Урок органической химии "Спирты". 11-й класс

Разделы: Химия

Класс: 11


Тип урока. Семинар-практикум.

Цель. Актуализировать и систематизировать пройденный материал по теме спирты, экспериментальным путем доказать и сравнить свойства спиртов.

Образовательные задачи:

  • Закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах предельных одноатомных и многоатомных спиртов.

Познавательные задачи:

  • Совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами. Закрепить практические навыки при проведении опытов.

Воспитательные задачи:

  • Особое внимание уделить проблеме вредного (наркотического) воздействия этанола на организм человека, пропагандировать здоровый образ жизни.

Методическая цель:

  • Показать методы и формы самостоятельной работы на уроке обобщения, опираясь на химический эксперимент.

Оборудование: штативы, пробирки, держатели, металлические ложки, стеклянные палочки, фарфоровые чашечки, спиртовки, спички, газоотводные трубки, химические стаканы.

Реактивы: сульфат меди, гидрооксид натрия, этиловый спирт, серная кислота (разб.), металлический натрий, мясо сырое.

На столах учащихся учебники, тетради,таблицы, карточки-задания.

Опержающие задания (рефераты):

  1. Применение метанола и этанола.
  2. Применение глицерина и этиленгликоля.
  3. Влияние этилового спирта на организм человека.

План обсуждения (на доске):

  1. Виды спиртов.
  2. Строение.
  3. Физические свойства спиртов.
  4. Химические свойства спиртов.
  5. Получение и применение спиртов.
  6. Генетическая связь между углеводородами и спиртами.

Ход урока

Урок начинается с небольшого вступления учителя о необходимости систематизации и обобщения изученного материала о спиртах.

Небольшой фронтальный опрос.

А) дать определение спиртам.

Б) каковы физические свойства спиртов?

В) какие виды изомерии характерны для спиртов?

Г) написать все возможные изомеры для бутанола.

Д) соберите шаростержневую модель молекулы спирта (метанола, этанола, пропанола, бутанола).

Е) имеют ли сходства одноатомные и многоатомные спирты?

Учитель демонстрирует опыт "образование алкоголятов натрия", с глицерином и этиловым спиртом.

Методика опыта: в сухие пробирки наливают по 2 мл. этанола и глицерина вносят по маленькому кусочку металлического натрия. Пробирку закрывают газоотводной трубкой. Через минуту после начала реакции поджигают выделяющийся газ. Если реакция глицерина с натрием замедлится, можно слегка подогреть пробирку.

Задания:

  1. Напишите уравнения реакции спиртов с натрием.
  2. Какие свойства спиртов (основные или кислотные) проявляются в этой реакции?
  3. Добавляют в пробирки по 1 капле раствора фенолфталеина. Изменяется ли окраска индикатора?
  4. Довести реакцию этанола с натрием до конца. Для этого осторожно нагреть пробирку, на дне пробирки должен образоваться белый твёрдый этилат натрия.

3.1. Групповая работа.

Класс делится на группы. Каждая выполняет свое задание.

Группа № 1.

Задание: провести качественную реакцию на глицерин (получение глицерата меди).

Реактивы: растворы CuSO4, NaOH, глицерин.

Ход опыта: В пробирку налить 3-4 капли раствора CuSO4 и 2-3 капли NaOH. К образовавшемуся осадку голубого цвета прилить несколько капель глицерина и смесь перемешать. Осадок растворится, появится васильковое окрашивание раствора от образовавшегося комплексного соединения глицерата меди (II).

Ответить на вопросы:

  1. Написать реакцию получения Cu(OH)2
  2. Написать качественную реакцию на глицерин.
  3. Написать реакцию получения нитроглицерина.

При работе с кислотами соблюдайте технику безопасности.

Группа № 2.

Задание: получить простой диэтиловый эфир..

Реактивы: C2H5OH, H2SO4 (конц.)

Ход опыта: Налить в сухую пробирку 3 мл. смеси этилового спирта и серной кислоты (1:1) и осторожно нагреть до начинающегося кипения. После этого спиртовку убирают. К горячей смеси прилить по стенке пробирки из пипетки 5-10 капель этилового спирта. Образующийся диэтиловый эфир обнаружить по запаху.

Ответить на вопросы:

  1. Написать уравнение реакции получения диэтилового эфира.
  2. Применение метанола и этанола.
  3. Влияние этанола на организм человека.

Группа № 3.

Задание: провести реакцию окисления этилового спирта хромовой смесью.

Реактивы: растворы H2SO4, K2Cr2O7, C2H5OH.

Ход опыта: В пробирке смешать 2 мл. 5%-го раствора дихромата калия, и 1 мл. 20%-го раствора серной кислоты и 0,5 мл. этилового спирта. Отметьте цвет раствора. Осторожно нагрейте смесь на пламени спиртовки до начала изменения цвета. При этом ощущается характерный запах уксусного альдегида, образующегося в результате реакции.

Ответить на вопросы:

  1. Почему цвет раствора меняется с оранжевого до синевато-зеленого?
  2. Написать уравнение реакции окисления этилового спирта.
  3. Можно ли заменить серную кислоту в данной реакции на соляную.

(В работе можно менять вопросы. Количество групповых заданий должно соответствовать числу образованных ученических микрогрупп)

По окончании работы проводиться обсуждение.

Выступление учащегося: "Влияние этилового спирта на организм человека".

При употреблении алкоголя в организме человека происходят большие нарушения в обменных процессах: меняется окислительно-восстановительный потенциал клеток, происходит усиленное накопление молочной кислоты, ускоряется превращение глюкозы в жир и т.д. В крови алкоголь вызывает расширение периферических сосудов, нарушается терморегуляция, в печени этанол окисляется, образуя уксусный альдегид, который в процессе окисления образует уксусную кислоту, разрушающую этот орган. В мозгу у пьяного человека происходит закупорка сосудов, большое количество мелких кровоизлияний, в результате чего клетки мозга не получают кислород и гибнут.

Например: при употреблении 100 гр. пива ориентировочно погибает до 3000 клеток мозга; 100 гр. вина - 5000 клеток, 100 гр. водки - 7500 клеток.

За годы у пьющего человека погибают миллионы клеток, которые не восстанавливаются. Алкоголизм как заболевание формируется постепенно, совершенно незаметно для человека. Необходимо знать, что подросток через год при употреблении спиртного становится алкоголиком. В клетках печени, головного мозга, почек и сердца спирт в конечном счете, превращается в углекислый газ и воду. Алкоголизм вызывает массу заболеваний в организме, поражая нервную, сердечно-сосудистую, пищеварительную системы. Злоупотребление алкоголем сокращает среднюю продолжительность жизни человека на 15-20 лет. При концентрации алкоголя в крови 0,5-0,6% (промилле) у подростка может наступить смерть.

Демонстрация опыта учителем: " изменение структуры и свойств белков при воздействии на них алкоголя"

Цель: убедить ребят в том , что спирт денатурирует белки неотвратимо, изменяя их структуру и свойства, следовательно отрицательно воздействует на организм подростка.

Методика: в стакан наливают спирт, в него опускают кусочек сырого мяса. Через некоторое время мясо приобретает вид варёного.

Вывод: Таким же образом алкоголь влияет на организм человека.

Заключение.

Из ваших рассуждений мы поняли, что этиловый спирт - наркотик, метанол - ядовитое вещество. В тоже время вам известно, что этанол используется в медицине и может служить топливом (топливо будущего). Метанол - экологически чистое топливо для двигателей внутреннего сгорания.

Для того чтобы показать генетическую связь между углеводородами и спиртами можно предложить составить цепочку превращений.

5. Подведение итогов: выставление оценок, д/з подготовиться к самостоятельной работе по теме "Спирты".