Цели урока: создавать условия для развития у обучающихся ключевых компетенций: общекультурной (умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения, оценивать результаты деятельности; умение разрешать учебные проблемные ситуации); учебно-познавательной (нахождение, переработка, использование информации для решения учебных ситуаций и задач).
обучающая – сформировать у обучающихся умение анализировать и давать оценку поведению людей по отношению к домашним животным; определить правила обращения с домашними животными; на основе данных правил решать практические задачи (составлять памятки по уходу за домашними животными, участвовать в деловой игре);
развивающая – учить анализировать учебную задачу, правильно выбирать способы решения учебных задач и ситуаций;
воспитательная – развивать интерес к рассматриваемой на уроке проблеме и активность, направленную на решение учебных задач и ситуаций.
Задачи урока:
- раскрыть связь между условиями, необходимыми для жизни домашних животных и требованиями по уходу за ними;
- определить правила ухода за кошкой и собакой, составить памятку;
- воспитывать у детей чувство ответственности по отношению к домашним питомцам.
Представление о результате.
Личностные (ЛР): обсуждать и оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к домашним животным;
Метапредметные (МПР):
регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
познавательные: составлять памятку по уходу за домашними животными;
коммуникативные: работать в паре: познакомиться с предметами ухода за кошками и собаками (практическая работа), осуществлять взаимопроверку выполненной работы.
Предметные (ПР): моделировать в ролевой игре взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; формулировать правила ухода за кошкой и собакой.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: метод сравнения, метод конструирования правил, выполнение тестов, ролевая игра, решение проблемных ситуаций.
Педагогические технологии: проблемно-диалоговое обучение с использованием компетентностно-ориентированных заданий.
Средства обучения: компьютерная техника, предметы ухода за кошкой и собакой, слайдовая презентация урока (Приложение 1), конпетентностно-ориентированные задания по теме урока (Приложение 2), электронный тест “Как правильно ухаживать за кошкой и собакой” с заданиями закрытого типа и использованием встроенных текстовых форм текстового процессора MS Word (Приложение 3); лист самооценки ученика (Приложение 4), критерии оценки учебных заданий на уроке.
Структура урока: продолжительность урока – 40 мин.
Организационный момент – 1 мин.
Актуализация знаний – 3 мин.
Постановка учебной задачи – 3 мин.
Решение учебной задачи – 10 мин.
Физкультминутка – 4 мин.
Первичное закрепление – 10 мин.
Контрольно-оценочный этап – 4 мин.
Подведение итога урока, рефлексия – 5 мин.
Ход урока
1. Организационный момент:
1. Приветствие.
2. Проверка готовности к уроку.
- Проверьте готовность к уроку. Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все необходимые принадлежности, то можете садиться.
3. Мотивация учебной деятельности.
(Слайд 2)
- Послушайте, о чем рассказывает Муравьишка: “Вчера вечером я шел домой и увидел брошенного котенка. Еще неделю назад с ним играла маленькая девочка. Ребята, а вы знаете, почему появляются бездомные животные?”
- Каких животных называют бездомными? Почему они появляются, как вы думаете? Сегодня попробуем ответить на этот вопрос.
2. Актуализация знаний:
(Слайд 1)
- Прочитайте тему урока. Почему это важно знать? (Чтобы меньше на улице было бездомных животных, чтобы знать, что нужно для жизни животным, которые живут в нашем доме).
(Слайд 3)
- Мудрая Черепаха поясняет: “Чтобы ответить на этот вопрос нужно узнать, для чего люди берут в свой дом кошек и собак”.
- Как вы думаете, для чего люди берут в свой дом кошек и собак?
(Слайд 4)
- На какие группы можно разделить домашних животных? Кто относится к сельскохозяйственным животным? Почему их так назвали?
- От какого слова произошло слово “компаньон”? Кто относится к животным компаньонам?
Отгадайте загадки, найдите рисунки-отгадки на слайде:
Ушки чуткие торчком,
Хвост взлохмаченный крючком
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (Собака)
Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады. (Кот)
Голодная – мычит, сытая – жует,
Всем ребятам молоко дает. (Корова)
Хвост крендельком,
Нос пятачком.
Ничем не больна,
А все стонет она. (Свинья)
(Слайд 5)
- Что мы знаем про сельскохозяйственных животных? Для чего человек их содержит? Как он за ними ухаживает?
(Слайд 6)
- Сравните, чем животные- компаньоны отличаются от сельскохозяйственных животных? (Сравнение по следующим признакам:
- кто относится к данной группе животных;
- для чего человек их содержит;
- вывод на основе сравнения: за что мы любим кошек и собак).
- Так за что мы любим кошек и собак?
3. Постановка учебной задачи:
- О чем мы узнаем на уроке?
- Чему научимся?
(Формулируют тему и цель урока).
4. Решение учебной задачи:
(Слайд 7)
- Муравьишка Вопросик говорит: “Если мы так любим наших питомцев, то почему появляются бездомные животные?”.
- А как вы думаете, ребята?
(Слайд 8)
- Давайте обсудим, какие проблемы возникают по содержанию кошек и собак в городе и почему это происходит.
- Хозяин должен отвечать за то, чтобы его четвероногий друг не доставлял неприятностей посторонним людям. Очень часто владельцы животных пренебрегают этим требованием. Как правило, овчарок, догов, колли, боксёров они выгуливают без поводка и намордника, не считаясь с тем, что маленькие дети, а порой и взрослые, испытывают перед ними страх. Без намордника и короткого поводка собаку нельзя выводить из дома, а тем более возить в общественном транспорте.
- И еще одна обязанность есть у владельцев собак. Выгуливая собаку, нужно брать с собой совок, метёлку и пакет, чтобы убрать за своим любимцем и не вынуждать других людей испытывать чувство брезгливости, проходя по загаженному двору. Но, к сожалению, не редкость, когда хозяева ленятся даже выйти с собакой и выпускают её одну: “Пусть погуляет!”.
(Слайд 8–9)
- Почему и откуда появляются бездомные животные? (Животные теряются, их выбрасывают на улицу бывшие хозяева, у некоторых животных хозяин есть, но он за ними не следит. За ними не смотрит хозяин, не ухаживает за ними, а только кормит).
– Почему теряются животные? Каковы причины безнадзорности? Как вы понимаете это слово?
- Собаку или кошку можно взять только тогда, когда ты уверен, что сможешь ухаживать за ней, не доставляя неприятностей соседям, прохожим. Нередко хозяину становятся в тягость его обязанности. И если он безжалостный человек, то перестаёт пускать животное в дом. По вине таких людей очень многие кошки и собаки становятся бездомными и очень несчастными. Они тоскуют по хозяину. Без тепла и из-за недостатка пищи многие из них начинают болеть. Голод вынуждает брошенных животных добывать себе корм. Беспризорные собаки и кошки разоряют птичьи гнёзда и уничтожают мелких зверьков. Бросая своих домашних животных человек поступает очень безответственно.
- Люди не только бросают домашних животных, но и теряют их на улице, в транспорте. Ежегодно в большом городе теряется 10 тысяч животных и только 2 тысячи из них находят своих хозяев.
- Значит, кто виноват в появлении бездомных животных?
(Слайд 10)
- Вот что говорит об этом Муравьишка Вопросик: “Значит в появлении бездомных и брошенных животных виноваты люди, которые не смогли или не захотели содержать своих домашних питомцев”.
- Легко ли жить таким животным? Послушайте стихотворение А. Дмитриевой “Бездомная кошка”. (Два подготовленных ученика читают стихотворение по ролям).
- Какое чувство по отношению к кошке вызывает это стихотворение? Как поступил автор стихотворения? Почему он так поступил? Чему учит это стихотворение? (У каждой кошки должен быть свой дом).
- Послушайте еще одно стихотворение, которое написала Агния Барто. (Подготовленный ученик читает стихотворение “Уехали”).
- Какое чувство вызывает у вас начало стихотворения? Почему? Как вы оцениваете поведение ребят по отношению к щенку в начале стихотворения и в конце?
(Слайд 11)
- Вот что об этом говорит Мудрая Черепаха: “Кошка и собака - живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Ухаживать за ними надо так, чтобы обеспечить им хорошие условия жизни”.
Берите животных в дом только из чувства сострадания (животное не игрушка!).
Не оставляйте животное без присмотра на улице! Не забывайте его в транспорте!
Напишите на поводке своего четвероного друга свой номер телефона.
- Взять животное в дом — это большая ответственность перед ним и перед окружающими людьми. Любить животных и любить с ними поиграть, погладить — не одно и то же. Любовь к животным требует и времени, и терпения, и труда, и забот, и средств.
5. Первичное закрепление.
(Слайд 12)
Муравьишка Вопросик получил письмо от дяди Федора. Поможем муравьишке и дяде Федору.
(Работа в группах по выполнению КОЗ № 1 и 2 (Приложение 2).
Работа проверяется с помощью слайдов № 13–16.
(Ученики представляют результаты работы классу, оценивают свою работу и работу каждого участника группы).
- Предлагаю вам выполнить следующее задание в паре с соседом по парте: разыграй диалог на следующие темы по выбору: (Слайды 17, 18) “Идем на прогулку”; “Идем к ветеринару”.
(Ролевая игра. Работа в паре. Результаты работы предъявляются классу: разыгрывается подготовленный диалог. Диалог обсуждается).
(Слайд 19)
Обобщающее слово учителя:
- Мудрая Черепаха нам говорит: “Кошки и собаки – наши домашние любимцы. Они могут нас многому научить или даже защитить. Но они и сами нуждаются в нашей заботе! Помните об этом ребята!”.
- Что вы можете ответить на это Мудрой Черепахе? (Мы должны помнить, что животных нужно вовремя кормить, убирать за ними, гулять, следить, чтобы они были чистыми и здоровыми. Только после этого хозяин имеет право на удовольствие от общения с собакой или кошкой).
6. Контрольно-оценочный этап.
- Предлагаю вам проверить свои знания. Выполните контрольные задания теста. (Приложение 3)
(Индивидуальное выполнение тестового задания).
- Дайте оценку поведению детей. Объясните, почему вы выбрали этот вариант поведения?
(Фронтальная проверка выполненной работы с использованием презентации).
- Дайте оценку выполненной работы по количеству правильных ответов. (Внесение результатов работы в “лист самооценки”. (Приложение 4)
7. Подведение итога урока.
(Слайд 20)
- Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в сказке “Маленький принц” написал: “Мы в ответе за тех, кого приучили”. Как вы понимаете эти слова?
- Оцените свою работу на уроке на основе “листа достижений”:
- С каким заданием вы справились лучше всего?
- Как можете оценить свою работу в группе?
- Над чем еще необходимо поработать?
Выберите смайлик, который соответствует вашей самооценке за урок: зеленый – “Я сегодня молодец!”; желтый – “Я работал сегодня хорошо!”; красный – “У меня сегодня не все получилось, я буду стараться!”.