Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Создать условия для систематизации знаний учащихся о правописании гласных после шипящих, формировать умения правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Продолжить формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости.
  • Обогащать словарный запас учащихся. Развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки. Работать над развитием внимания, фонематического слуха, каллиграфически правильного почерка.
  • Воспитывать аккуратность, интерес учащихся к урокам русского языка. Прививать чувство ответственности за себя и своих ближних. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: компьютер, презентация PowerPoint, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык» Т.Г.Рамзаева, листочки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

Урок русского языка. Улыбнёмся друг другу и начнём урок. Садитесь.

ЗАПИШИТЕ: дату 25 октября. Классная работа.

2. Минутка чистописания

ж ш, ч, щ

  • Как одним словом назвать звуки, обозначенные этими буквами? (Шипящие.)
  • Чем они отличаются друг от друга? (Твёрдые и мягкие)
  • У этих звуков есть свои секреты, а какие вы мне расскажете сами позднее А пока эти буквы напишите у себя в тетради так же красиво, как написано здесь. (Появляются слоги)

А в чем же секрет этих звуков. Расскажите мне.

3. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы эти хитрые слоги правильно вставим в слова.

4. Проверка домашнего задания

Учитель. А давайте посмотрим, были ли они в домашнем задании. Открыли тетради, проверим. (упр. 85, стр.49 учебника).

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так льется,
Лужи у крыльца!

5. Работа по развитию речи

Учитель. О каком времени года идет речь в стихотворении А.Н.Плещеева?

Дети. В стихотворении говорится об осени.

6. Повторение и обобщение изученного материала

Учитель. Ребята! В этот погожий осенний денек к нам в класс прилетели несколько красивых осенних листков. А когда листья падают с деревьев ,как это явление называется?

Дети. Это явление называется листопад.

Учитель. Наши листочки не простые ,а волшебные , потому что у них на обратной стороне я заметила интересные задания. Выполнить эти задания мы попросим……

Учитель предлагает 4 учащимся выполнить у доски индивидуальные задания, текст которых записан на обратной стороне листа с изображением березы, осины, клена, рябины.

Все 4 листа прикреплены на доске.

На листе березы задание.

Выделенные слова изменить по смыслу так, чтобы в них появились сочетания «чк-чн».

Белка
Елка
Рука
Яблоко
Собака

Задание на листе осины.

Напиши слова во множественном числе.

Ухо, лыжа, малыш, нож, уж.

Задание на листе рябины.

Решить что? (задача).
Позвонить кому? (врач).
Поехать куда? (дача).
Зайти к кому? (товарища).
Пойти куда? (роща).

Задание на листе клена.

Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма ча-ща

Коровы – м________, птенцы – п__________, кузнечики -тр__________, дятлы – ст________.

В то время как ученики работают индивидуально у доски остальные выполняют задание в тетрадях. Задание напечатано на отдельном листе и прикреплено на доске.

Учитель. А вам, нужно записать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу так, чтобы конец и начало слов совпали.

1-й ряд: лу… – …знь све… – …сы сту… – …гун.
2-й ряд:
малы… – …ло , ро… – …вель , ку… – …й .
3-й ряд ер… – …пы , зада… – …сто, мол… – …лан .

Проверка учащимися выполнение индивидуальных заданий.

7. Физкультминутка

Учитель. А теперь представьте, что мы с вами отправляемся в осенний лес.

Мы листики осенние
На ветках мы сидели.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели

Покачивания. Руки в стороны. Присесть. Покачивание рук над головой

8. Работа над словарными словами “капуста”, “хороший”

Учитель. Ребята, осень радует нас не только своей красотой, но и урожаем овощей. Отгадайте, о каком овоще идет речь?

А) Загадка

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для нее готовим кадки,
И крупной соли полмешка! (Капуста)

Б) Толкование современного лексического значения: Что такое капуста?

Учитель. От какого слова произошло слово капуста, кто помнит? В первом классе мы знакомились со значением этого слова.

Это словарное слово, написание его надо запомнить. Прочитаем все вместе по слогам.

Куда падает ударение? (Ударение падает на второй слог на букву у.) Написание какой буквы запоминаем? (Безударной а)

Учитель. А если капусты и других овощей уродилось на огороде много, то как мы говорим про такой урожай?

Дети. Хороший, богатый, большой.

Учитель. А когда мы еще употребляем слово “хороший”?

Дети. Хороший ученик, хороший друг.

Учитель. Это слово тоже словарное. Его написание, что мы должны сделать? (Запомнить.) Прочитаем это слово.

А не увидели ли вы знакомую орфограмму в этом слове?

Запишите эти слова в тетрадь.

1-й ряд, придумайте и запишите предложение со словом капуста, а 2 и 3 – хороший.

Физкультминутка для рук

9. Закрепление знаний (продолжение)

Работа по учебнику.

Устная работа над упражнением 87 стр. 50. (прочитать задание ученику)

Какая орфограмма вам встретилась, в этой загадке. Подчеркнуть её не забыли?

10. Домашнее задание

Перевернули страницу назад нашли упр. 86. Вам нужно этот текст списать и подчеркнуть знакомые орфограммы. Открыли дневники и записали Домашнее задание на среду. С.49 №86

11. Итог урока

У каждого на парте листочек, расчерченный на клеточки. Я буду читать высказывание, если вы согласны с ним – ставьте «+». Если не согласны – «-». Работаем по строчкам.

1.Жи-ши – пиши с «и».
2. «чк» пишется с ь.
3. «и» согласный звук.
4. В слове «чайник» есть буква «я».
5. В слове «чудесный» после буквы «ч» пишется «у».
6. Звуки «ж», «ш» – мягкие твёрдые.
7. В слове «капуста» ударение падает на букву «а».

+ – + – + + –

Если у вас получились вот такие же знаки, то вы с проверкой справились отлично.

Учитель. Перечислите орфограммы, с которыми мы работали на уроке. Что особенно запомнилось, понравилось? Какие задания вызвали затруднения?

12. Рефлексия

Большое спасибо вам за урок. Мне было приятно с вами работать, вы мне очень помогли. Но мне хочется узнать ваше мнение по поводу работы на уроке.

Сегодня на уроке мне было трудно.
Сегодня на уроке….
Я думаю, что….

– Спасибо. Урок окончен.