Праздник можно провести в Детской Школе Искусств, в которой есть музыкальное, хореографическое и художественное отделения. В нем участвуют и преподаватели и учащиеся всех отделений. По сути это большой праздник не только для первоклассников, но и для их родителей, которые одновременно знакомятся с достижениями учащихся старших классов всей школы.
Цель данного мероприятия способствовать формированию общей культуры учащихся, создание основы для сознательного выбора и последующего освоения профессиональных навыков в сфере искусств, а также приобщить детей к родной русской культуре.
Дети знакомятся с элементами русского фольклора, народными песнями и танцами, с видами прикладного народного творчества.
Сцена оформлена под русскую крестьянскую
избу. В центре на столе вышитая скатерть,
деревянная и глиняная посуда, самовар.
Слева в углу – макет избы с окошком, рядом
лавка с рукоделием. Справа в углу – макет русской
печки.
Участники одеты в русские национальные костюмы: мальчики – рубашки на выпуск, подпоясанные красными кушаками; девочки – разноцветные сарафаны, на голове ленты, кокошники или венки из осенних листьев.
В фойе оформлена выставка из работ учащихся художественного отделения: дымковская игрушка, хохломская роспись, резьба по дереву, изделия из бересты, вышивка и кружева, рисунки по русским народным сказкам.
Праздник начинается в фойе.
Выходят два скомороха.
1 скоморох: Ай-люли, та-ра-ра!
2 скоморох: На горе стоит гора!
1 скоморох: На той горе – лужок!
2 скоморох: А на том лужку – дубок!
1 скоморох: А на том дубку сидит ворон в сапогах.
2 скоморох: Ворон в красных сапогах, в позолоченных серьгах.
1 скоморох: Черный ворон на дубу!
2 скоморох: Он играет во трубу!
1 скоморох: Труба точенная, позолоченная!
2 скоморох: И сбегает народ пряники покушать!
1 скоморох: Пряники покушать, песенки послушать.
2 скоморох:
Возле дома у ворот вместе мы гуляли
Вместе водим хоровод,
Песни запеваем.
Возле дома у ворот
Дружно мы играем,
В наш веселый хоровод
Всех мы приглашаем.
Скоморохи приглашают всех первоклассников встать в круг и исполнить русский народный хоровод «На горе-то калина».
1 скоморох: А я рад поиграть с ребятами, а игра называется «И я тоже». Я буду говорить, что я делаю, а вы по моему сигналу, все вместе хором , громко отвечаете – «И я тоже!».
– Утром я встаю … (Дети: «И я тоже!»)
– Умываюсь …
– Чищу зубы …
– Надеваю чистую одежду …
– Завтракаю …
– Выхожу на улицу …
– Сажусь в грязную лужу …
2 скоморох: Кто у нас тут поросенок, любит поваляться в лужах? Можно только пожалеть его маму.
1 скоморох: Я самый аккуратный … (Дети:
«И я тоже!»)
– Я иду в музыкальную школу …
– Я изучаю ноты …
– И пою как медведь …
2 скоморох: Вот, оказывается, к нам в школу медведи пришли! Давайте ещё попробуем!
1 скоморох: Нынче был я на охоте …
– Там лягушек ел в болоте …
2 скоморох: И как вкусно было? Будьте внимательнее.
1 скоморох: Пошел я в дом …
– Взял корыто, вынес во двор …
– Налил помои …
– Свиньи стали есть …
2 скоморох: А вы тоже свиньи? Ну ничего, думаю, что сейчас никто не ошибется.
1 скоморох: Я люблю веселую музыку…
– Я танцую вместе с друзьями..
2 скоморох: А теперь покажите, как вы это делаете!
Звучит русская плясовая. Персонажи, первоклассники и зрители свободно танцуют с элементами русской народной пляски.
1 скоморох:
Дорогие горожане,
Сообщаем вам заранее:
Приглашаем, бьём челом,
Всех на ярмарку зовём!
2 скоморох:
Наши чудо-мастера
Ждут гостей уже с утра.
Взглянуть на них хотите?
Вслед за нами поспешите!
Скоморохи подводят детей и взрослых к столам, на которых разложены работы учащихся художественного отделения: Дымковская и Городецкая игрушки, Хохломская роспись, изделия из глины, бересты и соломки, вышивка, вязание, рисунки по русским народным сказкам.
1 скоморох:
Наши торговые ряды
На все вкусы хороши!
Марья Искусница (преподаватель художественного отделения) представляет стенды и немного рассказывает о работах детей, общие сведения о русских народных промыслах. В это время звучит русская народная песня «Коробушка».
Дети и гости обходят выставку.
2 скоморох (около дверей в зрительный зал):
Подходи сюда, народ,
Всех праздник зовет.
Веселей народ улыбайся,
В балаган наш собирайся!
1 скоморох:
Собирайтесь гости дорогие,
Старые, да малые.
Весь люд честной
В наш дом большой,
С песнями, да плясками,
С играми, да сказками,
С русским квасом,
Да с задорным переплясом.
2 скоморох: Но, чтобы зайти в зал, нужно отгадать загадки, как отгадаете, так и зайдете.
1 скоморох: Что находится между горой и долиной? (Буква «и»)
2 скоморох: Что всего быстрее? (Мысль)
1 скоморох: Где свету конец? (В темноте)
2 скоморох: На пяти проводах отдыхает стая птах? (Ноты)
1 скоморох: Кулик не велик, сотне детей велит: то сядь, да учись, то встань – разойдись. (Школьный звонок)
2 скоморох: Заходите, гости дорогие, все загадки наши отгадали.
1 скоморох: Представленье начинается, двери закрываются.
Все учащиеся и гости проходят в зрительный зал. Скоморохи уже на сцене. Занавес закрыт.
1 скоморох:
Сегодня у нас русский перепляс, да хохоту час,
Три трели певцов, да пол сотни плясунов,
Умелец Ерошка, да его гармошка!
2 скоморох:
Здесь и красные девицы,
Добры молодцы кругом –
Все уселись за столом.
1 скоморох:
Будет всем вам здесь приятно,
Побывать в гостях у нас.
2 скоморох:
И всем на удивление,
Большое представленье.
Скоморохи убегают, на сцену выходит Хозяюшка (ведущая).
Хозяюшка: Не богат на теплые дни русский Север. Промелькнет весна – красна, за работой, да хлопотами об урожае пройдет лето , глядишь – и осень на пороге. В конце сентября, когда весь урожай собран в закрома, у людей, наконец, появляется свободное время для отдыха. Дни становятся короче, раньше спускаются сумерки и приходит пора весёлых посиделок:
– Посидим рядком, да поговорим ладком.
1 КАРТИНА
Занавес открывается. На сцене участницы старшего хора сидят на лавках в русских сарафанах. Они берут рукоделие – кто шьет, кто вяжет, кто прядет. Звучит тихая народная мелодия.
Хозяюшка: Девушки приносили на посиделки свою работу – кто шил, кто вязал, а кто пряжу прял. А с шуткой, песней, да весельем и работа спорится.
1 девушка:
Игла – барыня, княгиня,
Весь мир нарядила,
Нарядила, да обшила –
Сама нагая ходила.
2 девушка:
Она тонка, да длинна,
Одноуха и остра,
Одноуха и остра –
Всему миру – красна.
3 девушка:
А я тычу – потычу
В носик стальной,
В носик стальной
Хвостик льняной.
4 девушка:
Хвостик нитяной
Тяну, тяну за собой,
Сквозь холст он проходит,
Конец себе находит.
Хозяюшка: Какова пряха – такова на ней рубаха.
Старший хор исполняет русскую народную песню «Пряха».
В низенькой светелке
Огонек горит.
Молодая пряха
У окна сидит. (2 раза)
Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса. (2 раза)По плечам развита
Русая коса,
Ты о чем взгрустнула,
Девица-краса?
5 девушка: Э, девоньки, какую грустную песню затянули. А ну, споем звонкую, веселую, да с переплясом!
Девушки достают из-под лавок шумовые народные инструменты – бубны , ложки, трещотки и др., и под сопровождение ансамбля народных инструментов, исполняют русскую народную песню « Ах вы, сени, мои сени».
Хозяюшка: Издавна русский народ
славился трудолюбием. И сложил про это не мало
пословиц и поговорок. ( К залу) А вы их знаете?
Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте:
– Дело мастера – (зал) Боится!
– Без дела жить – Небо коптить!
– Маленькое дело – Лучше большого безделья!
– Есть терпенье – Будет и уменье!
– Терпенье и труд – Всё перетрут!
Хозяюшка: Спишь, спишь, а отдохнуть некогда! Уж не про нашего ли это Дрёму?
Девушки подходят к печке – на ней спит Дрёма ( участник хора)
6 девушка:
Дрёма дремлет, спать хочет.
Тебе полно Дрёма дремать,
Тебе пора , Дрёма, вставать.
Встань, колоконцы звенят,
Встань, часы говорят!
Все девушки:
Люди сходятся,
В хоровод становятся.
Дрёма слезает с печи, потягивается.
Дрёма:
Мне давно было встать,
Мне кругом походить,
Мне людей посмотреть,
Мне себя показать.
Старший хор и Дрёма исполняют хороводную песню «Ванечка, паренёк».
Хозяюшка: Ну какие посиделки без народной частушки?
7 девушка:
Хорошо пропели песни, милые подружки,
Только что за посиделки
Без нашей частушки!
8 девушка:
Эй, девчонки-хохотушки,
Затевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Старший хор исполняет «Частушки».
1 девушка:
Начинаю я припевку,
Первую начальную,
Я хочу развеселить
Публику печальную.
2 девушка:
Говорят, я – боевая,
Боевая, ну и что ж?
Моя мама боевая,
Ну а я тогда в кого ж?
3 девушка:
Заиграла балалайка,
Балалайка три струны,
Подпевайте, не зевайте.
Выходите, плясуны!
4 девушка:
Лида в круг вбежала смело,
Закрутилась как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
5 девушка:
Баяниста Петю я
Давно заприметила,
Играет он старательно,
Моргает завлекательно!
Дрёма:
Я приду с гармошкою
Под твоё окошечко.
Поглядим гармошечка,
Откроется ль окошечко?
6 девушка:
Завей – закрути,
Все дорожки, все пути,
Чтобы милому хорошему
Не уехать, не уйти!
Дрёма:
Замечательно поешь
Трелью соловьиною,
Только сердце не обманешь –
Завлекла и кинула!
Все вместе:
Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Старший хор кланяется и уходит со сцены. Занавес закрывается.
2 КАРТИНА
Хозяюшка: Красна песня ладом , а сказка складом. Какие же посиделки без прибауток и небылиц. Вот, например:
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Крыши испугались, сели на ворон.
Лошадь погоняет мужика кнутом.
Деревня закричала6 – «Озеро горит!»
Сено на соломине тушить пожар спешит.
Скоморохи выходят с двух сторон сцены.
1 скоморох: Федул, что губы надул?
2 скоморох: Кафтан прожег.
1 скоморох: Можно зашить?
2 скоморох: Да иглы нет.
1 скоморох: А велика ли дыра?
2 скоморох: Один ворот остался.
Хозяюшка:
Как у нашего соседа
Весела была беседа.
Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Чечётки – в трещотки,
Чайки – в балалайки,
Снегири – краснозобочки
Застучали в коробочки!
Свиристели – в свирели,
Кулики – в колотушки,
Скворцы – в бубенцы.
Две синицы – крошки
Заиграли в ложки!
Играют, играют – всех потешают!
Занавес открывается – на сцене оркестр (ансамбль) народных инструментов, который исполняет несколько обработок народных мелодий. (Учащиеся старших классов отдела народных инструментов).
Занавес закрывается.
Хозяюшка: Недолго пора листопада простоит. Скоро задуют, завоют метели, покроют землю чистым снежком. Говорят, что первый снег выпадает на день Покров – 14 октября. В этот день с утра осень, а после обеда – зима. Считается доброй приметой, если на Покров со своим женихом познакомишься или свадьбу сыграешь. Недаром есть поговорка про этот день: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня – женишком». И на Руси начинали играть свадьбы, А веселые посиделки превращались в грустные девичники.
Занавес открывается. На сцене хор средних классов.
Исполняются русские народные песни: «Расти коса до пояса», «Долговязый журавель» (с инсценировкой).
Хозяюшка: Что-то пляска не видна?
(Дети из среднего хора вместе или по одному отвечают)
– Нет, не правда!
Хозяюшка: Плясуны не хороши?
Дети: Иди сама и попляши.
Хозяюшка: Я присяду – руки в бок.
Дети: А мы ножку на носок!
Хозяюшка: Топотушками пойдем!
Дети: Мы уж лучше отдохнем!
Хозяюшка: е хотите – не пляшите!
Дети: Лучше завтра отдохнем!
Хозяюшка: Мы просили вас сто раз!
Дети: Ладно уж, пойдем сейчас!
Хозяюшка:
В русской пляске мы веселье заведем,
Мы притопнем, а потом плясать начнем!
Средний хор убегает со сцены, на смену ему выходят танцоры ( учащиеся хореографического отделения).
Исполняются два народных танца ( на выбор)
Хозяюшка: А теперь, на наши посиделки мы приглашаем самых маленьких участников. Не сиди, не гляди, прямо в зал выходи!
На сцену выходят учащиеся первых классов всех отделений, выстраиваются полукругом в центре сцены.
Хозяюшка:
Пришли вы в эту школу –
Просторный, светлый дом,
Где много дней веселых
Мы вместе проведем.
Давайте за руки возьмемся,
Давайте с музыкой сольемся,
Сердца забьются в унисон.
Пусть души наши озаряет,
Пусть никогда не замолкает
Прекрасных звуков младший хор!
Первоклассники исполняют несколько песен, например:
- «Семь сестричек»,
- «Прибаутка» русская народная песня,
- «Было у матушки много детей» русская народная песня.
Хозяюшка: Наши малыши уже тоже успели прикоснуться к великому русскому искусству и впереди еще много таких незабываемых встреч.
Вот и пришел желанный час –
Зачислены вы в первый класс.
Ты дружок, послушай нас –
Мы дадим тебе наказ:
1 скоморох:
Всем о школе расскажи,
Честью школы дорожи.
Содержи всегда в порядке
Книжки, ноты и тетрадки.
2 скоморох:
Должны вы научиться
Читать, писать, играть – и все на «пять»!
Аккуратен, вежлив будь,
Здороваться не забудь.
Дрёма:
Должен знать ты на «отлично» –
Драться в школе не прилично!
Марья Искусница:
Чтобы был всегда ты весел –
Больше пой хороших песен!
Вручение памятных подарков первоклассникам.
На празднике «Осенние посиделки» прозвучали Русские народные песни и мелодии:
- Хоровод « На горе-то калина»
- «Коробушка»
- Плясовой наигрыш «Ах вы сени»
- Лирическая (на выбор)
- «Уж ты прялица», «Воспитание школьников», библиотека журнала, выпуск № 18, С. И. Пушкина «Мы играем и поем». Москва «Школьная Пресса» 2001, 54.
- «Ванечка – паренёк», там же, с. 16.
- «Долговязый журавель», там же, с. 32.
- «Было у матушки много детей», там же, с. 6.
- Частушки.
- Инструментальные обработки народных мелодий (на выбор)
- «Расти коса до пояса»
- «Семь подружек» муз. В.Дроцевич, сл. В. Сергеева. Хрестоматия музыкального материала к учебнику – тетради «Музыка» Сост. Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Москва, «Просвещение» 2001, с.24.