“На земле интерес есть великий
волшебник,
изменяющий в глазах всех существ вид всякого
предмета”
Гельвеций.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные цели образования в современных условиях базируются на основе системы ценностей, направленных на созидание, культуру, творчество, установление гуманистических отношений между людьми в общепланетарном масштабе, как важнейших факторов развития личности и социума. Особая роль в этом процессе принадлежит периоду детства, где формируются нравственно гуманистическая и культурно-творческая направленность личности. Только вместе с глубоко понимающим современное детство взрослым человеком ребенок способен полноценно постигать сложный и полифоничный мир, самого себя и нести социальную ответственность за результаты своей деятельности.
Для того, чтобы достичь основной цели –
развития личности ребенка, необходимо, чтобы в
процессе обучения проектной деятельности
ребенок был включен в активную познавательную
деятельность.
Предлагаемая работа в рамках проектной
деятельности решает проблему развития
познавательных интересов путем использования
возможностей групповой и индивидуальной работы
с учащимися. Реализация ведущей идеи
данной деятельности осуществляется путем
активного сочетания различных форм работы:
работа в группах, игровые и интерактивные приемы.
В основу положены методы формирования
критического мышления, представления о
познавательном интересе как интегративном
образовании личности, основу которого
составляют интеллектуальные (анализ, синтез,
сравнение и др.); эмоциональные (переживание
успеха, радость познания, удовлетворение
деятельностью), регулятивные (волевые
устремления, принятие решений и т.д.) и творческие
(фантазия, создание новых образов, моделей),
процессы; принцип ведущей самостоятельной
деятельности по освоению окружающей
действительности в развитии познавательного
интереса, а также принцип активного
взаимодействия различных видов деятельности.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность
помогает становлению личности, проявляющей
интерес и в других сферах деятельности, в
общественной жизни, в отношениях с товарищами и
так далее, обеспечивает формирование активной
жизненной позиции.
Цель курса: Развитие у детей навыков проектного подхода к проблемам, формирование основ проектного мышления.
Под проектным мышлением в данном курсе понимается способность рассматривать проблемную ситуацию как задачу с последующим построением деятельности, направленной на ее решение.
Задачи курса:
- формирование у детей психологической готовности к восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности;
- формирование у детей представлений о типах проблемных ситуаций и подходов к их решению;
- развитие навыков коллективной проектной деятельности и решения специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе;
- формирование готовности к переносу полученных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения;
- развитие социально-психологических качеств личности.
Результаты (Критерии эффективности):
Критерии эффективности можно разделить на «внутренние» и «внешние».
К «внутренним» критериям относятся:
усвоение детьми основных понятий курса:
«проект», «проектная деятельность», «структура
проекта», «проблема», «цель», «задачи», «методы»,
«результат», «ресурсы», «партнерские отношения».
Освоение учащимися творческого подхода к
оформлению проекта. Освоение детьми технологии
решения конкретных проблем, как в ситуации
тренинга, так и в модельной ситуации (то есть в
ситуации, моделирующей реальную деятельность).
Освоение детьми технологий коллективного
обсуждения и принятия общего решения.
Формирование у детей установки на
сотрудничество в ситуации коллективной
деятельности.
К «внешним» критериям относятся:
Освоение навыков защиты проекта. Успешная
реализация проекта. Перенос полученных навыков в
другие жизненные ситуации.
Цель и задачи проекта
Цель – общее утверждение, которое показывает, на решение какого типа проблемы направлен проект. Что нужно сделать для разрешения проблемы определенного типа (выделенного на первом этапе проектирования). Цель должна логически вытекать из анализа проблемы, должна быть реалистичной и достижимой. Цели не имеют количественных характеристик.
Задачи – конкретные результаты,
которые планируется достигнуть в результате
реализации проекта. Часто задачи совпадают с
результатами основных шагов по реализации
проекта.
Одна из распространенных ошибок: путаница задач
и методов. К задачам относятся результаты
действий, а к методам – способы их достижения.
Задачи должны быть максимально
конкретизированы, Правильно сформулированные
задачи всегда указывают на конкретный результат.
Критерии формулировки задач – критерии SMART:
S specific
конкретные
M measurable измеряемые/исчисляемые
A area-specific географически определенные
R realistic
реалистичные
T time-bound определенные во времени
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА МОЖЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ ТАК
1. НАЗВАНИЕ | |
2. ПРОЕКТНАЯ ГРУППА: | |
3. ПРОБЛЕМА | |
4. ЦЕЛЬ | |
5. ЗАДАЧИ | |
6. МЕТОДЫ | |
7. РЕЗУЛЬТАТЫ | |
8. РЕСУРСЫ | |
9. ПАРТНЕРЫ |
ГЛАВНОЕ – реальность его выполнения и действенность (результаты).
ПРИДУМАЛ – ВОПЛОТИ!
Структура курса
Курс включает в себя цикл из 10 занятий по 30 минут и консультации. Основные занятия проводятся в рамках расписания 1 раз в день. Консультации – во второй половине дня. Курс состоит из четырех этапов.
Первый — вводная часть (теоретическая – 2-3 занятия) — направлен на формирование у детей навыков сотрудничества и знакомство с основными понятиями проектной деятельности, структурной организации проекта.
Второй – разработка проекта.
- постановка проблемы;
- формулирование цели проекта и предполагаемого результата;
- формулирование задач проекта;
- определение основных направлений работы в рамках проекта;
- определение этапов работы над проектом (планирование);
- определение предполагаемых сроков, ресурсов и конкретных ответственных;
- реализация проекта (как будет происходить);
- оценка полученного результата в свете поставленной цели (как будет оцениваться результат проектов);
- определение перспектив развития проекта.
Экспертиза – отдельные экспертные собеседования с каждой проектной группой, после чего проект допускается или не допускается к реализации. Время защиты проекта – 5-7минут.
Третий – реализация проекта – посвящен отработке практических навыков реализации проекта и решения проблемных ситуаций различного рода (в зависимости от выбранной темы проекта).
Четвертый – анализ проекта – необходим для отслеживания реализации проекта и нахождения слабых и сильных сторон.
Критерии анализа проекта
- Обсуждение проектной группой и координатором хода проекта.
- Краткое описание, что сделано, и что не удалось сделать и почему.
В работе по проекту используйте метод
групповой дискуссии по принятию общего решения.
Руководителю проектной группы желательно
фиксировать все формы работы над проектом
(консультации, поиск информации, выполнение
запланированных шагов и т.п.) таким образом, чтобы
можно было иметь информацию о местонахождении
конкретного ребенка во время работы над
проектом.
Дополнительная информация
Постановка проблемы
Постановка проблемы должна обосновывать необходимость проекта и логически выходить на цели проекта. Хорошая постановка проблемы дает уверенность что:
1. Проблема действительно существенна.
2. Ее необходимо решать, т.к. она не разрешится
сама собой.
3. Анализ причин проблемы дает ключ к определению
подходов к ее решению.
Формулировка проблемы:
- сжато описывает ситуацию, которая требует изменений;
- очерчивает круг тех, кого она касается;
- показывает, насколько существенна данная проблема, какое она оказывает влияние на целевые группы, дается количественная информация;
- рассматривает следствия проблемы – что произойдет, если ничего не предпринимать;
- рассматривает причины проблемы: почему существует данная проблема, сколько и какие причины вызывают данную проблему, связаны ли причины друг с другом;
- показывает, кто и как вовлечен в данное время в работу по решению проблемы, почему и в чем их усилия недостаточны.
- почему именно ваша группа или организация берется за решение данной проблемы.
Типовые ошибки
- постановка проблемы отражает внутренние проблемы заявителя, а не проблемы в обществе, за решение которых группа берется;
- проблема выделена не конкретно (например, «плохая экологическая обстановка в регионе»);
- путается проблема и способ ее решения; проблема формулируется как отсутствие структуры («нет очистительного утилизирующего мусор завода»), а не как то, что происходит с определенными целевыми группами;
- проблема не обоснована – не ясно, насколько она серьезна, какое влияние и на кого оказывает, к каким последствиям приведет ее игнорирование.
Проект – это творческая работа, которую вы реализуете в течение определенного времени.
Требования к проекту:
1. Краткое описание на листе формата А-4 по всем
структурным элементам проекта: название,
проблема, цель, задачи, методы, ожидаемый
результат, ресурсы (именно с этим текстом
участники проекта идут на экспертизу).
Экспертная комиссия допускает или не допускает
проект к реализации. Без экспертизы реализация
проекта невозможна.
2. Творческое оформление проекта на листе ватмана
– это может быть рисунок, мозаика, аппликация,
график и т.д.
Из чего состоит описание проекта:
НАЗВАНИЕ; ПРОБЛЕМА (кратко опишите, на решение какой проблемы направлен проект, анализ ситуации (не менее 3-х предложений); ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ (для чего предпринимается проект, что получится после его выполнения и каковы основные этапы его достижения); МЕТОДЫ (опишите конкретные действия, конкретные дела, из которых состоит проект, т.е. как вы будете выполнять поставленные задачи и достигать цели); ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (что в конечном итоге получится); РЕСУРСЫ (что нужно для работы по проекту (материалы, оборудование, людские ресурсы), ПАРТНЕРЫ (кто со стороны будет привлечен к реализации вашего проекта). Не забывайте об информационной кампании по вашему проекту.