Вид проекта: Групповой, долгосрочный с 01.06 – 31.08.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Цель проекта: познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные и общие признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков), формировать осознанное бережное отношение к природе, формировать начало экологической культуры.
Задачи проекта:
- формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;
- воспитывать бережное отношение к живому;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать навыки исследовательской деятельности.
- закрепление представления о том, что в природе нет “ненужных” созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.
- развитие творческих способностей, речи, мышления.
- совершенствование навыков творческого рассказывания; учить детей придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.
Актуальность:
Лето! Это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить увлекательные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема:
Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
“Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?” Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисково- исследовательскую деятельность.
Предполагаемый результат:
- дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зи-муют насекомые;
- знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
- находить сходства и различия;
- владеть обобщающим понятием “насекомые”;
- открытое занятие с использованием мультимедийной установки, организация в МБДОУ “Елочка” выставки рисунков “В гости к мухе -цокотохе”, оформление проектной папки.
Организация проекта
1 этап.
Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
В ходе наблюдения за насекомыми, на прогулке детей с воспитателем, дети отметили, что насекомые есть почти везде. Их можно найти около деревьев в лесу, около кустарников, под корой деревьев, на стенах у себя дома. Дети, совместно с воспитателем сформулировали проблему: “Кто такие насекомые?”, “Где они живут?”, “Какие у них есть отличия?”. Была выдвинута гипотеза: “Что насекомые живут везде”.
В соответствие с проблемой и гипотезой исследования дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
1) Познакомиться с миром насекомых.
2) Узнать, как они живут, чем питаются.
3) Как нужно их оберегать.
4) Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме “Насекомые”;
2 этап.
Организация исследования в рамках проекта.
- Занятия.
- Экскурсии и прогулки.
- Беседа.
- Чтение художественной литературы (Г. Х. Андерсен “Дюймовочка”, А. Бианки “Как муравьишка домой спешил”, “Паучок – пилот”, Г. Глушнёв “Кузнечик и кузнечики”, Г. Скребицкий “Счастливый жучок”, В. Зотов из кни-ги “Лесная мозайка” (“Божья коровка”, “Кузнечик”, “Майский жук”), К. Ушинский “Пчёлки на разведках”, К. Чуков-ский “Муха-Цокотуха”;
- Разучивание стихов о насекомых “Сороконожка”, “Песенка жука”, “Про бабочку”.
- Пальчиковая гимнастика “Жук, стрекоза, осы”, “Божьи коровки”,
- Загадывание загадок, словотворчество
(сочинение детьми);
- прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова “Полёт шмеля”, А. Чайковского “Вальс цветов”; “На лугу”
- просмотр мультфильмов “Стрекоза и муравей”, “Пчёлка Майя”, “Путешествие муравьишки”, “Под грибом”. - Дидактические игры;
- Подвижные игры;
- Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
3 этап.
Сотрудничество с семьёй:
- Консультации: “Как привить любовь к природе”, “Первая помощь при укусах насекомых”.
- Оформление альбома родителями вместе с детьми о любимом насекомом, (наполнить альбом рисунками, фотогра-фиями, рассказами, стихами, загадками).
4 этап.
Презентация результатов проектной деятельности:
- рассказ о каком-либо насекомом, записанная родителями история с иллюстрациями,
- альбомы, книги,
- картотека игр,
- фотографии досугов,
- коллективная аппликация “На лугу”,
- поделки из природного материала,
- выставка рисунков “Бабочки-красавицы”,
- выставка работ из пластилина “Улитки и гусеницы"
План реализации проекта
№ п/п | Тема | Вид деятельности | Цель |
ИЮНЬ | |||
1 | “Шестиногие малыши” | Познавательное занятие | Познакомить детей с разнообразными насекомыми, выделив их отличительные признаки, учить придерживаться сюжетной линии в рассказывании, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете. |
2 | “Бабочка-красавица” | рисование. | Учить детей получать изображения, применяя монотипию, развивать понимание того, что изображение можно получить, используя различные приёмы рисование, воспитывать аккуратность в работе с красками. |
3 | “Полёт шмеля” | прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова | Учить слушать музыкальное произведение. Познакомить с композитором. |
4 | “На лугу” | коллективная аппликация | Развивать чувство композиции, учить сочетать различные приемы выполнения аппликации, воспитывать аккуратность. |
5 | “Как привить любовь к природе” | консультация для родителей | Познакомить родителей с информацией. |
6 | “Счастливый жучок”- | чтение рассказа Г Скрябицкого. | Учить выделять главную мысль сказки, учить внимательно, слушать жанровое произведение. |
7 | “Путешествие муравьишки” | Просмотр м/ф по сказке В.Бианки - использование ТСО. | Доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями. |
8 | Творческое домашнее задание для детей и родителей: | О любимом насекомом оформить альбом и ли газету, используя рисунки, фотографии. Содействие сотрудничеству детей и родителей. | |
ИЮЛЬ | |||
1 | “Где зимуют насекомые?” | познавательное занятие | - Продолжать знакомить детей с насекомыми, развивать кругозор детей, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете. |
2 | “Пчёлки – добрые подружки” | музыкальная игра | Доставить детям радость, воспитывать эмоциональную отзывчивость. Закреплять знания о способах передвижения насекомых. |
3 | “Улитки и гусеницы” | лепка | Развивать навыки лепки из целого куска пластилина, учить дополнительно использовать бросовый материал для украшения композиции, воспитывать аккуратность в работе |
4 | “Лесные хоромы” | чтение сказки М.Михайлова | Познакомить детей с новой сказкой. Учить выделять главную мысль, учить внимательно, слушать жанровое произведение. |
5 | “Медведь и пчёлы”, “Бабочки и кузнечики” | подвижные игры | Доставить детям радость от игры. Упражнять детей в правильном произношение звука [ж], закреплять знания о способах передвижения насекомых. |
6 | “Стрекоза и муравей” | Просмотр м/ф по басням Крылова - использование ТСО |
Доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями. |
7 | “Первая помощь при укусах насекомых” | информация в уголке здоровья. | Обратить внимание родителей на информацию о том, как оказать первую помощь ребёнку при укусе насекомым. |
АВГУСТ | |||
1 | “Загадки, которые мы любим” | отгадывание загадок | Учить детей внимательно слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы-подсказки. |
2 | “Детство бабочки” | познавательное занятие | Познакомить детей с процессом развития бабочки, используя наглядную схему, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете. |
3 | “Лесные хоромы” | игра драматизация по мотивам сказки | Активизировать детей на участие в инсценировке. Учить выразительно передавать образы героев сказки. |
4 | “Бабочки” | конструирование из бумаги | Развивать навыки конструирования из бумаги, учить создавать изображения из бумаги, использовать бросовый материал для украшения. |
5 | “Насекомые в стихах” | Чтение стихов о насекомых | Учить детей слушать стихи. Заучить несколько несложных стихов. |
6 | Насекомые | Игра-лото | Учить, используя образец находить пару каждому из насекомых |
7 | “В гости к Мухе-Цокотухе" | Подведение итогов творческого домашнего задания для детей и родителей: о любимом насекомом | Содействие сотрудничеству детей и
родителей. Оформление проекта “В гости к мухе-цокотухе” |
Диагностика экологических знаний о насекомых детей средней группы
1. Назови насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
2. Назови особенности внешнего вида особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев),
3. Как передвигаются насекомые (прыгает, летает, бегает),
4. Какие звуки могут издавать насекомые (жужжит, стрекочет),
5. Где и как зимуют насекомые;
6. Что вредного или полезного приносят людям и растениям насекомые;
7. Найди сходства и различия между насекомыми;
Критерии оценки ответов:
1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы
Подсчёт результатов:
- 4-7 баллов – низкий уровень
- 7-21 – средний уровень
- 21 -28 – высокий уровень
Для диагностики используется игра-лото “Насекомые”.
Диагностика экологических знаний о насекомых детей средней группы
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Номер вопроса | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Итого | |||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |||
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 |