Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в подвижных играх с дидактической направленностю на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Движение – это путь не только к здоровью, но и к интеллекту. (С.Н.Труфанов)

Условия возникновения опыта

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни. Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Очевидным является поиск путей решения проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Актуальность опыта

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» для достижения нового, современного качества общего образования среди первоочередных мероприятий отмечается необходимость оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся и создания в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления их здоровья, в том числе за счет использования эффективных методов обучения, повышения объема и качества занятий физической культурой. Отмечается также необходимость дифференциации и индивидуализации образования при обеспечении государственных образовательных стандартов многообразием вариативных образовательных программ.

Особое внимание в настоящее время уделяется программному обеспечению физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, его вариативному компоненту, учитывающему как индивидуальные потребности и интересы детей, так и региональные особенности среды обитания.
Основная идея опыта работы

Основная идея опыта заключается в разработке системы уроков по физической культуре с использованием подвижных игр с дидактической направленностью и включении их в образовательный процесс.

Длительность работы над опытом

Период работы над опытом 3 года с 2009года по 2011 год.

1 этап. Аналитико-диагностический

Анализ теоретической и методической литературы, изучение передового опыта физического воспитания, подбор диагностического инструментария для проведения исследований в рамках работы над опытом, проведение диагностики исходного состояния физической подготовленности обучающихся, их уровня интеллектуального развития.

2 этап. Практический

Разработка системы уроков на основе подвижных игр с дидактической направленностью их проведение в системе физкультурно-оздоровительной работы школы.

3 этап. Аналитико-обобщающий

Подведение итогов работы. Проведение итоговой диагностики. Обобщение опыта.

Теоретической базой опыта является утверждение – Интеллект – общая умственная способность, связанная с успешной адаптацией к новым жизненным условиям.

Технология опыта

Цель педагогической деятельности – организовать физическое воспитание с учащимися начальной школы таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребёнку физическое развитие в союзе с их интеллектуальными способностями.

С учётом этого были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ методической литературы и существующей педагогической практики с целью отбора комплекса подвижных игр с дидактической направленностью применимых к использованию в образовательном процессе и направленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся.
2. Разработать систему использования подвижных игр и игровых приёмов, позволяющую личности развиваться интеллектуально и нравственно.
3. Выявить эффективность использования данной системы в учебной деятельности.
4. Формировать у обучающихся знания о физкультурной деятельности, о бережном отношении к своему здоровью.
5. Использовать средства физической культуры в организации здорового образа жизни.
6. Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребёнка в соответствии с его индивидуальными физическими и психологическими особенностями.
7. Создать условия для развития потенциала ребёнка, реализации его природных способностей.

На мой взгляд, всё это прекрасно реализуется через естественную игровую среду, а именно через использование в учебном процессе подвижных игр с дидактической направленностью.

Прежде чем говорить о развитии дидактических игр, следует напомнить, что понятие "развитие интеллекта" включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Поэтому к решению данной проблемы я подошла комплексно.

Сущность подвижной игры мне видится в следующем: ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга – это положительно сказывается на усвоении обучающимися знаний и представлений и создает предпосылки к успешному овладению элементами образовательной деятельности в будущем.

Преподавание физической культуры учащимся МБОУ «СОШ№15» осуществляется по программе скорректированной мной, на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005 и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 102 часа в год. В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». В вариативную часть программы для учащихся 1-4 классов мной был включен материал по подвижным играм с дидактической направленностью и игры на основе баскетбола.

Кроме того, в учебный материал добавлены специальные упражнения и методики для развития интеллектуальных способностей учащихся:

  • Элементы Триз-педагогики;
  • Игрогимнастика;
  • Упражнения на правильное дыхание;
  • Методика Е.А.Панько «Придумай игру»
  • Фрагменты психофизиологической тренировки
  • Релаксационные упражнения

В основу методики обучения подвижным играм с дидактической направленностью положены идеи о всестороннем развитии личности, оздоровительной направленности занятий, взаимосвязи умственной и физической деятельности и развивающего обучения, а также основные принципы воспитания и обучения младших школьников.

За основу взята основная идея теории учебной деятельности – восприятие творческого мышления путём содержательного обобщения. Сначала школьники получают знания на уроках по общеобразовательным предметам, затем эти знания на этапе закрепления изученного материала по предметам общеобразовательного цикла программы применяются в конкретных играх, с целью их закрепления на уроках физической культуры.

В соответствии с целями и задачами педагогической деятельности по введению в образовательный процесс подвижных игр с дидактической направленностью на первоначальном этапе реализации опыта был проведён анализ литературы и педагогической практики по соответствующей опыту тематике. В результате была собрана картотека подвижных игр (их в картотеке около 40).Описание каждой из игр содержит не только её правила, но и ожидаемый результат от её проведения, а также перечень заболеваний и состояний при которых рекомендуется игра. (Приложение №) Далее на основании дифференциации имеющихся игр по преимущественному развитию психических процессов и физических качеств были созданы рабочие карточки. Карточки включают в себя 4 раздела.

Первый раздел карточки – схема построения. На схеме указывается место учителя, наиболее удобное для руководства и обозрения. Здесь же порядок построения учащихся. На карточке у меня изображен один из вариантов, а последующие варианты следуют, как дополнение к основному. Все обозначается символами. Язык символов достаточно прост и доступен каждому. Символика может быть выработана индивидуально каждым учителем.

Второй раздел – содержание. Он начинается с описания действия. Причем действий может быть несколько. Все они могут быть различны по объему, трудности выполнения. Это зависит от физических возможностей, подготовленности и возраста обучающихся. Этот раздел всецело зависит от фантазии и изобретательности учителя, его умения определить, как можно в дальнейшем совершенствовать навыки учащихся. Поэтому количество вариантов может быть гораздо больше, чем указывается в карточке.

Третий раздел – правила, которые, в конечном счете, сводятся к ясным и четким действиям, не допускающим разночтения и свободного их толкования по своему усмотрению, за исключением тех случаев, где разумная и творческая инициатива поощряется. Если в игровой деятельности ведется подсчет очков, то должны быть ясные критерии: за что и какое количество очков начисляется, за что снимаются штрафные очки, из каких слагаемых в целом состоит конечный результат, определяющий победителя.

Четвертый раздел – организационно методические указания, помогающие провести учителю игровое, а иногда соревновательно-игровое задание. Этот раздел освещает методическую сторону двигательных действий.

Карточки использовались при разработке тематического планирования уроков физической культуры, где на каждом из уроков, в зависимости от группы образовательных задач запланировано проведение тех или иных подвижных игр.

При проведении подвижных игр с дидактической направленностью придерживалась следующих аспектов:

  • игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия;
  • игры должны проходить под наблюдением учителя;
  • безопасность используемого инвентаря;
  • игру нельзя обрывать незавершённой;
  • игра должна оканчиваться раньше, чем надоест;
  • правила игры должны быть просты, точно сформулированы, доступны для понимания детей любого возраста;
  • для детей игры будут интересными тогда когда каждый из играющих станет её активным участником;
  • игра не должна умножать достоинства играющих.

Структура урока физической культуры с использованием подвижных игр с дидактической направленностью как средства развития интеллектуальных способностей младших школьников состоит из трёх частей: подготовительной, основной, заключительной.

В первой (подготовительной, вводной) части урока проводится изучение, повторение и совершенствование строевых упражнений, навыков в ходьбе, развивается общая выносливость в беге, выполняются упражнения общеразвивающего характера, сообщаются теоретические сведения из раздела «Основы знаний». Для этого использую игры: «Правильно – неправильно», «Пишущая машинка», «Скажи товарищу» и др.

На первых уроках, когда закладывается фундамент организованных занятий физическими упражнениями, особое внимание уделяю строевым упражнениям. Для их эффективного освоения использую следующие подвижные игры с дидактической направленностью: «Все к своим флажкам», «Построимся», «Составим поясок», «Успей занять совё место», «Составление поезда» и др. Но для формирования прочного динамического стереотипа у учащихся в построении использую элементы Триз-педагогики.

Команды должны построиться:
– по цвету волос;
– по алфавиту первых букв имени;
– по размеру обуви;
– по росту и т.д.

Данная методика позволяет у учащихся развивать не только творческий потенциал личности, но и придаёт уроку эмоциональный окрас.

При ознакомлении с материалом теоретического характера из раздела программы «Основы знаний» мной разработаны карточки для развития логического мышления, тестовые задания. Дети очень любят сами проявлять инициативу в составлении кроссвордов на спортивную тематику. Я убедилась, что такой подход, приносит неплохие результаты по усвоению теоретических сведений.

Вместо привычных комплексов ОРУ на уроке стало нормой использование игрогимнастики автором, которой является Свечкарёва Наталья Юрьевна. После интенсивной нагрузки. Огромное значение уделяю правильному дыханию. От него зависит снабжение крови кислородом, ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Первое и важное условие правильного дыхания – дышать через нос. Чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, необходимо вырабатывать у него привычку правильного дыхания. Например: изобрази на выдохе жужжание пчелы; изобрази на выдохе жужжание комара; изобрази на выдохе шум проколотой шины велосипеда. Эти дыхательные упражнения способствуют не только основам правильного дыхания, но и образному восприятию учащихся.

Но чтобы облегчить процесс обучения ребёнка чтению на своём уроке использую дыхательное упражнение «Музыкальный алфавит».

Во второй (основной части) урока проводится формирование жизненно важных двигательных навыков и физических качеств. Для решения поставленных задач, использую подвижные игры с дидактической направленностью: игры с бегом (« День и ночь», «Бег за флажками», «Встречные эстафеты», «Бег с преследованием»), игры с прыжками, игры с лазанием и другие. При использовании игр в основной части урока, прежде всего, стремлюсь к созданию условий для физически слабых учеников, учитывая одновременно уровень физической подготовленности большинства детей.

Нагрузку во время игры дозирую следующими приёмами: уменьшением или увеличением числа играющих, продолжительностью игры по времени, размеров игровой площадки, количества повторений, тяжести предметов и наличии перерывов для отдыха.

Для меня важно, чтобы каждый ученик стал равноценным участником педагогического процесса. С этой целью использую методику ЕА. Панько « Придумай игру», которая включает три этапа развития игры.

Этапы развития игры:

Первый этап игры: упрощенный.
Второй этап игры: варьирование игры, варианты усложнения, предложенные учителем.
Третий этап: творческого подхода, даю задания детям, родителям придумать новые движения, слова и так далее.

В работе при проведении уроков с использованием подвижных игр с дидактической направленностью использую различные межпредметные связи.

Например: в соревновательно – игровой обстановке принимают участие две команды по равному количеству игроков с равноценным физическим и интеллектуальным развитием. Каждая команда построена в колонну по одному. По команде учителя первые игроки ведут баскетбольный мяч до противоположной стенки или до указанного места; выполняют определенное задание; возвращаются в команду; передают мяч следующему игроку, который в свою очередь, добегая до указанного места, продолжает выполнять поставленное задание; возвращается в команду; передает мяч следующему игроку и т. д. Задания могут быть самыми различными, на любую ранее изученную тематику и по любому предмету.

Эти задания могут состоять:

1 пара игроков – выполнить упражнение на сложение.
2 пара игроков – выполнить упражнение на вычитание.
3 пара игроков – выполнить упражнение на умножение.
4 пара игроков – составить предложение из трех-пяти слов.
5 пара игроков – рассказать стихотворение.

Каждое правильно выполненное задание приносит в копилку команды 1 балл. Соответственно при подведении итогов выполнения задания учитывается скорость и грамотность каждого учащегося. Данная игра может быть рассчитана на любой контингент учащихся, изменяется только сложность физического упражнения и сложность выполнения предметных задач. А также с этой целью использую следующие подвижные игры: «Быстрые словечки», «Алфавит», «Волшебные буквы», «Океан», «Правильный счёт», « Картинная галерея» и т.д.

Так на уроке физической культуры использую межпредметные связи.

В заключительной части урока включаю подвижные игры с дидактической направленностью средней или низкой интенсивности: «Дерево дружбы», «Урони платок», «Замри», «Делай как я», «Угадай, кто подходил?», «Перенеси на голове», « Исправь осанку!», «Правильно – неправильно».

Подвижные игры вызывают бурю эмоций у обучающихся. Для снятия эмоционального напряжения на уроке использую фрагменты релаксационных упражнений для мимики лица (автор ИВ.Чупаха ):сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить лоб, совсем расслабить; нахмуриться (сердитесь) – расслабить брови; расширить глаза (страх, ужас) – расслабить веки (ложная тревога); зажмуриться (ужас) – расслабить веки (ложная тревога); оскалить зубы – расслабить щеки и рот; расширить ноздри (вдыхаем запах, выдыхаем); сузить глаза (китаец задумался) – расслабиться.

А также релаксационные упражнения ,позволяющие погрузить ребёнка в атмосферу путешествий к морю, в волшебный сон, к озеру, в лес, к водопаду, к радуге и т.д.

Результаты педагогической деятельности

Совместно с психологом школы было проведено тестирование учащихся 4-х классов. За основу взяты тесты Джорджа Равена: «Выделение существенных признаков»; «Возрастающей сложности».

При первичной диагностике (октябрь 2011 года) учащиеся распределились по уровням интеллектуального развития следующим образом: высокий уровень интеллектуального развития – 0 %; выше среднего – 10 %; средний уровень – 57 %; ниже среднего – 31 %; низкий уровень – 2 %.

После проведения комплекса игр с дидактической направленностью была проведена итоговая диагностика (май 2012года). Были получены следующие результаты : высокий уровень интеллектуального развития – 1 %; выше среднего – 10 %; средний уровень – 58 %; ниже среднего – 31 %; низкий уровень – 0 %

Диаграмма исследования

Вывод

Из проделанной мной работы можно сделать следующий вывод: подвижная игра с дидактической направленностью является тем самым средством и методом, которое оказывает положительное влияние на развитие двигательной подготовленности школьника, способствует его интеллектуальному развитию, носит оздоровительный характер.