Цель: способствовать формированию ключевых компетенций учащихся в ходе изучения учебного материала по теме «Развитие русской художественной культуры II половины XIX века».
Задачи:
- формировать представления об особенностях развития русского искусства во II половине XIX века;
- дать знания о жизни и творчестве выдающегося русского художника 19 века И.Н. Крамского;
- развивать критическое и рефлексивное мышление;
- способность развитию эмоционально-чувственному восприятию;
- совершенствовать навыка работы с информацией;
- воспитывать художественно-эстетический вкус и культуру восприятия произведений искуства.
План:
1. Повторение: фронтальный опрос,
зрительный диктант по творчеству
«шестидесятников», тест «Русская художественная
культура I половины 19 века».
2. Объяснение нового материала: рассказ учителя.
3. Практическая работа учащихся в группах по
индивидуальному заданию, представление
полученной информации.
4. Закрепление учебного материала, ответы на
вопросы учителя, просмотр фильма о картине И.Н.
Крамского «Христос в пустыне», рефлексия урока.
Вид учебной деятельности |
Ожидаемые результаты |
Повторение ранее изученного материала |
Компетенция познавательной деятельности |
Опознавание выдающихся произведений искусства |
Компетенция ценностно-смысловой ориентации в мире |
Работа с компьютером |
Компетенция информационных технологий |
Прием и переработка новой информации |
Компетенция самосовершенствованиzя |
Самостоятельная работа с учебником |
Компетенции в общении |
Самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос |
Компетенция деятельности |
Представление информации, формирование собственного мнения и способности к обобщению полученной информации |
Компетенция интеграции |
ХОД УРОКА
1. Повторение
Индивидуальная работа
1) Выполнение зрительного диктанта по
творчеству «Шестидесятников» (задание
составлено в программе Microsoft Offise Word).
2) Выполнение теста «Русская художественная
культура I половины 19 века» (тест составлен в
программе Microsoft Offise Excel)
Вопросы для фронтального опроса
1. Какие исторические события второй половины 19 века оказали влияние на изменение в развитии русского искусства? (В середине 19 века Россия пережила сильное потрясение, поражением закончилась Крымская война (1853-1856), умер император Николай I. Россия вступила в новый период политического развития. Александр II наконец осуществил долгожданную реформу отмену крепостного права и другие реформы: армейскую, земскую, судебную, школьную. Ощущалась острая потребность в переменах. На смену дворянской пришла новая культура, ведущую роль стали играть разночинцы. Вся русская общественная жизнь демократизировалась.)
2. Что послужило основой и теоретической базой для понимания новой роли искусства в обществе? (Основой послужила диссертация Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности», главной вывод которой заключался в том, что «Воспроизведение жизни есть общий характерный признак искусства, составляющий его сущность.)
3. Что гласил главный тезис Чернышевского? («Прекрасное есть жизнь». Этот тезис стал девизом, под которым развивалось русское искусство 2 пол 19 века.)
2. Объяснение
– Под общей волной демократические
преобразования в обществе даже консервативная
академия художеств, отстаивавшая классические
традиции, приняла решение уровнять в правах все
жанры, хотя, вы знаете, что существовало понятие
высокого и низкого жанра. В 1862 году Академия
отменила главенство исторического жанра и
Золотую медаль, которая давала право на
продолжение обучения за границей, теперь
присуждали независимо от темы картины, учитывая
только её достоинства. Однако вольности
просуществовали недолго. И в 1863 году академию
потрясло событие, которое вошло в историю под
названием «Бунт четырнадцати».
История это череда причин, следствий, событий,
личностей. И в этом смысле история искусств не
исключение. Бунт 14-ти, являющейся следствием
демократических тенденций приводит к появлению
в России первого самостоятельного объединения
художников, не зависящее от официальных властей,
так называемой «Артели художников». В центре
всех этих явлений стоит личность выдающегося
русского художника И. Н. Крамского.
– Давайте попытаемся восстановить картину этих взаимосвязей.
3. Практическая работа учащихся в группах
– Пользуясь учебником, самостоятельно подготовленным материалом, дополнительной литературой и интернет-информацией, подготовьте короткое сообщение:
1-й ряд. Что за событие, произошедшее в 1863
году, скрывается за названием «Бунт 14-ти»?
2-й ряд. Как образовалась «Артель художников»,
какие цели она преследовала?
3-й ряд. Краткая биография жизни и творчества И.Н.
Крамского, какова его роль во всех этих событиях?
Учащиеся представляют информацию, иллюстрируют подобранным зрительным рядом, делятся личными впечатлениями от прочитанного и увиденного, делают вывод о том, какой вклад в развитие русского искусства внес И.Н. Крамской.
4. Закрепление
После ответов представителей каждой группы учащимся задаются вопросы:
– Каковы особенности развития русской
культуры 2 пол 19 века?
– Какова роль И.Н. Крамского в становлении нового
русского искусства?
– Почему художник реалист Крамской обращается к
библейскому сюжету?
Осмыслению ответа способствует просмотр фильма о картине «Христос в пустыне» (Приложение 1), который завершает урок.
Дополнительные информационные ресурсы для индивидуальной работы учащихся
Книги
1. Т.В. Ильина История искусств М. «высшая
школа», 1994
2. М.В. Алпатов Искусство М. «Просвещение», 1989
3. Энциклопедия для детей Издательский центр
«Аванта», 1999
Интернет-ресурсы
http://tphv.ru/kramskoy.php
http://www.tanais.info/art/kramskoybg.html
http://gallerix.ru/read/ivan-nikolaevich-kramskoy/4/