Чтение слов с изученными буквами. Парные звонкие и глухие согласные. Безударные гласные. Однокоренные слова. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Закрепление понятий: корень, однокоренные слова.
  • Закрепление умений проверять парные согласные и безударные гласные.
  • Развитие речи, навыка чтения с изученными буквами.
  • Воспитание интереса к различным видам спорта.

Оборудование к уроку:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, табло, плакаты с лозунгами, маски лягушек, музыка спортивного марша. Презентация к уроку (на СD-диске)

Ход урока

1. Организационный момент

Какой сегодня день?

День этот только начался.

“Трудный и долгий день впереди –
Каждую мышцу с утра заряди!”

Сегодняшний день я предлагаю вам начать именно с того, чтобы зарядить и поднять свое настроение. А куда мы сейчас отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

“Зеленый луг –
100 скамеек вокруг.
От ворот до ворот,
Бойко бегает народ!”
Стадион (Слайд 2)

Вы согласны пойти на стадион? Тогда отправляемся туда, не теряя ни минуты. Звучит музыка (спортивный марш).

А зачем приходят на стадион?

2. Целевая установка

Значит, нам предстоит здесь играть и соревноваться. Соревнуясь, можно не только показывать свою силу, ловкость, быстроту, а можно показать хорошие знания и умения, смекалку и находчивость.

“Пусть каждый смело вступит в бой,
В азарт соревнования.
Успех придет не сам собой.
Помогут ваши знания”

Знания грамматики родного языка.

Я предлагаю вам разделиться на 2 команды (синие и зеленые).

Займите свои места. За каждый правильный ответ или правильно выполненное задание команда получает очко. Счет, которых будет вестись вот на этом табло


(На доске висит табло)

В конце соревнований мы выявим команду победителей.

3. Разминки:

Как называется начало спортивных соревнований?

СТАРТ (Карточка.)

Что делают спортсмены перед стартом? Разминаются.

“А до старта, чтоб добраться,
Хорошо нужно размяться”

Начинаем с разминки.

а) Гимнастика на дыхание: (произносим гласные с выделением ударного звука, пение гласных)

Что произносили? Почему не буквы?

Стихи о буквах и звуках:

Буквы мы можем читать
И в тетрадь записать
В алфавит посмотри,
Русских букв там – 33!

Звуки только слышим,
Произносим, но не пишем.
Бывают звуки разные:
Гласные, согласные.

б) Гимнастика речевая:

Что это? (Карточки на доске)

пкт бдв
стф мрй
пшс лжг
фсп здн

Почему не слоги?

Что вы знаете о гласных и согласных звуках?

Прочтите глазками, а затем вслух (по вертикали, по горизонтали). Быстрее, ускоряя темп.

Обратите внимание на столбики.

Что заметили? (Звонкие и глухие.)

в) Гимнастика зрительная: (2 детей в масках лягушек проводят гимнастику со словами)

“На болоте 2 подружки,
2 зеленые лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ручками глаза закрыли
И скорее их открыли.
Поморгали хорошо,
А потом еще, еще.
Носик пальчиком задели
И на носик посмотрели:
Вправо, влево, вниз, вверх.
Зрячие глаза у всех!
А здоровья – в чем секрет?
Сохраняем зрение на много-много лет!”

4. Игра– соревнование:

К старту нужно приближаться.
Начинаем состязаться!”

Первый этап игры: “Гонка”.

В какой команде окажется больше гонщиков, правильно и быстро говорящих скороговорку, та команда заработает свое первое очко.

Подойдите к судейскому столику и выберите свою скороговорку (на отдельных карточках для каждой команды).

Прочтите ее и проговорите быстро, четко – 3 раза.

У осы не усы,
Не усищи, а усики.
 Резиновую Зину
Купили в магазине.

Какие звуки учились произносить, проговаривая эти скороговорки?

Что это за звуки?

Второй этап игры: “Хоккей”.

Здесь мы узнаем, чьи ворота лучше. Я произношу слова, где на конце слышится один глухой согласный звук [с], но не во всех словах он обозначен буквой “ с ”. Ваша задача, не пропускать в ворота слова, где согласный звук [с] обозначен буквой “з”. Остальные слова в ворота пропускаются (дети с поднятыми руками ловят хлопками слова)

(Глаз, вес, нос, груз, час, матрос, паровоз, газ, палас, мороз.)

Что вам помогло правильно определить букву в слове? (Правило.)

“Чтоб проверить звук согласный,
Вслед за ним поставим гласный.
И не надо нам гадать,
Какую букву написать”.

Докажите это правило с одним из слов (глаз-глаза).

Третий этап игры: “Распределялки”.

В какую игру мы сейчас играли? Хоккей (карточка)

Что не пропускают в ворота хоккеисты? Шайбу (карточка)

“На экран вы посмотрите
И слова распределите” (Слайд 3)

В какую группу вы бы отнесли слово “хоккей”, а в какую слово “шайба”? Почему? Объясните свой выбор.

сани
лыжи
обруч
шайба
 
(спортивный инвентарь)
гимнастика
биатлон
бобслей
хоккей
(вид спорта)

 Прочитаем слова. (Орфографически, Орфоэпически.)

Что заметили? (Количество слогов, ударения.)

Четвертый этап игры: “Обгонялки”.

Вы про слово все узнайте
И скорее отгадайте!”

а) Физические упражнения для развития и укрепления организма. Бывает ритмическая, спортивная, художественная. (Слайд 4.)

б) Командная игра с клюшкой и шайбой на ледовом поле с воротами и бортами. (Слайд 4.)

в) Вид зимнего двоеборья, включающий лыжную гонку и стрельбу из винтовки. (Слайд 4.)

г) Скоростной спуск с гор по ледяной трассе на санях с рулевым управлением. (Слайд 4.)

Соедините парами: вид спорта и спортивный инвентарь. (Слайд 5.)

Какой из данных видов спорта вы считаете, в этой группе будет лишним и почему? (Слайд 5.) Гимнастика

Почему спортивные соревнования различаются по двум видам: зимние и летние?

А какие олимпийские игры (зимние или летние) будут проходить совсем скоро в нашей стране?

В каком году, и в каком городе, будут проходить зимние олимпийские игры? (Слайд 6.)

Сочи – 2014 (22 олимпийские игры)

Физкультминутка:

“Слоник на велосипеде мчится к финишу, к победе”
“Рыбка шьет костюм купальный, он цветной, оригинальный”
“Тигр прыгнул выше всех – вот невиданный успех”
“Ослик делает зарядку – то вприпрыжку, то вприсядку”
“Попугай играет в мячик. Это что-нибудь да значит”
Пятый этап игры: “Буквы и звуки”

Какие животные вам помогали делать зарядку? (Слайд 7)

 Выпишите в свой блокнотик из названий животных первые буквы.

Какие буквы записали? (Слайд 7)

с р т о п

Назовите буквы в алфавитном порядке:

О П Р С Т – алфавитный порядок.

А какое слово можно составить из этих букв? (Слайд 7)

Спорт

Сколько в слове букв и звуков?

Сколько в слове согласных звуков? В какой они позиции?

Сколько в слове гласных звуков? Сколько в слове слогов?

Что можно еще сказать об этом слове? Его нельзя переносить с одной строки на другую.

Прочтите слова: (слова записаны на доске)

сп..ртивный

сп..ртсмен

сп..рили

сп..ртзал

Найдите лишнее слово. Объясните, почему.

(Спорить – возражать, доказывать что-нибудь.)

Почему в словах пропущена буква?

Какая буква пропущена в словах? Докажите правилом.

“Безударный хитрый гласный –
Слышим мы его прекрасно.
А в письме, какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Чтобы гласный звук не вызывал сомнения,
Поставим мы его под ударение”.

Проверочное слово – СПОРТ.

Слово “спорт” английское, в переводе означает – игра, развлечение.

Мы с вами на уроке продолжаем соревноваться и играть.

Шестой этап игры: “Собери поговорку о спорте”.

Каждая команда получает отдельные слова поговорки (слова записаны на карточках).

Из них, нужно вместе и как можно быстрее собрать поговорку.

Кто спортом занимается,
тот силы набирается.
 Спортом занимайся –
Силы набирайся.

 Прочтите поговорки вслух.

Можно ли их назвать предложениями? Почему?

Болельщики тоже для вас приготовили предложения, которые называются ЛОЗУНГИ (карточка). Это плакат с призывом или призыв.

Прочтите лозунги и объясните их смысл: (плакаты с лозунгами – на доске)

ТАК ДЕРЖАТЬ!

НЕ РОБЕЙ!

МОЛОДЦЫ!

ХОРОШО!

Физкультминутка:

Представим себя в роли болельщиков и изобразим их, используя жесты, мимику, слова, аплодисменты.

Седьмой этап игры: “Найди, чей мяч?”.

Если точно ударить по мячу, можно узнать, кто его поймает.

Помоги медведю-футболисту (слоги записаны на рисунках мячей).

Ми

Са

Сла

ва

ша

ша

Восьмой этап игры: “Самые внимательные читатели”.

А сейчас вы прочитаете рассказ об этих мальчиках (текст на отдельных карточках у каждого ученика).

Спортивный праздник

За школой новый стадион. Там зимний спортивный праздник. Стадион украсили флажками, шарами и лозунгами. На праздник пришли лыжники, хоккеисты, фигуристы.

На старт вышла команда первого класса. Кузин Слава, Зотов Саша и Рогозин Миша.

– На старт! Внимание! Марш! Стадион шумит и бурлит. Вот и финиш!

Самым быстрым был Миша, вторым – Слава. А кто потом?

– Кто был потом? Напечатайте имя мальчика в своих блокнотах.

Кто внимательно читал рассказ, тот правильно ответит на вопросы:

– Где находился стадион?
– Чем его украсили? Почему?
– Какие спортсмены пришли на праздник?
– В каком классе учились Саша, Миша и Слава?

Девятый этап игры: “Спортивная викторина”. (Слайд 8.)

– Как называют человека, который является победителем спортивных соревнований? ЧЕМПИОН

– Какой цветок вручили чемпиону, вы сможете найти в самом слове: ЧЕМПИОН – ПИОН

– Какие награды получают спортсмены? (слова записаны на карточках)

КУБКИ
ГРАМОТЫ
ВЫМПЕЛЫ
МЕДАЛИ
ЗНАЧКИ

5. Итог игры:

“Мы от старта отошли.
До чего же мы дошли?”

– Конец спортивных соревнований называется?

ФИНИШ (карточка)

– Теперь можно узнать, кто стал победителем.
– Поздравим их с победой!
– А сейчас мы возвращаемся в школу.

6. Релаксация:

Где мы сейчас с вами провели урок?

Что мы делали на стадионе?

На ваших партах есть смайлики, но пока они ничего не выражают. Вы можете сейчас их оживить, изобразив свое настроение, которое у вас появилось, придя со стадиона в класс.