Проект "В гости к Мухе-Цокотухе"

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид проекта: Групповой, долгосрочный с 01.06 – 31.08.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Цель проекта: познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные и общие признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков), формировать осознанное бережное отношение к природе, формировать начало экологической культуры.

Задачи проекта:

  • формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;
  • воспитывать бережное отношение к живому;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • формировать навыки исследовательской деятельности.
  • закрепление представления о том, что в природе нет “ненужных” созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.
  • развитие творческих способностей, речи, мышления.
  • совершенствование навыков творческого рассказывания; учить детей придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.

Актуальность:

Лето! Это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить увлекательные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема:

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:

“Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?” Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисково- исследовательскую деятельность.

Предполагаемый результат:

- дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);

- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зи-муют насекомые;

- знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;

- находить сходства и различия;

- владеть обобщающим понятием “насекомые”;

- открытое занятие с использованием мультимедийной установки, организация в МБДОУ “Елочка” выставки рисунков “В гости к мухе -цокотохе”, оформление проектной папки.

Организация проекта

1 этап.

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

В ходе наблюдения за насекомыми, на прогулке детей с воспитателем, дети отметили, что насекомые есть почти везде. Их можно найти около деревьев в лесу, около кустарников, под корой деревьев, на стенах у себя дома. Дети, совместно с воспитателем сформулировали проблему: “Кто такие насекомые?”, “Где они живут?”, “Какие у них есть отличия?”. Была выдвинута гипотеза: “Что насекомые живут везде”.

В соответствие с проблемой и гипотезой исследования дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

1) Познакомиться с миром насекомых.

2) Узнать, как они живут, чем питаются.

3) Как нужно их оберегать.

4) Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме “Насекомые”;

2 этап.

Организация исследования в рамках проекта.

  1. Занятия.
  2. Экскурсии и прогулки.
  3. Беседа.
  4. Чтение художественной литературы (Г. Х. Андерсен “Дюймовочка”, А. Бианки “Как муравьишка домой спешил”, “Паучок – пилот”, Г. Глушнёв “Кузнечик и кузнечики”, Г. Скребицкий “Счастливый жучок”, В. Зотов из кни-ги “Лесная мозайка” (“Божья коровка”, “Кузнечик”, “Майский жук”), К. Ушинский “Пчёлки на разведках”, К. Чуков-ский “Муха-Цокотуха”;
  5. Разучивание стихов о насекомых “Сороконожка”, “Песенка жука”, “Про бабочку”.
  6. Пальчиковая гимнастика “Жук, стрекоза, осы”, “Божьи коровки”,
  7. Загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми);
    - прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова “Полёт шмеля”, А. Чайковского “Вальс цветов”; “На лугу”
    - просмотр мультфильмов “Стрекоза и муравей”, “Пчёлка Майя”, “Путешествие муравьишки”, “Под грибом”.
  8. Дидактические игры;
  9. Подвижные игры;
  10. Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка).

3 этап.

Сотрудничество с семьёй:

- Консультации: “Как привить любовь к природе”, “Первая помощь при укусах насекомых”.

- Оформление альбома родителями вместе с детьми о любимом насекомом, (наполнить альбом рисунками, фотогра-фиями, рассказами, стихами, загадками).

4 этап.

Презентация результатов проектной деятельности:

  • рассказ о каком-либо насекомом, записанная родителями история с иллюстрациями,
  • альбомы, книги,
  • картотека игр,
  • фотографии досугов,
  • коллективная аппликация “На лугу”,
  • поделки из природного материала,
  • выставка рисунков “Бабочки-красавицы”,
  • выставка работ из пластилина “Улитки и гусеницы"

 

План реализации проекта

 

№ п/п Тема Вид деятельности Цель
ИЮНЬ
1 “Шестиногие малыши” Познавательное занятие Познакомить детей с разнообразными насекомыми, выделив их отличительные признаки, учить придерживаться сюжетной линии в рассказывании, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете.
2 “Бабочка-красавица” рисование. Учить детей получать изображения, применяя монотипию, развивать понимание того, что изображение можно получить, используя различные приёмы рисование, воспитывать аккуратность в работе с красками.
3 “Полёт шмеля” прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова Учить слушать музыкальное произведение. Познакомить с композитором.
4 “На лугу” коллективная аппликация Развивать чувство композиции, учить сочетать различные приемы выполнения аппликации, воспитывать аккуратность.
5 “Как привить любовь к природе” консультация для родителей Познакомить родителей с информацией.
6 “Счастливый жучок”- чтение рассказа Г Скрябицкого. Учить выделять главную мысль сказки, учить внимательно, слушать жанровое произведение.
7 “Путешествие муравьишки” Просмотр м/ф по сказке В.Бианки - использование ТСО. Доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями.
8   Творческое домашнее задание для детей и родителей: О любимом насекомом оформить альбом и ли газету, используя рисунки, фотографии. Содействие сотрудничеству детей и родителей.
ИЮЛЬ
1 “Где зимуют насекомые?” познавательное занятие - Продолжать знакомить детей с насекомыми, развивать кругозор детей, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете.
2 “Пчёлки – добрые подружки” музыкальная игра Доставить детям радость, воспитывать эмоциональную отзывчивость. Закреплять знания о способах передвижения насекомых.
3 “Улитки и гусеницы” лепка Развивать навыки лепки из целого куска пластилина, учить дополнительно использовать бросовый материал для украшения композиции, воспитывать аккуратность в работе
4 “Лесные хоромы” чтение сказки М.Михайлова Познакомить детей с новой сказкой. Учить выделять главную мысль, учить внимательно, слушать жанровое произведение.
5 “Медведь и пчёлы”, “Бабочки и кузнечики” подвижные игры Доставить детям радость от игры. Упражнять детей в правильном произношение звука [ж], закреплять знания о способах передвижения насекомых.
6 “Стрекоза и муравей” Просмотр м/ф по басням Крылова -

использование ТСО

Доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями.
7 “Первая помощь при укусах насекомых” информация в уголке здоровья. Обратить внимание родителей на информацию о том, как оказать первую помощь ребёнку при укусе насекомым.
АВГУСТ
1 “Загадки, которые мы любим” отгадывание загадок Учить детей внимательно слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы-подсказки.
2 “Детство бабочки” познавательное занятие Познакомить детей с процессом развития бабочки, используя наглядную схему, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете.
3 “Лесные хоромы” игра драматизация по мотивам сказки Активизировать детей на участие в инсценировке. Учить выразительно передавать образы героев сказки.
4 “Бабочки” конструирование из бумаги Развивать навыки конструирования из бумаги, учить создавать изображения из бумаги, использовать бросовый материал для украшения.
5 “Насекомые в стихах” Чтение стихов о насекомых Учить детей слушать стихи. Заучить несколько несложных стихов.
6 Насекомые Игра-лото Учить, используя образец находить пару каждому из насекомых
7 “В гости к Мухе-Цокотухе" Подведение итогов творческого домашнего задания для детей и родителей: о любимом насекомом Содействие сотрудничеству детей и родителей.

Оформление проекта “В гости к мухе-цокотухе”

Диагностика экологических знаний о насекомых детей средней группы

1. Назови насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);

2. Назови особенности внешнего вида особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев),

3. Как передвигаются насекомые (прыгает, летает, бегает),

4. Какие звуки могут издавать насекомые (жужжит, стрекочет),

5. Где и как зимуют насекомые;

6. Что вредного или полезного приносят людям и растениям насекомые;

7. Найди сходства и различия между насекомыми;

Критерии оценки ответов:

1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается

2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов

3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы

Подсчёт результатов:

  • 4-7 баллов – низкий уровень
  • 7-21 – средний уровень
  • 21 -28 – высокий уровень

Для диагностики используется игра-лото “Насекомые”.

Диагностика экологических знаний о насекомых детей средней группы

№ п/п Фамилия, имя ребенка Номер вопроса
1 2 3 4 5 6 7 Итого
н к н к н к н к н к н к н к  
1                                
2                                
3                                
4