Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорожденности). Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, кроме этого, у детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта. Мозговой органический дефект, составляющий основу ДЦП, возникает рано, в период незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов мозга, что обусловливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств (Семаго М.М., Семаго Н.Я., 2001).
По данным ряда авторов, на 10 000 новорожденных приходится 34- 42 ребенка, страдающих церебральным параличом. За последнее десятилетие в России количество детей с ДЦП увеличилось. (Мамайчук И.И, 2010)
Спектр эмоциональных нарушений у детей и подростков с различными формами ДЦП чрезвычайно велик. Часто у детей с ДЦП достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. У ребенка формируется иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности, т.к. ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания. Большинство детей пассивны, нерешительны, пугливы. У них наблюдается большое количество страхов, часть которых они не осознают. Дети болезненно реагируют на повышение голоса, тона говорящего. При этом ситуация отягощается тем фактором, что у большинства детей с ДЦП отмечается сниженная работоспособность, быстрая истощаемость всех психических процессов, трудности в сосредоточении и переключении внимания, малый объем памяти. Ряд проблем связан с низким уровнем способности к речевому общению.
Основной целью групповой психолого-педагогической коррекционной работы при ДЦП является обеспечение максимально полной социальной адаптации.
В школе № 584 «Озерки» обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, большинство из них имеют диагноз детский церебральный паралич. В результате психодиагностической работы нами были проанализированы результаты мониторинга эмоционального развития детей с ДЦП, было выявлено, что у большинства детей наблюдается недостаточное количество знаний об основных эмоциях, уровень идентификации и дифференциации эмоций у большинства учащихся средний. Кроме того, дети имеют затруднения при установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций, превалирует недостаточный уровень развития эмоционально-экспрессивных средств языка, затрудняющий вербализацию эмоций. Из-за недостаточности развития речи и ограниченности контактов с окружающими личный эмоциональный опыт детей уплощен и в значительной мере искажен. (Приложение 1)
Для школьников затруднительно правильное выражение своих чувств и понимание того, что им сообщается невербальным способом. Непонимание «языка эмоций» отражается на всей ситуации социального общения, на процессе социальной адаптации и интеграции в общество. (Набойкина Е.Л., 2006)
При проведении групповых психологических занятий мы сталкиваемся с большими трудностями в выборе методов и приемов эффективного взаимодействия с детьми в связи с разнородностью уровня их психологического развития и многообразием медицинских диагнозов, присутствующих в анамнезе детей. В связи с этим мы находимся в постоянном поиске тех методов, которые наиболее подходят для работы с детьми и наиболее активно влияют на развитие их эмоциональной сферы. В течение двух лет мы апробируем на уроках психологии варианты использования советской мультипликации с целью развития интеллектуальной, личностной и эмоционально-волевой сферы.
Мультипликация как средство развития эмоциональной сферы детей
Ни для кого не секрет, что основное времяпрепровождение большинства современных детей дома – просмотр телевизора. Мультипликационные фильмы – тот вид искусства, который особенно привлекает детей дошкольного и младшего школьного возраста. И именно они оказывают большое влияние на развитие детей (как интеллектуальное, так и эмоциональное). Они формируют у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Исследования, проведенные за последние десятилетия, говорят о том, что большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть огромная разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских) (Медведева И., Абраменкова В., Богатырев А.). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается благоприятная для психики ребенка картина мира. Зло в этой картине мира не вечно, а вечно – добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. Очень важно, что в советских мультфильмах злой персонаж представляется в юмористической форме, что уравновешивает его отрицательную сущность. В зарубежных мультфильмах мир, в котором происходят события мультфильма, часто лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически, часто очень натуралистично и жестоко.
Среди педагогического сообщества часто обсуждается вопрос о том, какие же мультфильмы смотрят наши дети. Мы провели анкетирование среди детей начальной школы с целью выявления предпочтений мультфильмов. В анкетировании участвовали 34 учащихся начальной школы 6 и 7 видов. Предпочтения детей распределились следующим образом:
17 человек (50%) предпочитают смотреть американские мультсериалы («СкубиДу», «БенТен», «Финес и Ферп», «Человек-Паук», «Винкс», «Приключения Алладина» и т.п.)
10 человек (29%) назвали любимым мультфильмом советский мультфильм («Малыш и Карлсон», «Ну, Погоди!», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Приключения Буратино»)
5 человек (15%) предпочитают смотреть современные российские мультфильмы («Смешарики», «Элька», «Маша и медведь»)
2 человека (6%) назвали любимыми мультфильмы студии Уолта Диснея «Бемби» и «Рапунцель».
Следует отметить, что все дети, составляющие нашу выборку, являются детьми-инвалидами, следовательно, редко предоставлены сами себе, то есть просмотр телевизора осуществляется с разрешения и одобрения родителей.
Данные результаты еще раз доказывают, что необходима серьезная психолого-педагогическая работа по информированию родителей о пользе и вреде просмотра различной мультипликационной продукции, обучение родителей педагогически грамотному телесмотрению. (Гришаева Н.П., 2001)
Способы использования мультипликации для развития эмоциональной сферы детей
В своей работе мы выделили 3 способа использования мультипликации для эмоционального развития детей:
1. Просмотр мультфильма совместно с взрослым,
обсуждение увиденного.
2. Групповой просмотр мультфильма с выполнением
различных заданий на узнавание, отражение
эмоций.
3. Создание собственных мультфильмов во время
групповой психолого-педагогической работы.
Способ 1. Просмотр мультфильма совместно с взрослым, обсуждение
Для большинства взрослых просмотр ребенком мультфильма – способ занять ребенка, отдохнуть от общения с ним, погасить его энергию. Было выяснено, что почти никто из родителей не беседует систематически и целенаправленно с детьми о просмотренных телепередачах, а это и является основным фактором неадекватного формирования нравственных критериев. (Гришаева Н.П., 2001)
Для того чтобы просмотренный мультфильм оказал нужное педагогическое воздействие на ребенка, необходим совместный просмотр с взрослым, а далее – беседа, благодаря которой взрослый выясняет, что из данного мультфильма ребенок воспринял, а какие вопросы следует обсудить дополнительно, чтобы включить полученную информацию во внутренний опыт ребенка.
Анализируя исследования авторов на эту тему, мы разработали ряд рекомендаций для родителей о том, как смотреть мультфильмы так, чтобы это приносило пользу психологическому развитию ребенка (Приложение 2)
Способ 2. Групповой просмотр мультфильма на уроках психологии
Мы рассматриваем использование мультфильмов в своей работе как обогащение спектра позитивных приемов взаимодействия, представленных в сказочной форме.
В данный момент нами разрабатывается и апробируется программа «Учимся у сказок», в которой одним из основных методов психологического развития детей мы видим совместный просмотр советских мультфильмов. Выбор советских мультфильмов обусловлен несколькими причинами:
– Изображения героев (и людей, и животных) в
советских мультфильмах является, с одной
стороны, очень правдоподобным, а с другой
стороны, их мимика ярко и очень наглядно отражает
их эмоциональное состояние.
– Длительность большинства советских
мультфильмов составляет 10-15 минут. Учитывая
низкую работоспособность большинства детей с
ДЦП, просмотр коротких мультфильмов не приводит
к переутомлению, и позволяет осуществить работу
с одним мультфильмом в течение одного-двух
уроков, что способствует целостности восприятия
мультфильма у детей.
– Основная идея детских мультфильмов Советского
Союза – развитие нравственности и морали,
воспитание в маленьких зрителях порядочности,
культуры и уважения к другим.
– В основе многих отечественных мультфильмов
лежат маленькие притчи, в которых под короткой
занимательной историей спрятан глубокий
духовный смысл.
– Любой советский мультфильм настолько
многогранен, что его можно использовать
по-разному для решения различных актуальных
задач.
– Советские мультфильмы безопасны с
психологической точки зрения, встреча с
мультфильмом всегда несет в себе заряд
положительных эмоций, что усиливает
эффективность занятий.
Программа «Учимся у сказок» состоит из трех блоков:
Блок 1 «Мои чувства» – направлен на эмоциональное развитие (знание основных эмоций, обучение распознаванию, отражению эмоций, анализу – какая ситуация вызвала ту или иную эмоцию)
Блок 2 «Мои качества» – направлен на развитие самооценки. С помощью просмотра мультфильмов мы изучаем качества характера, расширяем словарный запас детей
Блок 3 «Я и другие» – направлен на изучение межличностных отношений. Мы изучаем взаимоотношения с другими (в семье, с друзьями, в школе), правила взаимодействия с другими, способы разрешения конфликтов.
В своей работе мы используем множество приемов работы с мультфильмом. Вот лишь некоторые из них:
1. Во время просмотра мультфильма делаются
остановки – стоп-кадры, на которых отражено
эмоциональное состояние персонажа. Дети должны
назвать эмоцию, которую видят на экране.
2. Во время просмотра мультфильма дети называют
словами или показывают на пиктограммах те
эмоции, которые в данный момент испытывает
персонаж.
3. Работа с зеркалом – дети отображают с помощью
мимики и жестов эмоциональное переживание
персонажа, и с помощью зеркала сравнивают свое
изображение с эмоцией героя.
4. Дети определяют, какой эпизод мультфильма
вызвал у них чувство радости, грусти, страха,
рассказывают об этом эпизоде.
5. Обращение к внутреннему опыту детей – дети
задумываются над тем, были ли они в похожих
ситуациях, и какие чувства они тогда испытывали.
6. Просмотр эпизода мультфильма с закрытым
экраном – дети должны по музыкальному
сопровождению догадаться, какое чувство,
настроение героя отражается в музыке.
7. Проигрывание элементов мультфильма с целью
«вживания» в то или иное чувство, более глубокого
«прочувствования» ситуации.
8. Развитие творческого мышления – дети
придумывают другие варианты окончания
мультфильма, изменяют характеры героев.
Список мультфильмов, которые мы используем в своей работе, постоянно пополняется (Приложение 3).
Способ 3: Создание детьми собственных мультфильмов во время групповой психолого-педагогической работы
Самодельная мультипликация открывает перед педагогами более широкие горизонты работы с детьми. Такие особенности самодеятельной мультипликации как простота первых шагов, многообразие возможных активностей, положительная эмоциональная мотивация к совершению полезных действий, обязательность решения возникающих задач при моделировании персонажей позволяют использовать ее как психотерапевтическое средство (Арнаутова Н.А., Кричевец Е.А., 2011)
Процесс создания мультфильма позволяет включить самые разнообразные виды деятельности, обеспечивает решение разных психологических, педагогических и коррекционных задач. Кроме того, для детей с двигательными нарушениями огромное жизнеутверждающее значение имеют те достижения, которые были сделаны непосредственно их руками и ногами.
Поэтому целью нашей дальнейшей работы с мультфильмами мы считаем создание самодельных мультфильмов. В данный момент нами изучается литература по этой теме и разрабатывается программа по созданию первого самодельного мультфильма с учащимися 4-5х классов 6 и 7 вида. Начало создания первого мультфильма мы планируем в первом полугодии 2012 – 2013 учебного года.
Список литературы:
1. Абраменкова В., Богатырев А. Дети и
телевизионный экран. – Воспитание
школьников. – 2006. – №6.
2. Алаева М.А, Медведева И.Я. Лучшие родительские
собрания в начальной школе: 3-4 классы. –
Родительское собрание. – 2007. – №11.
3. Арнаутова Н.А., Кричевец Е.А. Уроки
мультипликации: возможности использования
цифровой техники в коррекционно-развивающих
целях. – Воспитание и обучение детей с
нарушениями в развитии. – №1, 2011.
4. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие
представлений детей об эмоциях в онтогенезе,http://globalteka.ru/books/doc_view/2867--------.raw?tmpl=component
5. Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. //
Дошкольное воспитание. – 1989. – №4.
6. Грабенко Т.М., Михаленкова И.А.
Эмоциональное развитие слабослышащих
школьников: диагностика и коррекция.
Учебно-методическое пособие. – СПб: Речь, 2008
7. Гришаева Н.П. Социально-психологические
аспекты влияния телевидения на дошкольника.
– Начальная школа. Плюс до и после. – 2001. – №8.
8. Гундарева И. О последствиях восприятия
телевизионной информации. – Воспитание
школьников. – 2005. – №9.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по
сказкотерапии. – М.: Речь, 2005.
10. Изард К. Психология эмоций. – СПб, 1999.
11. Ковалец И.В. Азбука эмоций. Практическое
пособие для работы с детьми, имеющими отклонения
в психофизическом развитии и эмоциональной
сфере: Метод. пособие для педагогов общего и спец.
образования. – М: ВЛАДОС, 2003.
12. Мамайчук И.И. Психокоррекционные
технологии для детей с проблемами в развитии. –
СПб: Речь, 2010
13. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым»
ребенком. – СПБ: Речь, 2006
14. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Проблемные дети:
Основы диагностической и коррекционной работы
психолога. – М, АРКТИ, 2001.