Цели:
- Закрепление понятий: корень, однокоренные слова.
- Закрепление умений проверять парные согласные и безударные гласные.
- Развитие речи, навыка чтения с изученными буквами.
- Воспитание интереса к различным видам спорта.
Оборудование к уроку:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, табло, плакаты с лозунгами, маски лягушек, музыка спортивного марша.
Презентация к уроку (на СD-диске)Ход урока
1. Организационный момент
– Какой сегодня день?
День этот только начался.
“Трудный и долгий день впереди –
Каждую мышцу с утра заряди!”
Сегодняшний день я предлагаю вам начать именно с того, чтобы зарядить и поднять свое настроение. А куда мы сейчас отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.
Стадион (Слайд 2)“Зеленый луг –
100 скамеек вокруг.
От ворот до ворот,
Бойко бегает народ!”
Вы согласны пойти на стадион? Тогда отправляемся туда, не теряя ни минуты. Звучит музыка (спортивный марш).
А зачем приходят на стадион?
2. Целевая установка
Значит, нам предстоит здесь играть и соревноваться. Соревнуясь, можно не только показывать свою силу, ловкость, быстроту, а можно показать хорошие знания и умения, смекалку и находчивость.
“Пусть каждый смело вступит в бой,
В азарт соревнования.
Успех придет не сам собой.
Помогут ваши знания”
Знания грамматики родного языка.
Я предлагаю вам разделиться на 2 команды (синие и зеленые).
Займите свои места. За каждый правильный ответ или правильно выполненное задание команда получает очко. Счет, которых будет вестись вот на этом табло
(На доске висит табло)
В конце соревнований мы выявим команду победителей.
3. Разминки:
Как называется начало спортивных соревнований?
СТАРТ (Карточка.)
Что делают спортсмены перед стартом? Разминаются.
“А до старта, чтоб добраться,
Хорошо нужно размяться”
Начинаем с разминки.
а) Гимнастика на дыхание: (произносим гласные с выделением ударного звука, пение гласных)
Что произносили? Почему не буквы?
Стихи о буквах и звуках:
Буквы мы можем читать
И в тетрадь записать
В алфавит посмотри,
Русских букв там – 33!Звуки только слышим,
Произносим, но не пишем.
Бывают звуки разные:
Гласные, согласные.
б) Гимнастика речевая:
Что это? (Карточки на доске)
пкт бдв
стф мрй
пшс лжг
фсп здн
Почему не слоги?
Что вы знаете о гласных и согласных звуках?
Прочтите глазками, а затем вслух (по вертикали, по горизонтали). Быстрее, ускоряя темп.
Обратите внимание на столбики.
Что заметили? (Звонкие и глухие.)
в) Гимнастика зрительная: (2 детей в масках лягушек проводят гимнастику со словами)
“На болоте 2 подружки,
2 зеленые лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ручками глаза закрыли
И скорее их открыли.
Поморгали хорошо,
А потом еще, еще.
Носик пальчиком задели
И на носик посмотрели:
Вправо, влево, вниз, вверх.
Зрячие глаза у всех!
А здоровья – в чем секрет?
Сохраняем зрение на много-много лет!”
4. Игра– соревнование:
“К старту нужно приближаться.
Начинаем состязаться!”
Первый этап игры: “Гонка”.
В какой команде окажется больше гонщиков, правильно и быстро говорящих скороговорку, та команда заработает свое первое очко.
Подойдите к судейскому столику и выберите свою скороговорку (на отдельных карточках для каждой команды).
Прочтите ее и проговорите быстро, четко – 3 раза.
У осы не усы, Не усищи, а усики. |
Резиновую
Зину Купили в магазине. |
Какие звуки учились произносить, проговаривая эти скороговорки?
Что это за звуки?
Второй этап игры: “Хоккей”.
Здесь мы узнаем, чьи ворота лучше. Я произношу слова, где на конце слышится один глухой согласный звук [с], но не во всех словах он обозначен буквой “ с ”. Ваша задача, не пропускать в ворота слова, где согласный звук [с] обозначен буквой “з”. Остальные слова в ворота пропускаются (дети с поднятыми руками ловят хлопками слова)
(Глаз, вес, нос, груз, час, матрос, паровоз, газ, палас, мороз.)
Что вам помогло правильно определить букву в слове? (Правило.)
“Чтоб проверить звук согласный,
Вслед за ним поставим гласный.
И не надо нам гадать,
Какую букву написать”.
Докажите это правило с одним из слов (глаз-глаза).
Третий этап игры: “Распределялки”.
В какую игру мы сейчас играли? Хоккей (карточка)
Что не пропускают в ворота хоккеисты? Шайбу (карточка)
“На экран вы посмотрите
И слова распределите” (Слайд 3)
В какую группу вы бы отнесли слово “хоккей”, а в какую слово “шайба”? Почему? Объясните свой выбор.
сани лыжи обруч шайба (спортивный инвентарь) |
гимнастика биатлон бобслей хоккей (вид спорта) |
Прочитаем слова. (Орфографически, Орфоэпически.)
Что заметили? (Количество слогов, ударения.)
Четвертый этап игры: “Обгонялки”.
“Вы про слово все узнайте
И скорее отгадайте!”
а) Физические упражнения для развития и укрепления организма. Бывает ритмическая, спортивная, художественная. (Слайд 4.)
б) Командная игра с клюшкой и шайбой на ледовом поле с воротами и бортами. (Слайд 4.)
в) Вид зимнего двоеборья, включающий лыжную гонку и стрельбу из винтовки. (Слайд 4.)
г) Скоростной спуск с гор по ледяной трассе на санях с рулевым управлением. (Слайд 4.)
Соедините парами: вид спорта и спортивный инвентарь. (Слайд 5.)
Какой из данных видов спорта вы считаете, в этой группе будет лишним и почему? (Слайд 5.) Гимнастика
Почему спортивные соревнования различаются по двум видам: зимние и летние?
А какие олимпийские игры (зимние или летние) будут проходить совсем скоро в нашей стране?
В каком году, и в каком городе, будут проходить зимние олимпийские игры? (Слайд 6.)
Сочи – 2014 (22 олимпийские игры)
Физкультминутка:
“Слоник на велосипеде мчится к финишу, к победе”
“Рыбка шьет костюм купальный, он цветной, оригинальный”
“Тигр прыгнул выше всех – вот невиданный успех”
“Ослик делает зарядку – то вприпрыжку, то вприсядку”
“Попугай играет в мячик. Это что-нибудь да значит”
Пятый этап игры: “Буквы и звуки”
Какие животные вам помогали делать зарядку? (Слайд 7)
Выпишите в свой блокнотик из названий животных первые буквы.
Какие буквы записали? (Слайд 7)
с р т о п
Назовите буквы в алфавитном порядке:
О П Р С Т
– алфавитный порядок.А какое слово можно составить из этих букв? (Слайд 7)
Спорт
Сколько в слове букв и звуков?
Сколько в слове согласных звуков? В какой они позиции?
Сколько в слове гласных звуков? Сколько в слове слогов?
Что можно еще сказать об этом слове? Его нельзя переносить с одной строки на другую.
Прочтите слова: (слова записаны на доске)
сп..ртивный
сп..ртсмен
сп..рили
сп..ртзал
Найдите лишнее слово. Объясните, почему.
(Спорить – возражать, доказывать что-нибудь.)
Почему в словах пропущена буква?
Какая буква пропущена в словах? Докажите правилом.
“Безударный хитрый гласный –
Слышим мы его прекрасно.
А в письме, какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Чтобы гласный звук не вызывал сомнения,
Поставим мы его под ударение”.
Проверочное слово – СПОРТ.
Слово “спорт” английское, в переводе означает – игра, развлечение.
Мы с вами на уроке продолжаем соревноваться и играть.
Шестой этап игры: “Собери поговорку о спорте”.
Каждая команда получает отдельные слова поговорки (слова записаны на карточках).
Из них, нужно вместе и как можно быстрее собрать поговорку.
Кто спортом занимается, тот силы набирается. |
Спортом занимайся – Силы набирайся. |
Прочтите поговорки вслух.
Можно ли их назвать предложениями? Почему?
Болельщики тоже для вас приготовили предложения, которые называются ЛОЗУНГИ (карточка). Это плакат с призывом или призыв.
Прочтите лозунги и объясните их смысл: (плакаты с лозунгами – на доске)
ТАК ДЕРЖАТЬ!
НЕ РОБЕЙ!
МОЛОДЦЫ!
ХОРОШО!
Физкультминутка:
Представим себя в роли болельщиков и изобразим их, используя жесты, мимику, слова, аплодисменты.
Седьмой этап игры: “Найди, чей мяч?”.
Если точно ударить по мячу, можно узнать, кто его поймает.
Помоги медведю-футболисту (слоги записаны на рисунках мячей).
Ми Са Сла |
ва ша ша |
Восьмой этап игры: “Самые внимательные читатели”.
А сейчас вы прочитаете рассказ об этих мальчиках (текст на отдельных карточках у каждого ученика).
Спортивный праздник За школой новый стадион. Там зимний спортивный праздник. Стадион украсили флажками, шарами и лозунгами. На праздник пришли лыжники, хоккеисты, фигуристы. На старт вышла команда первого класса. Кузин Слава, Зотов Саша и Рогозин Миша. – На старт! Внимание! Марш! Стадион шумит и бурлит. Вот и финиш! Самым быстрым был Миша, вторым – Слава. А кто потом? |
– Кто был потом? Напечатайте имя мальчика в своих блокнотах.
Кто внимательно читал рассказ, тот правильно ответит на вопросы:
– Где находился стадион?
– Чем его украсили? Почему?
– Какие спортсмены пришли на праздник?
– В каком классе учились Саша, Миша и Слава?
Девятый этап игры: “Спортивная викторина”. (Слайд 8.)
– Как называют человека, который является победителем спортивных соревнований? ЧЕМПИОН
– Какой цветок вручили чемпиону, вы сможете найти в самом слове: ЧЕМПИОН – ПИОН
– Какие награды получают спортсмены? (слова записаны на карточках)
КУБКИ
ГРАМОТЫ
ВЫМПЕЛЫ
МЕДАЛИ
ЗНАЧКИ
5. Итог игры:
“Мы от старта отошли.
До чего же мы дошли?”
– Конец спортивных соревнований называется?
ФИНИШ
(карточка)– Теперь можно узнать, кто стал победителем.
– Поздравим их с победой!
– А сейчас мы возвращаемся в школу.
6. Релаксация:
Где мы сейчас с вами провели урок?
Что мы делали на стадионе?
На ваших партах есть смайлики, но пока они ничего не выражают. Вы можете сейчас их оживить, изобразив свое настроение, которое у вас появилось, придя со стадиона в класс.