Класс: 4.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Познакомить с техникой филигрань и научить выполнять сувенир-подвеску с помощью этой техники.
Задачи урока:
Образовательная – Дать детям сведения о технике филигрань, краткие сведения о металле, выяснить свойства проволоки.
Воспитательная – Воспитывать аккуратность, бережливость, усидчивость, эстетические чувства.
Развивающая – Развивать творчество, координацию движений, мышцы рук.
Оборудование урока: Готовое изделие, шаблоны, схематическая карта, проволока, картон, клей, инструменты.
Оформление доски: Презентация.
Ход урока
I. Орг. Момент.
II. Вступительная беседа.
– Люди с давних пор стремились окружать себя красивыми вещами. Для этого использовали предметы, при изготовлении которых применялись различные материалы – ткань, дерево глина, а также драгоценные металлы – серебро и золото.
– С какими материалами вы работали на уроках труда? (с тканью, бумагой, картоном и т.д.)
III. Работа по теме урока.
– А сегодня мы с вами будем работать с другим материалом. Тема нашего урока : Изготовление сувенира-подвески в технике филиграни.
– Ребята, а кто–нибудь знает, что такое ФИЛИГРАНЬ? (нет)
– Это техника изготовления изделий из крученых металлических (золотых, серебряных, медных) нитей. Завитки образуют сложный кружевной узор. Посмотрите изделия, выполненные мастерами филиграни.
– Как вы думаете, почему мастеров, которые занимались филигранью, называли золотых дел мастерами.
Золотых дел мастера изготавливали ожерелья, серьги, пуговицы. Очень изящно выглядят изделия из тонкой золотой и серебряной нити, состоящие из петелек и завитков.
Мастеров по изготовлению украшений из драгоценных металлов и камней называют ювелирами. Среди них есть мастера филиграни.
– Назовите изделия, которые создают ювелиры в технике филиграни. По каким признакам можно узнать изделия мастеров филиграни?
Вот и мы сегодня с вами будем мастерами и научимся выполнять сувенир-подвеску в технике филиграни.
Какой же материал нам понадобится? (проволока).
– А из чего изготовлена проволока? (медь, алюминий)
– Как можно назвать одним словом? (металл)
– Металлы – это природные ископаемые, которые добывают из недр земли., это очень большой труд.
– Какие вы знаете металлы? (алюминий, медь, железа, цинк)
– А что делают из металла? (Машины самолеты, посуду, провода)
– Правильно металл в промышленности находит большое применение. Ребята, а на уроках труда применяются мягкие металлы медная и алюминиевая проволока. Проволока бывает толстая и тонкая.
Выясняем свойства проволоки через нитки и бумагу.
Теперь будьте внимательны вот у меня в руке проволока, нитка и полоска бумаги, все они коричневого цвета.
– Что можете о них сказать?
– Да, в отличие от бумаги и нитки проволока блестит (прочная, сохраняет форму).
– Правильно, это свойство металла: они блестят. А теперь я изменила их форму, что можно сказать о каждом предмете? (нитка не сохранила форму, бумага сохранила, но вытянулась, а проволока сохранила заданную ей форму)
– Хорошо, вы узнали еще одно свойство металлов: они изменяют свою форму и сохраняют заданную им форму.
– А теперь узнаем, что прочнее (нитка – легко рвется, и бумага, а проволока не рвется ее можно только разрезать или раскусить)
– какой вывод можно сделать? (проволока прочнее)
– Прежде чем приступить к работе, нужно узнать правила работы. Если у вас длинный кусок проволоки, а вам надо короче, что вы будете делать? (надо отрезать) чем? (щипцами, плоскогубцами)
– Конец проволоки острый поэтому работайте аккуратно, чтобы не поранить ни себя, ни товарища.
А теперь мы с вами будем делать вот такой сувенир подвеску. Как можно использовать такой сувенир?
– Давайте разберем этапы работы.
- Подготовить для работы инструменты и материалы.
- Разработай основу силуэта предмета из картона или используй шаблоны для выкраивания основы.
- Выкрои детали для конструирования изделия.
- Подвесь выкроенную основу на нитке.
- Выбери вариант композиции для подвески в технике филиграни.
- Выполни элементы филиграни из кусочков проволоки (завиток, двойной завиток, петелька).
- Закрепи заготовленные детали на основе изделия при помощи клея.
– Кому не понятно?
IV. Самостоятельная работа.
– Приступаем к выполнению. (дети самостоятельно выполняют)
Выставка.
V. Итог.
Из чего мы делали сувенир? Назовите свойства проволоки. Что такое филигрань?
Что можно выполнять с помощью этой техники?
Задание на дом:
Подготовиться к следующему уроку.
Литература, используемая при подготовке к уроку:
- Художественный труд. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений/[Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова, А.Н. Щирова]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 79 с.