Приобщение детей дошкольного возраста к олонхо как компонент содержания поликультурного образования

Разделы: Работа с дошкольниками


“В олонхо самое ценное это сила слова, сила цвета, сила мысли”.
П.А. Ойунский.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм, а также использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого (Г. К. Селевко). В связи с этим для преодоления пробела в знаниях и представлениях детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре якутского, русского народов, учитывая данные констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, была разработана технология формирования поликультурной личности на основе приобщения к олонхо.

В якутском эпосе олонхо отражен богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды. На протяжении веков олонхо передавались из поколения в поколение, сохранив мысли исключительной глубины.

Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало, что дети наблюдают и в реальной жизни. В якутском эпосе олонхо отражен богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды. На протяжении веков олонхо передавались из поколения в поколение, сохранив мысли исключительной глубины.

В настоящее время у нас в республике идет ознакомление с олонхо с малого возраста, это обогащает их духовно и развивает творческий талант. Олонхо учит детей любить родной край, быть честными, трудолюбивыми, смелыми, соблюдать нормы поведения в семье и обществе. Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало, что дети наблюдают и в реальной жизни. В дошкольных учреждениях республики накоплен богатый опыт знакомства с героями эпоса олонхо. Хотелось бы поделиться с опытом работы нашего МБДОУ ЦРР – Д/с №89 “ Парус” г. Якутска.

Олонхо очень богатое и сложное поэтическое произведение для ребенка и поэтому при знакомстве с олонхо нужно учитывать возраст детей. На первый взгляд олонхо – не детское произведение. Но судя по опыту нашей работы, дети с удовольствием, всерьез увлекаются им.

Есть несколько причин того, что мы решили знакомить детей с олонхо. Текст олонхо составлен как кодовая информация для вновь появившихся поколений. И олонхо в том смысле – детское произведение. Это детский текст. И человек может воспринимать его именно в детском периоде своей жизни, чтобы затем иметь вход, код в мир олонхо во взрослой своей жизни.

Во-вторых, в нем содержатся ключевые звуки, слова, фразы, раскрывающие культурные архетипы нации. И дети воспринимают их как живую картину мира. Доказательством тому является речь детей принимающих участие в “Днях олонхо”, проводимых у нас в детском саду, городском фестивале народного творчества “Туой тойук, дуорай хомус!”. Здесь реально можно ощутить мир звуков, слов, ключевых фраз олонхо из детских уст.

В-третьих, олонхо сложено народом по принципу целостного мышления, по принципу дополнительности логического и образного мышления. Это есть целостное, художественно – мифологически – теологическое произведение.

Олонхо пробуждает сразу три центра в мозгу ребенка. Природный интеллект (ийэ ой), как генератор, языковой (ийэ тыл), как транслятор и материнский ритмо-тембр звука голоса (ийэ кылысах), как реализатор мысли. Мозг работает в полном режиме, в режиме природы-творца. Наши дети не только исполняют олонхо, ставят театрализованные представления по его мотивам, но и прекрасно рисуют, иллюстрируют сюжеты олонхо.

В основу нашей технологии приобщения детей к олонхо, была положена программа формирования этнокультурной компетентности детей в поликультурной среде ДОУ [О.Н. Степанова, П.И. Филиппова].

Разработанная технология относится к педагогическим технологиям на основе личностной ориентации педагогического процесса и близка гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили. Технология имеет следующие классификационные параметры:

  • по уровню применения: общепедагогическая.
  • по философской основе: гуманистическая.
  • по основному принципу развития: социогенная.
  • по ориентации на личностные структуры: ассоциативно-рефлекторная.
  • по характеру содержания: общеобразовательная, гуманитарная, человекоориентированная.
  • по типу управления: система малых групп.
  • по организационным формам: традиционная с элементами дифференциации и индивидуализации.
  • по подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.
  • по преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами творчества.
  • по категории обучаемых: массовая на основе личностного подхода к детям.

Целевые ориентации: формировать у ребёнка представления о культуре своего народа, культуре народов ближайшего и отдалённого национального окружения, их обычаях, фольклоре; на основе познания способствовать формированию начал патриотических чувств, осознанию ребёнком своей принадлежности к культуре разных народов, толерантного отношения к представителям разных культур. Достижение этих целей представлялось в решении следующих задач: донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов и стран ценностей; воспитание любви ко всем людям; расширение кругозора; заложение нравственных начал и основ. Пути решения поставленных задач — использование всего арсенала дошкольного образования при наполнении его соответствующим содержанием — компонентами национальных культур.

Концептуальные положения:

- все положения гуманно-личностного подхода педагогики сотрудничества: новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса; гуманизация и демократизация педагогических отношений; индивидуальный подход (поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики, учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе).

- интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка дошкольного возраста находятся в тесном единстве, взаимообусловлены, способствуют активизации воображения, а также простейших форм логического и абстрактного мышления, развитию самооценки, самосознания, толерантных чувств.

- творческий потенциал личности ребёнка формируется под влиянием осознания своей причастности к культурному богатству разных народов, а также путём приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре.

Особенности содержания. Стержнем технологии являлись знания о компонентах этнокультуры. Именно эти знания позволили дошкольнику осознано включаться:

- в процесс признания единства и одновременно многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого, уважение прав другого (в том числе и права быть иным), а также приобщения к искусству жить в мире непохожих людей и идей, развития культуры межэтнических отношений;

- конкретные знания: а) несли доступную информацию; б) вызывали эмоции, чувства, отношения; в) побуждали к деятельности и поступкам.

Мы определили основные требования к содержанию технологии, которое:

- вводило детей в мир культуры якутского и русского народов; имело развивающий, системный характер, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка; реализовывало принцип интеграции в образовании и представляло разные виды детской деятельности и саму деятельность в развитии; было творчески построенным на оптимальном взаимодействии воспитания и образования детей; разрабатывало организацию всех видов детской деятельности, опиралось на принципы гуманизации, национальные особенности, традиции;

- было глубоко индивидуализированным, учитывало возрастные особенности психического развития детей; предусматривало формирование этнокультурной компетентности дошкольника, как стартовую характеристику будущего гражданина России и мира, его чувств, эмоций, настроения, привычек, суждений, понятий, представлений. Результаты имели практический характер и были значимыми в разнообразной деятельности детей (на занятиях, в игровой и самостоятельной повседневной жизни).

Особенности методики: перечисленные знания и умения формировались с помощью специального содержания методик и методических приёмов, среди которых: гуманизм: детское счастье, свобода выбора, радость познания; индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, педагогика успеха; мастерство общения: закон взаимности, гласность.

Оценивание деятельности детей: - качественное оценивание (характеристика, обучение самоанализу, самооценка).

Цель технологии: приобретение детьми культурного наследия предков и формирование поликультурной личности детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к олонхо.

В соответствии с этой целью нами выделены следующие задачи:

- создать культурологическую предметно – пространственную среду развития ребенка и оказать ему помощь в самоопределении, национальной самоидентификации, национальном самосознании на базе своей культуры;

- развивать эмпатию, доброту, дружеские толерантные отношения, умение тактично предложить свою помощь или обратиться за помощью, такие качества личности, как умение одухотворять окружающую природу, способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком;

- воспитывать в детях стремление к активному познанию жизни, художественно – речевые навыки, интерес к олонхо;

- развивать внимание, память, творческое мышление, воображение, умение видеть прекрасное, исполнительские навыки, формировать эстетический вкус;

- подвести детей к пониманию искусства, мировой культуры через приобщение к музеям города, слушание аудиозаписи олонхо, собственное инсценирование олонхо, изобразительную деятельность;

- проводить воспитательно – образовательную работу в игровой форме, используя различные виды развивающих игр, традиционные и активные методы, приемы и формы обучения и воспитания детей.

При реализации поставленных задач мы остановились на следующих основополагающих принципах воспитания, соответствующих цели:

- принцип культуросообразности, т.е. опора в воспитательном процессе на этнокультурные традиции народов, национально – этническую обрядность, привычки;

- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, предполагающий преодоление имеющейся в дошкольных учреждениях замкнутой системы воспитательной работы, обогащения общения детей с окружающим социумом и природой, приобщение к культуре родного края;

- принцип приоритетности культурного регионального наследия, означающий воспитание патриотизма на родном материале с целью формирования уважения своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе фольклора, художественным народным промыслам, этнокультурным традициям, произведениям местных писателей, художников, поэтов и композиторов;

- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, требующей создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, эмпатии, что представляет с собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у него культуры межличностных отношений.

Технология реализации:

Технология приобщения к олонхо реализуется поэтапно через систему занятий. Нами разработан календарно – тематический план и система занятий. Эту работу можно включить и в обязательные занятия по ФЦКМ (ознакомление с окружающим видом), развитие речи или проводить в свободное от занятий время.

I этап технологии с октября месяца занятия объединяются общей темой “Героический эпос олонхо народа саха”. На этом этапе знакомим детей с миром олонхо. Совместно с родителями проводим выставку “Древо жизни”. Знакомим с творчеством якутских художников Т. Степанова, В. Карамзина, П. Пестрякова, Н. Ябловской. После диалогов и бесед с детьми, рисование по впечатлению: здесь дети делятся впечатлениями, рассказывают и рисуют. Воспитателю необходимо развивать в детях внимание, воображение фантазию. Методы и методические приемы, используемые на занятиях I этапа – беседа, диалог, рассматривание репродукций, обсуждение, анализ, сравнение, посиделки у камелька, графическая речь, обыгрывание игрового персонажа, создание игровой ситуации, анализ и обсуждение рисунков – эскизов.

 

II этап технологии с ноября месяца занятия объединяются темой “ История предков”. Здесь детей знакомим детей с историей наших предков: жилище, якутская национальная одежда (богатырей), посуда. Здесь широко используется воспитателями информация из разных источников, в том числе из Интернета, занятия проводятся с использованием ТСО.

Целевая экскурсия в Краеведческий музей, в Музей фольклора народов Севера. Наш сад традиционно каждый год совершает экскурсии в Музей фольклора народов Севера, музей Хомуса народов мира.

В декабре месяце приглашаем сотрудников музея, для проведения с детьми занятия на тему “Игры наших предков ”. Сотрудники музея проводят для наших детей беседы и экскурсию, это взаимодействие с музеем очень полезно.

Далее начинаем прослушивание аудиозаписи олонхо “Ньургун Ботур Стремительный” знаменитых в Якутии олонхосутов. Цель занятий – формирование интереса к олонхо. Аудиозаписи обязательно должны быть хорошего качества. На этом этапе дети очень естественно улавливают связь олонхо с природно – эмоциональным началом. После слушания олонхо – диалог и беседа с детьми, рисование по впечатлению. Детям показывают мультипликационный вариант олонхо “Ньургун Ботур Стремительный”.

III этап технологии в январе месяце вместе с детьми ставим инсценировку олонхо “Ньургун Ботур Стремительный”. Приобщаем детей к театрализованным постановкам. Проводим родительское собрание, распределяем роли, костюмы, готовим декорации.

В феврале месяце на данном этапе широко используется метод проектов и интегрированный метод. Детям предлагается сделать проект на тему олонхо, нарисовать запомнившегося героя или мир олонхо. На занятиях и в форме индивидуальной работы, вместе с детьми выбирается интересная для ребенка тема. Здесь необходимо отметить, что при выполнении проектов взаимодействие с родителями обязательно. Для этого проводятся родительские собрания, консультации, семинары, где родителям оказывается методическая помощь при раскрытии темы ребенка: богатыри, “абаасы”, национальное блюдо, животные срединного мира (дикие, домашние), птицы Якутии, мягкое золото Якутии, богатырские кони, национальная посуда (предков, нашего времени) и.т.д.

IV этап – обобщающий (март, апрель). На обобщающем этапе в детском саду по результатам проектной деятельности проводится научно – практическая конференция, где участники проекта, в празднично убранном музыкальном зале, представляют свои проекты на всеобщее обозрение. Мероприятие проходит очень интересно, детям нравится представлять свои работы жюри и зрителям. По итогам конференции детям выдаются дипломы и сертификаты.

Так же ведется совместная работа воспитателя с руководителем изостудии детского сада по выполнению творческих работ по эскизам, выполненным на предыдущих этапах. Из эскизов, выполненных в группе, руководитель изостудии выбирает наиболее удачные и интересные. С этими детьми проводится работа по выполнению картины в условиях изостудии. Темы разные по замыслу и предварительным эскизам детей. Лучшие рисунки участвуют в городском конкурсе “Олонхо глазами детей”.

Также в апреле или мае у нас в Якутске среди ДОУ проводится ставший традиционным конкурс “Туой тойук, дуорай хомус!”, где наши дети участвуют с постановкой отрывка из олонхо. Мы вот уже второй год ставим театрализованную постановку из олонхо “Ньургун Ботур Стремительный”. При подготовке к этому конкурсу идет большое взаимодействие детей, воспитателей, педагогов дополнительного образования по двуязычию, хореографии, изобразительной деятельности, музыкального руководителя. Это очень большая плодотворная и творческая работа, которая потом выливается в красивое действо по инсценированию олонхо.

Таким образом, данная технология хорошо вписалась в опытно – экспериментальную работу детского сада по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста, и дала хорошие результаты. Мы это судим и, по отзывам детей и родителей, и по результатам участия в конкурсах. Так на городском конкурсе “Творческая мозаика” наши дети получили Диплом 1 степени за инсценировку олонхо “Ньургун Боотур Стремительный” (2011), коллективная работа с иллюстрациями олонхо получила победу в номинации “Лучшая книга-иллюстрация” (2011), постановка олонхо “Ньургун Боотур Стремительный” диплом I степени на благотворительном республиканском концерте “Северная звезда” (2012г.), на городском кинофестивале победа в номинации “Лучший короткометражный фильм” (2012г.), коллективная работа “Триединый мир” в конкурсе рисунков “Олонхо глазами детей” I место (2012г).

Приложение.

Литература.

1. Григорьева А.А., Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Академия, 2003. - 106 с.

2. Кларина, Л.М. Детская проектная деятельность / Л.М. Кларина// Игра и дети. – 2006. - №4. – С. 2 -3

3. Степанова О.Н., Филиппова. П.И. Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в поликультурной образовательной среде дошкольного учреждения / Степанова О. Н., Филиппова П.И. ; Ин – т повышения квалификации работников образования имени С.Н. Донского – 2. – Якутск: изд – во ИПКРО имени С. Н. Донского – 2, 2006. – 68 с

4. Чомчуук саас: ФГНУ “Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия )”№3 (23)2011. Ред.колл: Григорьева А.А., Николаева А. В., Ефимова Д.Г., Аммосова В. В., Иванова А.В.