Урок построен в рамках здоровьесберегающей технологии, использовались формы работы и дидактический материал здоровьесберегающей направленности. Использовались проблемный и деятельностный методы, с целью развития логического мышления, социальных компетенций обучающихся и мотивации.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов.
Цели:
- Закрепить конкретный смысл деления, задачами на деление на равные части, по содержанию.
- Развивать навык устного счёта; вычислительные навыки, логическое мышление.
Оборудование: Мультимедийный проектор, музыкальный центр, плакат "Лес", карточки "Животные", дифференцированная карточка №1, карточка №2.
Ход урока
I. Организация класса (1 мин.)
1 слайд.
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра,
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр,
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
2-3 слайд.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
В. Шефнер
II. Сообщение темы и целей. 1мин
И так, как поётся в песне «Просьба»:
4 слайд.
«Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться…»
Нашей задачей сегодня будет возродить погибший лес и вернуть в него животных. Только, выполнив определённые задания, мы сможем это сделать. Вы готовы? Тогда начинаем!
III. Основная часть.
1. Устный счёт.
1) Запишите числа: 3 мин.
Учитель: 8 ед., 2 д., 6 ед. 5 д., 1 д. 2 ед., 9 ед., 7 д. 3 ед., 8 ед. 3 д.
(8 20, 56, 12, 9, 73, 38)
Проверим:
5 слайд.
Назови эти числа в порядке возрастания. (1 у доски)
Какое слово получилось? (природа)
5 слайд.
Природа – наш дом и дом всех животных. Она самостоятельно подлечила часть леса. (Вешаю плакат). На эту опушку леса мы позовём первых гостей.
2) Для того, чтобы пригласить первого лесного жителя, составим из записанных чисел выражения устного вычисления.
Самостоятельно запишите их в тетрадь. У нас есть 3 минуты.
Кто же первым вернётся в лес?
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех...
3) Следующее задание. Составим выражения письменного вычисления.
Выходим к доске, называем пример и комментируем его решение, остальные пишут в своих тетрадях. На это задание нам 5 минут.
Кто же следующим вернётся в «Зелёный дом»?
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
Это – рыжая ...(лиса!)
2. Устали, отдохнём. Физминутка. 1 мин. (Звучит музыка)
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки вверх,
Шевелитесь, пальчики,-
Так шевелят ушками серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернём.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень мёда
А где достать – не знал.
4) Кто-то очень ждёт возвращения в лес. Составим из данных чисел равенства и неравенства.
Работаем самостоятельно. На работу 3 мин.
(12+8 = 20
56+8 <73
и т.д.)
Кто же этот житель лесной?
Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
5) Звери ждут. Следующее задание будет таким: какие числа можно записать в виде суммы одинаковых слагаемых? 2 мин.
6 слайд.
8 =
9 =
12 =
20 =
- Что мы знаем о сумме одинаковых слагаемых? 1 мин.
Вот ещё один лесной герой спешит домой!
Кто по соснам и по елям
Ловко скачет, ветки гнёт,
Видит, шишки где поспели,
И себе в дупло несёт?
- Вот кто-то поглядывает на нас и думает, справимся мы со следующим заданием? Запишите сумму одинаковых слагаемых в виде умножения.
1 у доски. 2 мин.
Кто же этот страшный зверь?
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы?
- Продолжим нашу нелёгкую работу. Как называются компоненты при умножении? 1 мин.
- Какая взаимосвязь между компонентами при умножении? (Дети устно проговаривают: если произведение разделить на первый множитель, то получится второй множитель, если произведение разделить на второй множитель, то получится первый множитель
- Докажите! По очереди доказывают, устно.
Мы заселили с вами невыжженную часть леса. Но часть леса сильно пострадала от пожара. Природа не смогла самостоятельно на таких участках возродиться. Мы поможем природе, посадим деревья на выгоревших участках. Они одинаковые по размеру. Определим периметр такого участка.
6) Периметр прямоугольника. 5 мин.
7 слайд.
а = 10 м
в = 9 м
Р = ?
Выполняем задание самостоятельно. Краткую запись не записываем.
Объясни, как нашёл периметр прямоугольника?
– Я сумму длины и ширины умножил на два!
Кто же торопится в молодой лес?
Бежит между ёлками
Живой клубок с иголками.
Вдруг, волк навстречу появился.
Клубочек вмиг остановился.
Свернулся и не видно ножек.
Ответьте, кто же это?
3. Устали, отдохнём. Физминутка. 1 мин. (Звучит музыка)
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево – вправо целый день
Прыгать белочке не лень!
7) Решение задач на деление на равные части.
8 слайд.
Продолжим. Таких участков у нас три. По одному для каждого ряда. Сажаем деревья. 1 ряд сажает липы. 2 ряд сажает берёзы. 3 ряд сажает ели.
Возьмите карточку №1. Прочитайте задачу. Решаем задачу самостоятельно. Выполняем рисунок. На работу 5 минут.
КАРТОЧКА №1.
- В1. Привезли 10 липок. Вам надо посадить их в 2 ряда поровну. Сколько липок посадили в каждый ряд?
- В2. Привезли 12 берёзок. Вам надо посадить их в 3 ряда поровну. Сколько берёзок посадили в каждый ряд?
- В3. Привезли 18 ёлочек. Вам надо посадить их в 2 ряда поровну. Сколько ёлочек посадили в каждый ряд?
Объясни, как решал задачу?
– Я узнал сколько раз по 2 (3) содержится в числе 10 (12, 18)!
Наша полянка скоро станет лесом. И так, узнаем, кто спешит в «Зелёный дом»?
Нос пятачком,
Хвостик крючком.
Под дубом рыщет,
Жёлуди ищет.
8) Решение задачи на деление по содержанию.
9 слайд.
Молодой лес растёт и зеленеет. Теперь надо украсить наш лес цветами. Сажаем на пригорках ромашки.
Задание выполняем самостоятельно. Выполняем к задаче рисунок. 5 мин.
Привезли 15 кустов ромашек. Наша задача посадить на каждый пригорок по 5 кустов ромашек. Узнайте, сколько пригорков мы украсим ромашковыми кустами?
Проверим. Объясни, как решал задачу? – Я узнал, сколько раз 5 содержится в числе 15.
Кого мы позовем в наш лес?
Я по дереву стучу,
червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой!
9) Решение уравнений. (Резервный материал.)
Наши герои ждут своих друзей. Решим уравнения и пригласим зверей. 3 мин.
КАРТОЧКА №2.
- Х – 6 = 15
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
- 42 – Х = 2
Зубы остры, хвост – лопатой,
Что за славные ребята?
Строят хаты и плотины,
Валят липы и осины.
IV. Итог. 2 мин. (Звучит музыка)
Вот мы и вернули животных в лес, посадили молодые деревца и даже цветы.
Кого не успели пригласить, животные позовут сами.
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля:
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, дети, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Было ли вам интересно и почему?
Какой математический материал повторили?