ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей с особенностями развития, а особенно проблема интегрированного обучения дошкольников с особыми образовательными потребностями в современных условиях — одна из актуальных стратегических задач развития образования страны и округа. Решение этой задачи определяет степень зрелости общества и уровень его морально-нравственной культуры. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ “Об образовании”, “Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2015 года”; а также Указами Президента России “О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации”, “Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации”.
В Концепции дошкольного воспитания обоснована необходимость совершенствования организации двигательной деятельности дошкольников путем разработки новых программ и методик, способствующих повышению эффективности физического воспитания в условиях дошкольных учреждений.
В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённых приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 предусмотрен раздел “Содержание коррекционной работы”, направленной на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям в освоении программы. Определено содержание образовательной области “Физическая культура”, а именно: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. При реализации этого содержания должны решаться специфические задачи:
- коррекция отклонений в психоречевом развитии;
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Вместе с тем, по данным Министерства здравоохранения и социального развития России, около 70% детей в России имеют различные отклонения в состоянии здоровья, 30-35% детей дошкольного возраста имеют низкий уровень развития основных физических качеств.
Анализ изучения потребностей родителей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья по вопросам физического воспитания в семье показал недостаточную осведомленность родителей в вопросах формирования здорового образа жизни и развития у детей дошкольного возраста творческой двигательной активности. Из 117 опрошенных семей 64% родителей проявили низкий уровень заинтересованности в участии в совместных физкультурно-досуговых развлечениях детского сада. 57% родителей недостаточно хорошо знают о пользе систематических занятий лечебной физической культурой и спортом совместно с ребенком. Полученные данные послужили основанием для разработки комплекса мероприятий для родителей воспитанников, позволяющих повысить уровень компетентности и заинтересованности родителей в вопросах физического воспитания.
1.1. Обоснование актуальности работы по совершенствованию физических качеств дошкольников в процессе творческой двигательной активности
Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное учреждение “Детский сад комбинированного вида № 7 “Филиппок” посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, имеющие различные инвалидизирующие заболевания (детский церебральный паралич, врожденная расщелина твердого и мягкого неба, состояние после кохлеарной имплантации). Данная категория детей посещает группы компенсирующей направленности, что предусмотрено федеральными требованиями к структуре основной образовательной программы. Наличие в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) в психическом развитии и оказании помощи детям этой категории в освоении Программы.
По данным профилактического медицинского осмотра детей старшего дошкольного возраста, посещающих группы компенсирующей направленности V и VII вида нашего детского сада, заболевания ЛОР-органов выявлены у 15% детей, неврологические проблемы у 19% детей, нарушения зрения имеют 32% детей, а отклонения в опорно-двигательном аппарате имеют 36% детей. И, как следствие этого, данная категория детей также имеет низкий уровень развития физических качеств.
Вместе с тем, установлено, что повышение двигательной активности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, рациональная организация занятий по физической культуре и двигательного режима с данной категории детей позволит, не только снизить острую заболеваемость в 3-4 раза, но и увеличить уровни физической подготовленности воспитанников и функциональные возможности детского организма. Активизация функциональных, “резервных” возможностей детского организма способствует успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников. Поэтому, именно сейчас является актуальным поиск оптимальных путей и средств физкультурно-оздоровительной работы, способствующих формированию у дошкольников культуры здорового образа жизни, развитию и функциональному совершенствованию детского организма.
Еще одной проблемой, для разрешения которой необходим поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы, является проблема формирования эмоционально-положительной установки дошкольников к занятиям физической культурой и развития у воспитанников творческой двигательной активности. Неполноценная психоречевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и двигательной сфер. Физическое развитие детей характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений, страдает воспроизведение двигательного задания по пространственно-временным параметрам. По нашему убеждению, занятия физической культурой должны приносить радость и удовлетворение воспитанникам, давать возможность каждому ребенку ощутить себя в динамике физического развития, проявить творческие возможности в двигательной сфере.
Вместе с тем, возникает противоречие между необходимостью проведения данной работы и недостаточным количеством необходимых методических разработок, отсутствием системы в их применении и определении содержания работы. Поэтому, одной из приоритетных задач при составлении программы стало осмысление и исследование собственного опыта по формированию творческой двигательной активности, не только как средства сохранения и укрепления здоровья детей и оценки его эффективности, но и как средства модернизации содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду и формирования собственной системы работы по данному направлению.
При изучении теоретических аспектов и методологических основ по вопросам развития и совершенствования физических качеств дошкольников с нарушениями психоречевого развития, формирования их творческой двигательной активности, изложенных в работах Л.Н. Волошиной, М. Маханевой, Л.Д. Глазыриной, Ю. А. Кирилловой, М. Руновой, В.Г. Алямовской, М.Н. Кузнецовой и многих других, была определена необходимость в составлении программы обучения, предусматривающей использование методов и приёмов развития творческой двигательной активности.
В настоящее время многие дошкольные образовательные программы нацелены на развитие двигательного воображения, как основы творческой, осмысленной, по выражению А.В. Запорожца, моторики. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество. Двигательное творчество раскрывает ребенку с ограниченными возможностями здоровья моторные характеристики собственного тела, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети входят в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. В дошкольном детстве у ребенка стихийно складывается определенный опыт двигательного творчества. Однако в силу своей стихийности этот опыт не закрепляется в виде устойчивых психомоторных характеристик, которые лежат в фундаменте общей двигательной умелости ребенка.
Использование в нашей практике процесса творческой двигательной активности формирует двигательное воображение и осмысленную моторику ребенка, развивает физические качества. Творческое воображение детей представляет собой огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Если творческое воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и творческой деятельности.
Новизна программы заключается в том, что нами разработана система методов и приемов развития творческих способностей детей с нарушениями психоречевого развития на физкультурно-оздоровительных занятиях:
- сочетание разнообразных видов физкультурных занятий, таких как: сюжетные, игровые, с элементами логопедических заданий, с использованием карточек-схем;
- использование на занятиях элементов психогимнастики М.И.Чистяковой и элементов игрового массажа в парах;
- включение в содержание занятий сюжетов русских народных сказок и игр;
- проведение занятий на тренажерах.
Оригинальность идеи программы состоит в комбинировании известных методов и приемов для развития двигательного творчества “особых” детей, предоставлении им свободы выбора игр и упражнений, игровых сюжетов, физкультурных пособий, о чем, в частности указывает и Э.Я. Степаненкова, как на необходимость творческого подхода для развития физических и личностных качеств.
Чрезвычайно важным в работе является чёткое соблюдение педагогических принципов и, безусловно, творчества самого педагога, который пытается раскрыть природу каждого ребёнка, чтобы понять и помочь ему. Определив влияние двигательной активности на растущий организм ребенка, необходимо учитывать, что основным средством развития и воспитания ребенка дошкольного возраста является игра, поэтому необходимо сделать двигательную активность творческой.
Образовательная программа нашего детского сада на 2010-2014 год, предусматривающая реализацию эффективной системы оздоровления, развития и необходимой коррекции отклонений в речевом и психическом развитии воспитанников посредством сотрудничества с родителями и социальными партнерами ДОУ, также направлена на решение одной из актуальных задач, такой как формирование интегративных качеств ребенка, обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.
На основании вышеизложенного мы предполагаем, что совершенствование физических качеств дошкольников, с ограниченными возможностями здоровья, в процессе развития их творческой двигательной активности позволит не только повысить интерес воспитанников к занятиям физической культурой, создаст оптимальные условия для повышения уровня физической подготовленности, приведет к увеличению двигательной деятельности и улучшит показатели физического и психического здоровья воспитанников.
1.2. Цель и задачи работы по совершенствованию физических качеств у старших дошкольников в процессе творческой двигательной активности.
Цель: разработка и внедрение системы работы по развитию и совершенствованию физических качеств у старших дошкольников с использованием методов и приёмов развития творческой двигательной активности воспитанников.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Разработать систему занятий по физической культуре с использованием методов и приёмов, направленных на развитие творческой двигательной активности.
2. Продолжить реализацию подпрограммы “Здравушка”, направленную на профилактику и коррекцию нарушений осанки и плоскостопия на основе обогащения содержания комплексов ЛФК.
3. Создать оптимальный двигательный режим, предусматривающий организацию работы с воспитанниками в зависимости от уровня их физической подготовленности и вызывающий эмоциональный положительный отклик.
4. Активизировать совместную работу родителей и воспитанников через проведение физкультурных занятий и праздников на основе творческого подхода.
5. Проверить эффективность использования данной системы.
1.3. Сроки реализации работы по совершенствованию физических качеств у старших дошкольников в процессе творческой двигательной активности.
1 этап: выявление и необходимость создания комплексной программы, сочетающей инновационные методики и технологии по физической культуре, для совершенствования физических качеств у старших дошкольников.
МАРТ 2003
В рамках прохождения курсов повышения квалификации по теме “Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении” было организовано посещение детских садов города Сургута (март 2003) и просмотр занятий по физической культуре с применением следующих инновационных методик и технологий:
- методика моделирования (работа по карточкам),
- психогимнастика и использование элементов массажа в парах,
- совместные занятия с родителями,
- создание условий для развития двигательного творчества детей, предоставление им возможности выбора игр и упражнений, игровых сюжетов, физкультурных пособий.
По мнению педагогов – новаторов их использование наиболее эффективно в работе инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста для достижения наилучших результатов. На основе представленного опыта возник интерес в создании программы, сочетающей все перечисленные выше компоненты и формировании собственного опыта.
2 этап: анализ и изучение литературы по проблемам развития и совершенствования физических качеств детей дошкольного возраста.
МАЙ – СЕНТЯБРЬ 2003
На этом этапе изучены теоретические разработки авторов, которые работают по проблемам развития и совершенствования физических качеств детей дошкольного возраста, их творческой двигательной активности: В.Алямовская, И.Аршавский, Ю.Змановский, Н.Амосов, Л.Глазырина, а также практические пособия М.Маханевой, М.Картушиной, Л.Волошиной, Н.Замотаевой, и методические пособия в области различных оздоровительных методик М.Чистяковой и другие.
3 этап: разработка и внедрение программы “Совершенствование физических качеств у старших дошкольников в процессе творческой двигательной активности” на базе МДОУ “Детский сад комбинированного вида № 7 “Филиппок”:
2003/2004 и 2004/2005 УЧЕБНЫЕ ГОДА
получение первых результатов АПРЕЛЬ-МАЙ 2005
4 этап: обобщение и оформление выводов по работе (статистическая обработка результатов по обследованию уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста ), совершенствование программы.
ЕЖЕГОДНО, ПО ИТОГАМ УЧЕБНОГО ГОДА
1.4. Дидактические принципы реализации программы
Работа по программе предполагает реализацию следующих дидактических принципов.
- Принцип оздоровительной направленности , обеспечивающий рациональный, общий и двигательный режим. Обеспечивает оптимальные условия для игр и занятий детей, предусматривает обязательную организацию медицинского контроля.
- Принцип разностороннего развития личности предусматривает активизацию мыслительной деятельности детей, создание условий для развития самостоятельности, поиска рациональных способов поведения.
- Принцип интеграции образовательных областей строится в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательной сферы.
- Принцип индивидуального подхода предусматривает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса основывается на построении образовательного процесса по одному предметному принципу.
- Принцип творческой направленности обеспечивает возможность самостоятельного создания новых движений, основанного на двигательном опыте и наличии мотива у ребенка. Создает условия для решения тех или иных двигательных задач или ситуаций, предусматривает действие в едином сотворчестве “педагог-ребенок”.
- Принцип единства с семьей предусматривает соблюдение единых требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, двигательной активности, развития двигательных и культурно-гигиенических навыков.
Содержание программы “Совершенствование физических качеств детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в психоречевом развитии в процессе творческой двигательной активности”
Программа разработана с учётом:
- федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (развитие интегративных качеств ребенка, психических новообразований, составляющих структуру школьной зрелости);
- ведущих потребностей ребенка в дошкольный период;
- целей и задач образовательной программы Лангепасского городского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения “Детский сад комбинированного вида № 7 “Филиппок”, предусматривающих реализацию эффективной системы оздоровления, развития и необходимой коррекции отклонений в речевом и психическом развитии воспитанников посредством сотрудничества с родителями и социальными партнерами ДОУ.
1. Цель и задачи программы
Цель работы по данной программе:
Развитие и совершенствование физических качеств, творческой двигательной активности у воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушениями психоречевого развития, через специально организованную деятельность.
Задачи:
- Образовательные: развивать и совершенствовать физические качества воспитанников в соответствии с возможностями и состоянием здоровья каждого ребенка.
- Коррекционно-развивающие: осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с особыми образовательными потребностями с учетом особенностей психо-физического развития и индивидуальных возможностей детей (развитие речевого и физиологического дыхания, общей и мелкой моторики, речи, внимания, памяти, воображения и мышления детей).
- Оздоровительные: создать условия для удовлетворения потребности в двигательной активности, сохранения, укрепления здоровья и предупреждения отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата воспитанников посредством ежедневных физических упражнений и оптимального двигательного режима.
- Воспитательные: формировать интерес и потребность воспитанников к занятиям физической культурой и спортом, культуру здорового образа жизни через организацию различных видов и форм физкультурных занятий.
2.2. Программно-методическое обеспечение реализации программы
Система физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками построена в соответствии с “Программой обучения и воспитания в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой. В работе применяются методические разработки Л.И. Пензулаевой, М.И.Чистяковой, Л.Г. Л.Г. Горьковой., Л.А.Обуховой, Ю.А. Кирилловой, М.Е. Лебедевой, Н.Ю. Жидковой и Л.С. Куприной, Э.Н. Степаненковой, И.М. Воротилкиной, Н.Замотаевой.
2.3. Особенности реализации программы
Программа “Совершенствование физических качеств детей старшего дошкольного возраста с нарушениями психоречевого развития в процессе творческой двигательной активности” рассчитана на два года обучения и содержит шесть разделов:
Раздел 1. Учёт состояния здоровья и обследование уровня физической подготовленности воспитанников. Приложение 1
Раздел 2. Оздоровительно-профилактическая работа с воспитанниками. Приложение 2
Раздел 3. Развитие творческих способностей средствами физической культуры. Приложение 3
Раздел 4. Коррекционно-развивающая работа по профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Приложение 4
Раздел 5. Взаимодействие с родителями воспитанников. Приложение 5
Раздел 6. Работа с воспитанниками, имеющими различные уровни физической подготовленности. Приложение 6
Участниками реализации данной программы являются воспитатели групп, воспитанники и родители, задачей которых является поддержание и закрепление двигательного режима в течение дня в детском саду и дома.
2.4. Результативность усвоения программы Приложение 7
2.5. Библиография Приложение 8