская и заметная скорпены, скат-хвостокол (морской кот) с ядовитыми шипами на хвосте.
Из птиц распространены чайки, буревестники, утки-нырки, бакланы и ряд других видов. Млекопитающие представлены в Черном море двумя видами дельфинов (дельфином-белобочкой и афалиной), азово-черноморской обыкновенной морской свиньёй (нередко называемой азовским дельфином), а также белобрюхим тюленем.
Некоторые виды животных, не обитающие в Чёрном море, зачастую заносятся в него через проливы Босфор и Дарданеллы течением либо приплывают самостоятельно.
Благоприятные климатические условия в Причерноморье обуславливают его развитие как важного курортного региона. К крупнейшим курортным районам на Чёрном море относят: Черноморское побережье Кавказа (Анапа, Геленджик, Сочи). Черноморское побережье Кавказа является основным курортным регионом.
V. Закрепление полученных знаний
Защита творческих проектов учащихся. (Презентация)
VI. Рефлексия деятельности (итог урока)
Учитель:
– Что же такое водоёмы?
– На какие 2 группы можно их разделить?
– Над какой темой работали сегодня на уроке?
– Каждая группа отметьте на шкале в своих листах
как вам было на уроке: интересно, трудно,
дружно работали
VII. Домашнее задание
Подготовить сообщение об одном из морских обитателей.
Список используемой литературы:
- «Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. 3 класс», автор-составитель Еременко Е.Н. – Краснодар: Вика-Принт, 2006.
- «Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. 4 класс», автор-составитель Еременко Е.Н. – Краснодар: Вика-Принт, 2006.
- Биология. Растительный и животный мир Кубани. 6 класс / Краснодар: Вика-Принт, 2006 /. Составители Казарян К.П., Бурлаченко Т.Л.
- Мирук М.В., Еременко Е.Н., Науменко Т.А., ПаскевичН.Я. Кубановедение. Учебник для 3-4 кл. 2-е изд.
- Животный мир Кубани. Учебное наглядное пособие. Авторы-составители Терская И.А., Криштопа А.Н.
- Популярный иллюстрированный географический словарь Краснодарского края. Составитель И.П. Лотышев. – 2-е изд., испр. и доп., 2009.
- Голиков В.И. Фауна Кубани: видовой состав и экология. – Краснодар: Традиция. – 2007. – 192 с.
- Плотников Г.К., Стрельников В.В., Островских С.В., Пашков А.Н., Жукова Т.И., Пескова Т.Ю. Редкие и исчезающие животные Краснодарского края. – Краснодар: Традиция. – 2007. – 208 с.