Праздник посвящения в первоклассники на основе русского фольклора "Осенние посиделки"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Праздник можно провести в Детской Школе Искусств, в которой есть музыкальное, хореографическое и художественное отделения. В нем участвуют и преподаватели и учащиеся всех отделений. По сути это большой праздник не только для первоклассников, но и для их родителей, которые одновременно знакомятся с достижениями учащихся старших классов всей школы.

Цель данного мероприятия  способствовать формированию общей культуры учащихся, создание основы для сознательного выбора и последующего освоения профессиональных навыков в сфере искусств, а также  приобщить детей к родной русской  культуре.

Дети  знакомятся с элементами русского фольклора, народными песнями и танцами, с видами прикладного народного творчества.

Сцена оформлена под русскую крестьянскую избу. В центре на столе вышитая скатерть, деревянная и глиняная посуда, самовар.
Слева в углу – макет избы с окошком, рядом лавка с рукоделием. Справа в углу – макет русской печки.

Участники одеты в русские национальные костюмы: мальчики – рубашки на выпуск, подпоясанные красными кушаками; девочки – разноцветные сарафаны, на голове ленты, кокошники или венки из осенних листьев.

В фойе оформлена выставка из работ учащихся художественного отделения: дымковская игрушка, хохломская роспись, резьба по дереву, изделия из бересты, вышивка и кружева, рисунки по русским народным сказкам.

Праздник начинается в фойе.

Выходят  два скомороха.

1 скоморох: Ай-люли, та-ра-ра!

2 скоморох: На горе стоит гора!

1 скоморох: На той горе – лужок!

2 скоморох: А на том лужку – дубок!

1 скоморох: А на том дубку сидит ворон в сапогах.

2 скоморох: Ворон в красных сапогах, в позолоченных серьгах.

1 скоморох: Черный ворон на дубу!

2 скоморох: Он играет во трубу!

1 скоморох: Труба точенная, позолоченная!

2 скоморох: И сбегает народ пряники покушать!

1 скоморох: Пряники покушать, песенки послушать.

2 скоморох:

Возле дома у ворот вместе мы гуляли
Вместе водим хоровод,
Песни запеваем.
Возле дома у ворот
Дружно мы играем,
В наш веселый хоровод
Всех мы приглашаем.

Скоморохи приглашают всех первоклассников встать в круг и исполнить  русский народный хоровод «На горе-то калина».

1 скоморох: А я рад поиграть с ребятами, а игра называется «И я тоже». Я  буду говорить, что я делаю, а вы по моему сигналу, все вместе хором , громко отвечаете – «И я тоже!».

– Утром я встаю … (Дети: «И я тоже!»)
– Умываюсь …
– Чищу зубы …
– Надеваю чистую одежду …
– Завтракаю …
– Выхожу на улицу …
– Сажусь в грязную лужу …

2 скоморох:  Кто у нас тут поросенок, любит поваляться в лужах? Можно только пожалеть его маму.

1 скоморох: Я самый аккуратный … (Дети: «И я тоже!»)
– Я иду в музыкальную школу …
– Я изучаю ноты …
– И пою как медведь …

2 скоморох:  Вот, оказывается, к нам в школу медведи пришли!  Давайте ещё попробуем!

1 скоморох: Нынче был я на охоте …
– Там лягушек ел в болоте …

2 скоморох:  И как вкусно было? Будьте внимательнее.

1 скоморох: Пошел я в дом …
– Взял корыто, вынес во двор …
– Налил помои …
– Свиньи стали есть …

2 скоморох: А вы тоже свиньи? Ну ничего, думаю, что сейчас никто не ошибется.

1 скоморох: Я люблю веселую музыку…
– Я танцую вместе с друзьями..

2 скоморох: А теперь покажите, как вы это делаете!

Звучит русская плясовая. Персонажи, первоклассники и зрители свободно танцуют с элементами русской народной пляски.

1 скоморох:

Дорогие горожане,
Сообщаем вам заранее:
Приглашаем, бьём челом,
Всех на ярмарку зовём!

2 скоморох:

Наши чудо-мастера
Ждут гостей уже с утра.
Взглянуть на них хотите?
Вслед за нами поспешите!

Скоморохи подводят детей и взрослых к столам, на которых разложены работы учащихся художественного отделения: Дымковская и Городецкая игрушки, Хохломская роспись, изделия из глины, бересты и соломки, вышивка, вязание, рисунки по русским народным сказкам.

1 скоморох:

Наши торговые ряды
На все вкусы хороши!

Марья Искусница (преподаватель художественного отделения) представляет стенды и немного рассказывает о работах детей, общие сведения о русских народных промыслах. В это время звучит русская народная песня «Коробушка».

Дети и гости обходят выставку.

2 скоморох  (около дверей в зрительный зал):

Подходи сюда, народ,
Всех праздник зовет.
Веселей народ улыбайся,
В балаган наш собирайся!

1 скоморох:

Собирайтесь гости дорогие,
Старые, да малые.
Весь люд честной
В наш дом большой,
С песнями, да плясками,
С играми, да сказками,
С русским квасом,
Да с задорным переплясом.

2 скоморох:  Но, чтобы зайти в зал, нужно отгадать загадки, как отгадаете, так и зайдете.

1 скоморох: Что находится между горой и долиной?   (Буква «и»)

2 скоморох:  Что всего быстрее?  (Мысль)

1 скоморох: Где свету конец?  (В темноте)

2 скоморох: На пяти проводах отдыхает стая  птах?  (Ноты)

1 скоморох: Кулик не велик, сотне детей велит: то сядь, да учись, то встань – разойдись.  (Школьный звонок)

2 скоморох:  Заходите, гости дорогие, все загадки наши отгадали.

1 скоморох: Представленье начинается, двери закрываются.

Все учащиеся и гости проходят в зрительный зал. Скоморохи уже на сцене. Занавес закрыт.

1 скоморох:

Сегодня у нас русский перепляс, да хохоту час,
Три трели певцов, да пол сотни плясунов,
Умелец Ерошка, да его гармошка!

2 скоморох:

Здесь и красные девицы,
Добры молодцы кругом –
Все уселись за столом.

1 скоморох:

Будет всем вам здесь приятно,
Побывать в гостях у нас.

2 скоморох:

И всем на удивление,
Большое представленье.

Скоморохи убегают, на сцену выходит Хозяюшка (ведущая).

Хозяюшка: Не богат на теплые дни русский Север. Промелькнет весна – красна, за работой, да хлопотами об урожае пройдет лето , глядишь – и осень на пороге. В конце сентября, когда весь урожай собран в закрома, у людей, наконец,  появляется свободное время для отдыха. Дни становятся короче, раньше спускаются сумерки и приходит пора весёлых посиделок:

– Посидим рядком, да поговорим ладком.

1 КАРТИНА

Занавес открывается. На сцене участницы старшего хора сидят на лавках в русских сарафанах. Они берут рукоделие – кто шьет, кто вяжет, кто прядет. Звучит тихая народная мелодия.

Хозяюшка: Девушки приносили на посиделки свою работу – кто шил, кто вязал, а кто пряжу прял. А с шуткой, песней, да весельем и работа спорится.

1 девушка:

Игла – барыня, княгиня,
Весь мир нарядила,
Нарядила, да обшила –
Сама нагая ходила.

2 девушка:

Она тонка, да длинна,
Одноуха и остра,
Одноуха и остра –
Всему миру – красна.

3 девушка:

А я тычу – потычу
В носик стальной,
В носик стальной
Хвостик льняной.

4 девушка:

Хвостик нитяной
Тяну, тяну за собой,
Сквозь холст он проходит,
Конец себе находит.

Хозяюшка:  Какова пряха – такова на ней рубаха.

Старший хор исполняет русскую народную песню «Пряха».

В низенькой светелке
Огонек горит.
Молодая пряха
У окна сидит. (2 раза)

Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса. (2 раза)

По плечам развита
Русая коса,
Ты о чем взгрустнула,
Девица-краса?

5 девушка: Э, девоньки, какую грустную песню затянули. А ну, споем звонкую,  веселую, да с переплясом!

Девушки достают из-под лавок  шумовые народные инструменты – бубны , ложки, трещотки и др., и под сопровождение ансамбля народных инструментов, исполняют русскую народную песню « Ах вы, сени, мои сени».

Хозяюшка: Издавна русский народ славился трудолюбием. И сложил про это не мало пословиц и поговорок. ( К залу) А вы их знаете?
Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте:

– Дело мастера – (зал) Боится!
– Без дела жить – Небо коптить!
– Маленькое дело – Лучше большого безделья!
– Есть терпенье – Будет и уменье!
– Терпенье и труд – Всё перетрут!

Хозяюшка:  Спишь, спишь, а отдохнуть некогда! Уж не про нашего ли это Дрёму?

Девушки подходят к печке – на ней спит Дрёма ( участник хора)

6 девушка:

Дрёма дремлет, спать хочет.
Тебе полно Дрёма дремать,
Тебе пора , Дрёма, вставать.
Встань, колоконцы звенят,
Встань, часы говорят!

Все девушки:

Люди сходятся,
В хоровод становятся.

Дрёма слезает с печи, потягивается.

Дрёма:

Мне давно было встать,
Мне кругом походить,
Мне людей посмотреть,
Мне себя показать.

Старший хор и Дрёма исполняют хороводную песню «Ванечка, паренёк».

Хозяюшка:  Ну какие посиделки без народной частушки?

7 девушка:

Хорошо пропели песни, милые подружки,
Только что за посиделки
Без нашей частушки!

8 девушка:

Эй, девчонки-хохотушки,
Затевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.

Старший хор исполняет «Частушки».

1 девушка:

Начинаю я припевку,
Первую начальную,
Я хочу развеселить
Публику печальную.

2 девушка:

Говорят, я – боевая,
Боевая, ну и что ж?
Моя мама боевая,
Ну а я тогда в кого ж?

3 девушка:

Заиграла балалайка,
Балалайка три струны,
Подпевайте, не зевайте.
Выходите, плясуны!

4 девушка:

Лида в круг вбежала смело,
Закрутилась как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.

5 девушка:

Баяниста Петю я
Давно заприметила,
Играет он старательно,
Моргает завлекательно!

Дрёма:

Я приду с гармошкою
Под твоё окошечко.
Поглядим гармошечка,
Откроется ль окошечко?

6 девушка:

Завей – закрути,
Все дорожки, все пути,
Чтобы милому хорошему
Не уехать, не уйти!

Дрёма:

Замечательно поешь
Трелью соловьиною,
Только сердце не обманешь –
Завлекла и кинула!

Все вместе:

Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.

Старший хор кланяется и уходит со сцены. Занавес закрывается.

2 КАРТИНА

Хозяюшка:  Красна песня ладом , а сказка складом. Какие же посиделки без прибауток и небылиц. Вот, например:

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Крыши испугались, сели на ворон.
Лошадь погоняет мужика кнутом.
Деревня закричала6 – «Озеро горит!»
Сено на соломине тушить пожар спешит.

Скоморохи выходят с двух сторон сцены.

1 скоморох: Федул, что губы надул?

2 скоморох: Кафтан прожег.

1 скоморох: Можно зашить?

2 скоморох: Да иглы нет.

1 скоморох: А велика ли дыра?

2 скоморох:  Один ворот остался.

Хозяюшка:

Как у нашего соседа
Весела была беседа.
Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Чечётки – в трещотки,
Чайки – в балалайки,
Снегири – краснозобочки
Застучали в коробочки!
Свиристели – в свирели,
Кулики – в колотушки,
Скворцы – в бубенцы.
Две синицы – крошки
Заиграли в ложки!
Играют, играют – всех потешают!

Занавес открывается – на сцене оркестр (ансамбль) народных инструментов, который исполняет несколько обработок народных мелодий. (Учащиеся старших классов отдела народных инструментов).

Занавес закрывается.

Хозяюшка: Недолго пора листопада простоит. Скоро задуют, завоют метели, покроют землю чистым снежком. Говорят, что первый снег выпадает на день Покров – 14 октября. В этот день с утра осень, а после обеда – зима. Считается доброй приметой, если на Покров со своим женихом познакомишься или свадьбу сыграешь. Недаром есть поговорка про этот день: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня – женишком». И на Руси начинали играть свадьбы, А веселые посиделки превращались в грустные девичники.

Занавес открывается. На сцене хор средних классов.

Исполняются русские народные песни: «Расти коса до пояса», «Долговязый журавель» (с инсценировкой).

 Хозяюшка: Что-то  пляска не видна?

(Дети из среднего хора вместе или по одному отвечают)

– Нет, не правда!

Хозяюшка: Плясуны не хороши?

Дети: Иди сама и попляши.

Хозяюшка: Я присяду – руки в бок.

Дети: А мы ножку на носок!

Хозяюшка: Топотушками пойдем!

Дети: Мы уж лучше отдохнем!

Хозяюшка: е хотите – не пляшите!

Дети: Лучше завтра отдохнем!

Хозяюшка: Мы просили вас сто раз!

Дети: Ладно уж, пойдем сейчас!

Хозяюшка:

В русской пляске мы веселье заведем,
Мы притопнем, а потом плясать начнем!

Средний хор убегает со сцены, на смену ему выходят танцоры ( учащиеся хореографического отделения).

Исполняются два народных танца ( на выбор)

Хозяюшка: А теперь, на наши посиделки мы приглашаем самых маленьких участников. Не сиди, не гляди, прямо в зал  выходи!

На сцену выходят учащиеся первых классов всех отделений, выстраиваются полукругом в центре сцены.

 Хозяюшка:

Пришли вы в эту школу –
Просторный, светлый дом,
Где много дней веселых
Мы вместе проведем.

Давайте за руки возьмемся,
Давайте с музыкой сольемся,
Сердца забьются в унисон.
Пусть души наши озаряет,
Пусть никогда не замолкает
Прекрасных звуков младший хор!

Первоклассники исполняют несколько песен, например:

  • «Семь  сестричек»,
  • «Прибаутка» русская народная песня,
  • «Было у матушки много детей» русская народная песня.

Хозяюшка: Наши малыши уже тоже успели прикоснуться к великому русскому искусству и впереди еще много таких незабываемых встреч.

Вот и пришел желанный час –
Зачислены вы в первый класс.
Ты дружок, послушай нас –
Мы дадим тебе наказ:

1 скоморох:

Всем о школе расскажи,
Честью школы дорожи.
Содержи всегда в порядке
Книжки, ноты и тетрадки.

2 скоморох:

Должны вы научиться
Читать, писать, играть – и все на «пять»!
Аккуратен, вежлив будь,
Здороваться не забудь.

Дрёма:

Должен знать ты на «отлично»  –
Драться в школе не прилично!

Марья Искусница:

Чтобы был всегда ты весел –
Больше пой хороших песен!

Вручение памятных подарков первоклассникам.

На празднике «Осенние посиделки» прозвучали Русские народные песни и мелодии:

  1. Хоровод « На горе-то калина»
  2. «Коробушка»
  3. Плясовой наигрыш «Ах вы сени»
  4. Лирическая  (на выбор)
  5. «Уж ты прялица», «Воспитание школьников», библиотека журнала, выпуск № 18, С. И. Пушкина «Мы играем и поем». Москва «Школьная Пресса» 2001, 54.
  6. «Ванечка – паренёк», там же, с. 16.
  7. «Долговязый журавель», там же, с. 32.
  8. «Было у матушки много детей», там же, с. 6.
  9. Частушки.
  10. Инструментальные обработки народных мелодий (на выбор)
  11. «Расти коса до пояса»
  12. «Семь подружек» муз. В.Дроцевич, сл. В. Сергеева. Хрестоматия музыкального материала к учебнику – тетради  «Музыка» Сост. Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Москва, «Просвещение» 2001, с.24.