Художественно-педагогическая цель: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей культуры, через знакомство с лучшими произведениями русской музыки.
Цель урока: обобщение знаний и представлений школьников о сюите.
Задачи:
- повторение общих знаний о сюите (понятие, особенности жанра, музыкальная форма);
- повторение музыкального материала из сюит других зарубежных композиторов;
- закрепление музыкального материала из “Сюиты в старинном стиле” А.Шнитке;
- раскрытие полистилистики как особого дара творчества А.Шнитке;
- вокально-хоровая работа на материале фрагментов из сюит;
- “угадай-ка” на материале музыки А.Шнитке.
Тип урока: закрепление (углубление) знаний.
Форма урока: традиционная.
Музыкальный материал: А Шнитке “Сюита в старинном стиле”, И.С.Бах “Шутка” из сюиты № 2, Э.Григ “Утро” из сюиты “Пер Гюнт”, попевки: мажорное трезвучие и октава.
Дополнительный материал: учебник “Музыка” для 7 класса; хрестоматия по “Музыке” для 7 класса.
Оборудование: музыкальный инструмент фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Альфред Шнитке”, mp3 диск 7 класса, муз. файлы 2-го и 3-ьего классов.
Ход урока
Первый раздел урока. Музыкальный блок.
Традиционное музыкальное(вокально-хоровое) приветствие “Здравствуйте! Добрый день! – на интонациях мажорного трезвучия и октавы (одно и двухголосие).
Сегодня на уроке мы с вами подводим итог нашей работе по теме “Сюита” и завершаем знакомство с музыкой Альфреда Шнитке “Сюита в старинном стиле”.
Весь музыкальный материал, который будет звучать сегодня на уроке-– это фрагменты из сюит разных композиторов, которые мы с вами слушали на уроках Музыки.
Сегодня мы начнём урок с литературной странички.
На серебряной тонкой бумаги
Под серебряной мглой облаков
Музыканты – извечные маги
Вызывают виденья веков.
И проходят века вереницей,
И валторны и скрипки звучат:
То былое в мелодиях снится,
То в грядущее тянется взгляд.
И то грозно, то ласково медлят,
Словно вечность заполнят собой,
Вздохи бронзы и выдохи меди
И напевы струны золотой.
А всего-то высокой отваге
Мгле забвения наперекор
На серебряной тонкой бумаге
Образ музыки вывел гравёр.
(Б. Дубровин)
Продолжаем наш музыкальный блок.
Вокально-хоровая работа над начальными фрагментами “Утро” Э.Грига и “Шутки” И.С.Баха. (в начале сольфеджио, затем вокализ)
Второй блок урока. Музыкальная загадка.
Ученикам предлагается три аудио-файла и слайды 5,6.
Ребята находят верные ответы.
Затем ещё одна загадка, связанная с портретами композиторов, написавших эту музыку (слайды-подсказки 3,4,5).
Учащиеся благополучно справляются с этим заданием.
Третий блок урока. Проверка домашнего задания.
– С каким музыкальным произведение мы знакомились на прошлом уроке?
– “Сюита в старинном стиле”.
– Кто автор этого произведения?
– Альфред Шнитке. (слайд 12)
– Что такое сюита(этимология слова и т.д.)?
– Переводится как ряд, последовательность, музыкальный жанр, вид(жанр) инструментальной музыки.(слайды 14 – 16)
– К каким формам музыки относится сюита?
– Сюита относится к циклическим формам музыки.
Для визуального закрепления материал, открыт слайд 10.
Четвёртый блок урока. Новый материал.
Слушаем фрагменты “Сюиты в старинном стиле” А.Шнитке.
– Как называются части сюиты, кторые вы слышите?
– Менуэт, Фуга, Пастораль, Балет, Пантомима.
– Назовите солирующие инструменты в частях сюиты?
Следуют ответы детей, которые называют солирующие инструменты частей сюиты.
– Какие художественные и временные образы возникают во время слушания частей сюиты?
– 17–18 века, бал в замке. Картины европейских художников, например. Ж.-А Ватто “Капризница”, Д.Тьеполо “Сцена карнавала”.
– Можно ли представить образ современного человека?
– Практически невозможно.
– А звучит ли музыка современно?
– Да. Она как-будто рассказывает о прошлом из нашего времени.
– Молодцы ребята! Вы сами смогли открыть талант, особый дар композитора Альфреда Шнитке. Он мог в своей музыке соединять стили разных эпох, не старясь цитировать, а преломляя в своем сознании музыку прошлого .Осмысливая из современности музыку прошлого и изображая в ней современность. Это явление получило название ПОЛИСТИЛИСТИКА. (Слайд 11).
Пятый раздел. Выводы.
– Давайте делать выводы урока. Какой особый стиль присущ музыке композитору Альфреду Шнитке?
– Полистилистика.
– Полистилистика – это особый стиль, в котором естественно объединяются прошлое и настоящее. Давайте найдем три объединяющих начала в музыке “Сюита в старинном стиле” А.Шнитке.
– Идея, объединить танцевальную музыку.
– Это первое объединяющее начало.
– Части сюиты, исполняют одни и те же инструменты.
– Прекрасно, ребята, Это второе объединяющее начало.
– А.Шнитке предлагает нам через музыкальные образы, созданные в сюите, вслушиваясь, проживать жизнь других эпох.
– Прекрасно. Три объединяющие начала определены. Мы записываем их в тетрадь.
(Слайд 18).
Шестой раздел урока. Домашнее задание.
Эта музыка была написана Альфредом Шнитке к фильму Элема Климова “Похождения зубного врача”. Вышел на экраны фильм в 1965 году.
Домашним заданием будет – посмотреть фильм на странице Музыка, обратив внимание на музыкальное сопровождение его и как современный сюжет и драматургия фильма переплетаются с музыкой А.Шнитке “Сюита в старинном стиле”.
Седьмой раздел урока. Отметки.
Учитель выставляет учащимся отметки. Благодарит за хорошую работу на уроке. Особенную благодарность получают ребята, которые формулировали выводы и определившие особенность стиля композитора А.Шнитке.