Педсовет. Игровая деятельность как основное средство решения коррекционных задач у детей с нарушениями речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: совершенствование профессионализма педагогов при использовании различных видов игр в решении коррекционных задач у детей с общим недоразвитием речи.

«Игры детей – вовсе не игры,
и правильнее смотреть на них
как на самое значительное
и глубокомысленное занятие
этого возраста»

М. Монтень

План проведения педсовета:

  1. Итоги тематического контроля «Обеспечение речевой активности детей в играх».
  2. Классификация игр детей дошкольного возраста на современном этапе.
  3. Просмотр видеоролика «Сюжетно-ролевые игры в разных возрастных группах». Эстафета педагогических идей: педагоги выдвигают свои идеи, предлагают методические приемы по активизации речевой активности детей в сюжетно-ролевых играх.
  4. Делимся педагогическим мастерством. Презентации из опыта работы:
    • Использование дидактических игр в развитии грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
    • Дидактические игры – метод активизации словаря детей.
    • Использование игр и игровых приемов в формировании правильного звукопроизношения у детей с ОНР.
  5. Интеллектуальная игра турнир эрудитов «Культура речи педагога» (в программе PowerPoint).
  6. Подведение итогов педсовета.

Проект решения педсовета.

Продолжать совершенствовать работу по развитию игровой деятельности в решении коррекционных задач у детей с нарушениями речи

  1. В практической работе с детьми широко использовать индивидуальные и групповые формы обучения игре, с учетом индивидуальных возможностей и особенностей поведения детей с различными речевыми расстройствами
  2. Пополнить предметно-развивающую среду игровым материалом в соответствии с используемыми игровыми технологиями и коррекционными задачами.
  3. Подготовить и провести консультации для родителей по развитию речи детей в игровой деятельности.
  4. Составить конспекты сюжетно-ролевых игр с учетом специфики игровой деятельности дошкольников на современном этапе. Провести открытый просмотр сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах.
  5. Педагогам ДОУ усилить самоконтроль за собственной речью и контроль за речью детей.

План тематического контроля.

Тема: «Обеспечение речевой активности детей в игровой деятельности».

Цель: выяснить состояние работы по обеспечению речевой активности детей в игровой деятельности.


п/п
Направление работы Методика организации контроля
1 Обследование уровня развития речи, знаний, умений и навыков детей.
  • Анализ диагностических карт.
  • Анализ общения детей в процессе игры.
  • Беседы с детьми.
  • Анализ уровня развития игровых умений у детей всех групп, выявление недостатков в овладении ими: технических, мотивационно-целевых, контрольно-оценочных.
2 Оценка профессиональных умений педагогов.
  • Анализ организации воспитателем детских игр.
  • Анализ умения воспитателя воздействовать на детскую игру путем создания и обогащения игровой среды
  • Анализ умения педагогов применять игровые приемы на занятиях по различным видам деятельности детей.
  • Собеседование с воспитателями.
  • Анализ самообразования воспитателей.
  • Анализ предметно-развивающей среды в группе (компетентность воспитателя при ее создании).
3 Создание предметно-игровой среды для всех видов игр.
  • Посещение групп.
  • Анализ предметно-игровой среды (с точки зрения ее содержания) в группах и на участке.
4 Планирование работы.
  • Проверка планирования игровой деятельности и индивидуальной работы с детьми.
5 Работа с родителями.
  • Посещение родительских собраний.
  • Анализ наглядной информации для родителей.
  • Опрос или анкетирование родителей.

Турнир эрудитов «Культура речи педагога»

«Да будет же честь и слава нашему языку,
который в самородном богатстве своём,
почти без всякого чуждого примеса,
течёт, как гордая, величественная река – шумит,
гремит – и вдруг, если надобно, смягчается,
журчит нежным ручейком и сладостно
вливается в душу ...»
Н.М.Карамзин

Грамотная речь является основным элементом общей культуры человека. Речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей. К речи педагога сегодня предъявляются высокие требования и проблема повышения культуры речи рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Интеллектуальный турнир проводится в форме соревнования команд педагогов. Ответы оцениваются баллами. Каждый правильный ответ – 1 балл. В конце игры подсчитывается общий балл каждой команды и проводится награждение команд. Обязательным условием проведения турнира является доброжелательная эмоциональная обстановка и отсутствие любой критики.

Приложение1 «Электронный вариант турнира эрудитов»

Домашнее задание «Аббревиатуры».

Расшифруйте данные аббревиатуры так, чтобы они относились к воспитанию детей дошкольного возраста:

  1. ЕГЭ.
  2. ЭВМ.
  3. ГОСТ.
  4. АЗС.
  5. ТАСС.
  6. НТВ.

Задание 1.

Найдите правильный вариант ответа. Что означают приведенные ниже слова и понятия?

  1. ОКСЮМОРОН: 1 – неполное предложение; 2 – шутливое четверостишие; 3сочетание слов с противоположным значением; (например, грустная радость); 4 – заголовок текста.
  2. ЦЕЗУРА: 1 – один из видов фольклора; 2 – вступление к литературному произведению; 3 – выражение иронии, неодобрения; 4 – пауза внутри стихотворной строки.
  3. СИНЕКДОХА: 1 – называние целого через его часть; 2 – суть явления; 3 – сочетание стихотворных строк; 4 – персонаж литературного произведения.
  4. ПЛЕОНАЗМ: 1 – речь, полная страсти, высоких чувств 2 – невыразительная речь; 3 – излишество слов в речи; 4 – письменное изложение текста.
  5. ИМПЕРАТИВ: 1 – значение слова; 2 – логическое ударение; 3 – повелительное наклонение; 4 – шаблон.
  6. ПАЛИНДРОМ: 1 – злободневное публицистическое произведение; 2 – фраза, читаемая и слева и справа; 3 – нарушение связи слов в предложении; 4 – замена предмета, явления названием в переносном значении.
  7. МАКСИМА: 1 – повторение созвучных согласных звуков; 2 – лаконичная мысль; 3 – форма иносказания; 4 – логическое ударение.
  8. ЭВФЕМИЗМ: 1 – устаревшее выражение 2 – способ словообразования; 3 – бессвязный рассказ; 4 – воздержание от неподобающих слов.
  9. БАШИБУЗУК: 1 – плохо говорящий ребенок; 2 – разбойник; 3 – вечный странник; 4 – комедиант.

Задание 2.

Поставьте правильно ударение в словах.

  • Августовский, звонит, баловать, свекла, догмат, столяр, вы правы, углубить, начавший, красивее, по двое, премировать, прибывший, асимметрия, создана, кулинария, о деньгах, жалюзи.

Задание 3.

Выберите правильные словосочетания и подчеркните их. Рядом с неправильными словосочетаниями напишите правильные.

  1. На пару дней (правильно – на два дня).
  2. Сколько времени (правильно – который час?).
  3. Качественная работа (правильно – отличная работа).
  4. Запасный выход.
  5. Кто крайний (кто последний).
  6. В городе Москва (правильно – в городе Москве).
  7. Драматургический театр (правильно – драматический театр).
  8. Элитарные войска (правильно – элитные войска).
  9. Крестный ход.

Задание 4.

Какие пословицы здесь зашифрованы.

Умошьлоб юлбарок еошьлоб еинавалп Пшейи кумонно ен тиравощ
Гчеренвая шака тумашка шана Сяво шона ен нетят
Мгоно рабывить – нажетым ен выбать Вколов сяботья в сел ендихоть

Задание 5.

Напишите как можно больше слов, содержащих -рис-, -рак- или -ква-.

Примеры слов на -рак-: брак, барак, батрак, контракт, фрак, драка, фракция, оракул, завтрак, остракизм, ракурс, мрак, сумрак, раковина, ракушка, мракобесие, антракт, буерак, ракета, абстракция, трактор, трактат, Геракл, практика, теракт, трактир, характер, экстракт.

Примеры слов на -рис-: тетрис, турист, риск, перископ, юморист, актриса, биссектриса, рисунок, ирис, кипарис, авантюрист, кристалл, рислинг, аферист, барбарис, беллетристика, присказка, пристань, присяга, хорист.

Примеры слов на -ква-: квартира, антиквар, акварель, квартет, квалификация, квадрат, квашня, аквариум буква, адекватный, экватор, акваланг, аквамарин, букварь, квас, брюква, тыква, квант, квартал, кварц, акватория, акванавт, эквалайзер, Москва.

Задание 6.

Перед вами несколько предложений ничем не связанные между собой логически. Запишите еще одно предложение, построенное по такому же принципу.

У лип Лёша нашёл пилу
Уж я веники не вяжу
И городу дорог огород у дороги.

(Ответом может быть любое предложение, читаемое и слева, и справа.Например, «А роза упала на лапу Азора», «Аргентина манит негра», Кит на море – романтик» и др.)