Пересказ текста как средство развития памяти детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Известно, что дети усваивают информацию из окружающего мира множеством способов: с помощью зрения, слуха, движений и т.д.

Но умственное развитие каждого ребенка происходит по индивидуальной схеме, и, как правило, один из способов усвоения информации у ребенка доминирует.

Понять какой именно – значит помочь ребёнку быстрее и лучше познать мир, максимально развив его умственные способности. Обучение дошкольников умению пересказывать литературные произведения представляет богатые возможности для развития психических процессов.

В методике Сидорчук-Хаерзмановой по обучению детей пересказу учитываются все особенности усвоения детьми информации, что помогает каждому ребенку максимально усвоить материал, предложенный на занятии.

На первом этапе нашей работы мы провели диагностику с детьми на знания и умения пересказывать по классической методике.

Результаты диагностики были не высоки, т.к. классическая методика не давала возможности ребенку пересказывать текст на занятии. Пересказы были не достаточно точными и полными. В речи детей преобладали простые предложения, а многие вообще не могли пересказать текст без наводящих вопросов. Почти никто из детей не мог воспроизвести текст спустя несколько дней.

Поэтому перед нами встала проблема:

1. Научить детей пересказывать без затруднений по предложенному алгоритму, учитывая индивидуальное умственное развитие каждого ребенка с преобладанием у них разных видов памяти.

2. Воспроизводить пересказанный ранее текст, спустя несколько дней, дополняя свой пересказ новыми определениями и фактами.

Началась наша работа по этой методике в октябре 2006 года после прослушанных курсов ОТСМ-ТРИЗ.

Начав работу, мы поставили перед собой цель: способствовать развитию всех видов памяти у детей по средством обучения их пересказу и умению воспроизводить полученную информацию несколько дней спустя.

Провели работа над подбором текстов, с учетом возрастных особенностей и психологического развития детей этого возраста. Составили перспективный план текстов, предусмотрев разнообразие жанров, тематическую связь с сезоном.

“Золотые яблоки” - ноябрь.

“Листья” Е.И.Чарушин – ноябрь.

“Про снежный колобок” Н. Калинина – декабрь.

“Самая страшная” Е. А. Пермяк – январь.

“Как Миша хотел маму перехитрить” Е. А. Пермяк – февраль.

“Какого цвета снег” - март.

Уже с первого занятия стало ясно, что результаты детей стали более высокими. Из десяти человек, присутствовавших на занятии 60% детей изложили сюжет и замысел рассказа полно и последовательно.

При проверке долговременной памяти спустя три дня, 50% детей воспроизвели этот же текст в полном объеме и 10% детей пересказали этот же текст, используя в речи новые определения и сложные предложения.

С помощью значков – помощников, которые мы вместе с детьми нарисовали: внимательно слушать, представить, пересказать, инсценировать, положительный результат, дети без труда усваивают модель пересказа и могут рассказать правила, которые они должны выполнять при изложении текста.

На занятии дети, которые раньше испытывали затруднения в передачи текста, справлялись с пересказом без особых затруднений.

Если в классической методике успешно пересказывали предъявленный текст только те дети, которые хорошо запоминают на слух, то в нашем случае успешны были и те дети, которые лучше запоминают информацию через движение и зрение. Это происходит благодаря тому, что предложенный текст был изображён схематично и проигран детьми в инсценировке.

Из десяти присутствующих человек на занятии 80% передали содержание текста в полном объеме. Все дети назвали название рассказа и его автора. При проверке долговременной памяти 75% пересказали без изменений, 5% детей дополнили свой рассказ новыми определениями и выражениями. Словарь стал более расширенным, речь более богатой.

Согласно этим данным можно с уверенностью сказать, что благодаря методике

О.В. Хаерзмановой, общий уровень развития памяти детей значительно стал выше. Это прослеживается по данным диагностики, проведенной психологом.

Примеры текстов

Н. Калинина

Про снежный колобок

Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега снежную бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки – сделал глаза; нашёл палочки – сделал нос и рот.

Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.

Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок, побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое?

Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап – вода капает.

Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

А колобок где? Как вы думаете?

Е.И. Чарушин

Лисята

У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка.

Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню – носились по всей комнате до самого утра.

Эти лисята были настоящие ловкачи.

Раз! – и по занавески взберётся лисёнок прямо до самого верха.

Два! – он уже на высоком шкафу.

Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать... заглянул на шкаф, на шкафу – нет.

И под стулом нет.

И под кроватью нет.

Видит – охотничий сапог, что лежит в углу, шевельнулся, поднялся, свалился на бок. Что за чудо такое?

Глядит охотник – из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога; встряхнул сапог – и другой выскочил.

Вот такие ловкачи!