Цели: учить грамотно строить предложения, кратко и чётко выражать собственные мысли, учить видеть главную мысль и уметь чётко её сформулировать; развивать устную и письменную речь, мышление, моторику рук, умение анализировать; учить детей уступать друг другу, дорожить дружбой, выходить из конфликта, не унижая других, воспитывать толерантность (умение слышать человека, быть терпимым к его мнению), чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое чувство.
Оборудование:
- Плакат с изображением солнышка.
- Плакат с изображением тучи.
- Листочки для каждого ученика с изображением домиков.
- Конверты «Пословицы» с частями пословиц.
- Конверты «Сказки» с началами сказок.
- Конверты «Шарики» с рисунками воздушных шариков.
- Плакат с цитатой Эзопа: «Вдвойне тяжелее переносить обиды со стороны тех людей, от которых ты менее всего вправе ожидать их».
- Плакаты: «Не спорь с товарищами по пустякам», «Не поддавайся отрицательным эмоциям», «Достойно выходите из конфликтов, будьте мудрее».
- Музыкальные диски.
- Цветные карандаши, клей.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети входят в класс и занимают места за столами (в классе три стола, вокруг каждого 8 стульев).
– Возьмитесь за руки, посмотрите в глаза соседу слева, справа и подарите им самую добрую свою улыбку. Мы настроились на занятие. Начинаем.
II. Вступительное слово учителя.
– Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить.
И не вспыхнет ссора
Из любого спора!
– Тема нашего сегодняшнего занятия: «Давай пожмём друг другу руки» и поговорим мы сегодня об обиде, и о том, как её преодолеть. Перед вами лежат листы бумаги, на которых изображены два домика. В одном из этих домиков живёт Обида, а в другом – Примирение. От одного домика к другому проходит дорожка. Мы пройдём по этой дорож
ке от обиды к примирению, преодолевая все препятствия на пути. У нас это обязательно получится.
Рисунок 1. Листочек, который получил каждый ребёнок.
III. Работа по теме занятия.
Для того, чтобы говорить об обиде, надо разобраться, что это такое. Представьте себе, что вы обижены. С чем ассоциируется у вас обида? Каким цветом вы изобразите обиду? Чем пахнет обида? Какова она на вкус?
Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет понятие обида так: «чувство, вызванное всем, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток». Эти слова написаны на чёрной туче, которая пахнет горелым, из которой идёт горький на вкус дождик. Скажите, а можно победить неприятный запах, неприятный вкус, можно не трогать неприятный на ощупь предмет? И с обидой тоже можно бороться. Наша с вами задача отодвинуть эту тучу как можно дальше, чтобы она не загораживала нам солнышка.
Рисунок 2. Туча
Какая музыка ассоциируется у вас с обидой? Выберите домик, в котором будет жить обида и закрасьте его выбранным для обиды цветом. (Во время закрашивания домика звучит музыка Баха)
Сами того не подозревая, мы с вами сделали первый шаг к примирению, мы разобрались, что такое обида, и поняли, что с ней тоже можно бороться. Как вы думаете, какого цвета будет дорожка рядом с домиком, в котором живёт обида? А по мере продвижения к примирению? (Дорожка будет светлеть). Закрасьте часть дорожки перед домиком Обиды.
ТУЧА НЕМНОГО ОТОДВИГАЕТСЯ.
– На кого вы можете обидеться? (на товарища, на родителей, на родственников).Очень часто ребята ссорятся по пустякам, обижают друг друга без всякого повода, часто потом не могут вспомнить причину ссоры, кто первый начал. Получается, как в стихотворени Михаила Орлова. (Стихотворение заранее выучат наизусть три ученика-девочка и два мальчика. На занятии они разыгрывают его в виде сценки)
– Кто кого обидел первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Кто кого ударил первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Вы же раньше так дружили!
– Я дружил!
– И я дружил!
– Что же вы не поделили?
– Я забыл!
– И я забыл!
– Часто в жизни случаются такие ситуации? Серьёзная это ссора или пустяковая? Давайте попробуем сформулировать правило выхода из такого рода ссоры:
НЕ СПОРЬ С ТОВАРИЩАМИ ПО ПУСТЯКАМ!
– Мы сделали ещё один шаг к примирению. Закрасьте часть дорожки на листочках. Какого цвета будет эта часть?
ТУЧА НЕМНОГО ОТОДВИГАЕТСЯ.
– Если вы всё-таки умудрились поссориться с товарищем по пустякам, попробуйте по «горячим» следам помириться очень простым способом.
Встаньте парами, повернитесь друг к другу спиной, изобразите на лице эмоции гнева, злости на обидчика. Надуйте сильно щёки. – Вы поссорились, вам не хватает общения с другом. Вы хотите помириться. Для этого вам необходимо повернуться лицом друг к другу. Осторожно «сдуть» надутые щёки обиженного. Обида лопнет, как воздушный шарик. |
– Вы рассмеялись, а значит опять помирились. Когда вы сейчас стояли, полные злости и обиды, с надутыми щеками, вас переполняли отрицательные эмоции, а ведь это очень вредно для нашего организма.
– Следующий совет на пути к примирению:
НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ЭМОЦИЯМ!
– Смотрите, что происходит с тучей.
ТУЧА НЕМНОГО ОТОДВИГАЕТСЯ.
– А дорожка? (закрашивается очередная часть дорожки.
– Чувство обиды людям знакомо давно. Про это чувство сложены пословицы. У вас на столах есть конверты с надписью «Пословицы». В этих конвертах части от пословиц. Вам надо собрать пословицы и объяснить их. Трудность заключается в том, что в каждом конверте по две пословицы. Возможно, лучше всего начать с определения частей пословиц. У вас обязательно получится.
РАБОТА ЧЕТВЁРКАМИ.
Пословицы:
- Повинную голову и меч не сечёт.
- Обиду злобой не успокоишь.
– Следующий совет к примирению:
ДОСТОЙНО ВЫХОДИТЕ ИЗ КОНФЛИКТОВ, БУДЬТЕ МУДРЕЕ.
- Обидеть легче, чем обиду вытерпеть.
- За шутку не сердись, в обиду не давайся.
- С повинившегося и вина снимается.
- На правду не обижаются.
– Собрав и объяснив пословицы, мы с вами сделали ещё один шаг к примирению. Закрасьте ещё одну часть дорожки к домику Примирения.
ТУЧА НЕМНОГО ОТОДВИГАЕТСЯ.
IV. Физминутка.
– Одним из признаков примирения является хорошее настроение. Сейчас мы попытаемся поднять себе настроение весёлой разминкой.
Упражнение «Поздороваться частями тела». Детям предлагается разбиться на пары и поздороваться с товарищем различными частями тела. Последовательность: ладонь-ладонь, локоть-локоть, плечо-плечо, стопа-стопа, колено-колено, бедро-бедро, спина-спина, живот-живот, ухо-ухо, нос-нос. |
V. Продолжение работы по теме.
– Теперь вы немного поработаете сказочниками, будете придумывать продолжение сказки. Начало сказки вы найдёте в конверте с надписью «Сказки» (дети читают начало сказки и придумывают окончание).
РАБОТА ВОСЬМЁРКАМИ.
В пруду жила маленькая Щука. Когда у неё выросли зубы, ей это так понравилось, что она стала кусать всех рыб, что попадались ей на пути. Маленькие рыбёшки ужасно её боялись и сразу улепётывали, что было сил, как только видели её. Даже неторопливому Раку и добродушному Сому порой доставалось от Щуки: подкравшись, она кусала и их. Рыбам это надоело, и они, обидевшись, не стали общаться с маленькой Щукой….
В волшебной стране жил очень красивый Цветок. Многие восхищались его внешней привлекательностью и чудным ароматом и хотели подружиться с ним. Но сам Цветок был такой обидчивый и чувствительный, что ему становилось плохо от прикосновения насекомых, а запахи других цветов ему совсем не нравились…
В одном лесу, почти на опушке, выросла Берёзка. Она была стройная и красивая и знала об этом, потому что часто любовалась своим отражением в воде маленького озера. Она очень любила себя и искренне верила, что весь остальной лес растёт только для того, чтобы оберегать её и восхищаться ею. А поэтому она считала, что является центром леса, а другие деревья окружают её, как подданные короля. Лесу это не нравилось, и однажды весь лес, и деревья, и животные, на неё сильно обиделись…
– Вы придумали окончания сказкам, примирили героев и сделали ещё один шаг к примирению. Закрасьте оставшуюся часть дорожки. Какого она цвета?
ТУЧА ОТКРЫЛА СОЛНЫШКО.
– В виде чего вам представляется примирение? Какого оно цвета? Как оно пахнет? С каким временем года ассоциируется? Какая музыка созвучна со словом «примирение»? Закрасьте домик. в котором живёт Примирение выбранным цветом (звучит соответствующая музыка).
VI. Итог занятия.
– Мы прошли сегодня трудный путь от обиды к примирению. Вместе с нами проходило этот путь и наше настроение. Мы разогнали тучи обид, и нам ярко светит теперь солнышко. Откройте конверты с надписью «Шарики». Нарисуйте на них лица, которые соответствуют вашему настроению (шарики приклеиваются вокруг солнышка).
– Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Какими качествами, по вашему, должен обладать человек, живущий в коллективе, чтобы с ним хотелось дружить и никогда не хотелось ссориться (каждый ребёнок называет качество, поворачиваясь к соседу, качества могут повторяться).
– Закончим наше занятие песней М.Матусовского и В. Шаинского «Вместе весело шагать».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» - М.: Генезис, 2006.
- Горбушина О.П. «Психологический тренинг. Секреты проведения» - СПб.: Питер, 2008.