Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Школьные методические объединения учителей организуются при наличии не менее трех учителей одного предмета или нескольких учителей одной образовательной области. ШМО осуществляет проведение учебно-воспитательной, методической и опытно-экспериментальной работы по одному или нескольким родственным предметам или воспитательному направлению.
ШМО в своей деятельности руководствуется Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ “Об образовании”, решениями правительства, рекомендациями отдела образования района, локальными актами школы.
ШМО создается и ликвидируется по приказу директора школы.
Задачи школьного методического объединения учителей-предметников:
- изучение нормативной и методической документации по вопросам образования,
- отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости преподавания,
- обеспечение профессионального, культурного, творческого раоста педагога,
- организация экспериментальной работы по предмету,
- освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы,
- изучение состояния работы по предмету или воспитательного процесса,
- обобщению ППО учителей и внедрение его в практику работы,
- проведение смотров кабинетов, конкурсов профмастерства среди педагогов ШМО,
- организация взаимопосещений уроков по определенной тематике с целью ознакомления с методами и формами работы учителей своего цикла,
- организация открытых уроков с целью ознакомления с методическими разработками по предмету,
- проведение отчетов по самообразованию, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках,
- организация внешкольной работы с обучающимися по предмету,
- работа по приведению средств обучения по предмету в соответствие с современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению урока.
Организация работы ШМО:
Для организации работы ШМО избирает своего руководителя из числа авторитетных педагогов. ШМО планирует свою работу на год. В план включается график проведения заседаний ШМО и межсекционная работа. ШМО может организовать семинарские занятия, цикл открытых уроков по заданной и определенной тематике. (Приложение 1)
В течение года проводится не менее 4 заседаний ШМО.
К основным формам работы ШМО относятся:
- проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс,
- “круглые столы”, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей,
- заседания ШМО по вопросам методики обучения и воспитания учащихся,
- открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету,
- лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей психологии и педагогики,
- изучение и реализация в школе требований руководящих документов,
- проведение методических месячников, недель, дней,
- взаимопосещение уроков,
- контроль качества проведения учебных занятий.
Права ШМО:
- вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в школе,
- рекомендовать к публикации материалы,
- выдвигать от ШМО учителей для участия в школьных или районных конкурсах педагогического мастерства,
- рекомендовать к поощрению учителей за активное участие в деятельности,
- рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации.
Документация и отчетность ШМО:
Школьное методическое объединение должно иметь следующие документы:
- Положение о ШМО.
- Анализ работы ШМО за прошедший год.
- План работы ШМО на текущий год.
- Сведения о темах самообразования учителей-членов ШМО.
- Банк данных об членах ШМО.
- График прохождения аттестации учителей на текущий год и перспективный план аттестации учителей ШМО.
- Протоколы заседаний ШМО. (Приложение 4)
- График повышения квалификации на текущий учебный год и перспективный.
- Адреса профессионального опыта учителей ШМО.
- Сведения о профессиональных потребностей учителей ШМО.
- План работы с молодыми и вновь прибывшими членами ШМО.
- Информационные и аналитические справки, диагностика мониторинга образовательного процесса.
- Информацию об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении.
- Утвержденные авторские программы педагогов-членов ШМО.
Характеристика педагогического состава ШМО учителей “Естествознание”
№ | Фамилия, имя, отчество учителей | Предмет | Образование | Номер диплома | Стаж педагогической работы | Категория |
1 | химия | |||||
2 | биология | |||||
3 | физика | |||||
4 | география |
Задачи ШМО “Естествознание” на 2012-2013 учебный год
Включиться в работу над единой районной методической темой “ Создание единого информационно-методического пространства района для повышения профессиональной компетенции педагогов в условиях модернизации системы образования”
Методическая тема ШМО “Реализация современных подходов к обучению”.
Задачи на 2012-13 учебный год
Анализируя результативность работы в этом учебном году, считать основными задачами работы ШМО учителей “Естествознание” МОУ- Малеевская СОШ в 2012-13 учебном году следующие:
- Обеспечить реализацию права каждого учащегося на получение образования в соответствии с его потребностями и возможностями. В условиях развития муниципальной системы образования обеспечить условия для формирования социальной и коммуникативной компетентности обучающихся.
- Продолжить работу над формированием общеучебных умений и навыков всех учащихся школы с целью повышения качества знаний обучающихся.
- Подготовка учащихся 9 класса к ГИА в новой форме.
- Совершенствовать воспитательную функцию предмета, ориентированную на формирование гражданственности, нравственности, здорового образа жизни.
- Продолжить развитие умения конструировать и проводить уроки различных типов, внеклассные мероприятия, организовывать исследовательскую деятельность сельских учащихся.
- Модернизация содержания образования, научно-методическое обеспечение изменения образовательного процесса в связи с новыми направлениями в сфере образования.
- Пополнение информационного педагогического школьного банка данных о педагогическом опыте через обобщение и изучение опыта работы своих коллег.
Содержание работы
Направления работы | Содержание |
“Иду на урок” | разбор трудных тем учебника, помощь по применению информационно-компьютерных технологий, решение задач, ответы на вопросы школьников |
“Эксперимент” | проведение лабораторных работ и опытов |
“Моё портфолио” | создание портфолио ученика для поступления в ВУЗ, портфолио учителя для прохождения аттестации: рекомендации, памятки, образцы, достижения |
“Готовимся к ЕГЭ, ГИА” | анализ и разбор экзаменационных заданий, оформление работ, критерии их оценки |
“Естествознание +” | решение задач разными способами; нетрадиционные задачи; публикации материалов, отражающих прикладной характер знаний и умений и раскрывающих межпредметные связи |
“За страницами учебника” | осуществление проектно-исследовательской деятельности : требования к работам, интернет- ссылки по темам исследований, региональные конкурсы |
“Выбор профессии” | ознакомление с вузами и специальностями, ориентированными на предмет |
“Советуем прочитать” | исторические факты, новости науки и техники, дополнительная литература |
Тематика заседаний ШМО. (Приложение 2)
Анализ деятельности ШМО представляется в школьный совет в конце учебного года. (Приложение 3)
Основные разделы.
- Укомплектованность кадрами.
- Основные цели и задачи работы ШМО.
- Причины, мешающие достичь поставленных целей
- Положительный опыт и существующие проблемы в практике работы учителей.
- Эффективность мероприятий в году.
- Презентация опыта работы учителей.
- Открытые уроки.
- Публикации учителей.
- Аттестация учителей.
- Участие в экспериментальной работе.
- Курсы повышения квалификации.
- Работа по самообразованию.
- Уровень усвоения образовательных программ.
- Анализ результатов итоговых контрольных работ.
- Анализ промежуточной аттестации.
- Анализ итоговой аттестации.
- Независимая оценка учениками.
- Независимая оценка родителями.
- Общие выводы.
- Основные задачи на новый учебный год.