Цель: Воспитание чувства красоты, любви к окружающему миру средствами музыки, поэзии и логоритмических упражнений.
Задачи:
- Активизировать речь детей через разные виды музыкальной деятельности.
- Развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память.
- Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.
Оборудование: Ширма, ковёр, осенние листочки, картинки – пазлы, ткань голубого цвета, плоскостные цветы, платки, сачок, открытки.
Ход занятия
В группе на полу лежит ковёр, стоит ширма.
Дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Давайте с ними поздороваемся!
В это время раздаётся плач из-за ширмы.
Воспитатель: Ой, кто это плачет? Кто здесь? Ребята, присаживайтесь на ковёр и посмотрим кто там плачет?
Из-за ширмы появляется гусеница.
Воспитатель: Ребята, кто это?
Дети: Гусеница.
Воспитатель: Правильно, гусеница. А вы знаете, что гусеница – это насекомое. А каких насекомых вы ещё знаете?
Дети перечисляют насекомых.
Воспитатель: Молодцы! Много насекомых назвали. Но что же случилось с гусеницей? Гусеница, что у тебя произошло? Почему ты плачешь?
Гусеница: Я сегодня проснулась, а моей мамы нет рядом, – мне стало так страшно и одиноко.
Воспитатель: Не расстраивайся, наши ребята очень добрые, они помогут тебе найти твою маму. Так ведь, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Только как же выглядит твоя мама?
Гусеница: У неё есть голова, брюшко, много лапок, усики и большие, красивые крылья. Она умеет летать и живёт на поляне среди цветов. Я загадку про неё знаю:
Шевелились у цветка все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, как зовут маму гусеницы? Кто же это?
Дети: Да! Это бабочка!
Гусеница: Да, правильно! Но чтобы попасть на поляну где летает моя мама, надо пройти по тропинке из листиков. Где-то я видела такую тропинку, давайте её поищем.
Дети находят тропинку, которая выводит из группы по лестнице в музыкальный зал.
Воспитатель: А чтоб было веселей, пригласим с собой гостей! Ребята, берите гостей за руку и в путь!
Дети и взрослые поднимаются в музыкальный зал, где расположена полянка – ковёр, на которой лежат разрезные картинки.
Гусеница: Ой, я здесь нарисовала насекомых, а ветер подул, мои картинки разлетелись. Ребята, помогите мне их собрать.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на полянку и давайте все вместе соберём картинки, которые нарисовала гусеница. Что же у нас получится, если всё собрать?
Дети собирают из разрезных частей картинку жука и божьей коровки.
Воспитатель: Дети, кто это? – показывает картинку с жуком.
Дети: Это жук!
Воспитатель: А как вы думаете, жук может быть мамой гусеницы?
Дети: Нет!
Воспитатель: А почему не может? Ведь у него есть голова, и брюшко, и крылья и много лапок.
Дети: У бабочки крылья большие, а у жука – маленькие. У бабочки крылья красивые, разноцветные, а у жука – прозрачные.
Воспитатель (показывает картинку с божьей коровкой): А может быть это мама гусеницы?
Дети: Нет!
Воспитатель: Вы всё правильно сказали, молодцы. А сейчас предлагаю вспомнить и рассказать стихи про жука и божью коровку.
Ребёнок:
Жук летел, жужжал, жужжал,
Жук бежал, жужжал, жужжал.
Жук на ветку сел, сказал:
– Ж-жу, как же я жужжать устал!
Воспитатель: А про божью коровку мы знаем потешку. Давайте расскажем её:
Божья коровка, лети на небо, принеси мне хлеба
Чёрного и белого, только не горелого.
Воспитатель: Ребята, пойдём искать дальше маму гусеницы.
Дети подходят к «ручью»
Воспитатель: Посмотрите, наш путь преградил ручей. Как же нам перебраться на тот берег? Кто нам поможет?
Раздаётся звук: «Ква-ква».
Воспитатель: Ребята, кто это?
Дети: Лягушка.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Она умеет квакать.
Воспитатель: А что ещё вы знаете про лягушку, какая она?
Дети отвечают.
Воспитатель: А где она живёт?
Дети: Она живёт в болоте и траве.
Воспитатель: А что ест лягушка?
Дети: Она ест комаров и мух.
Воспитатель: А что ещё умеет делать лягушка?
Дети: Она умеет прыгать и плавать.
Из-за кустов выпрыгивает лягушка: «Правильно, я умею прыгать. А вы умеете
прыгать?»
Звучит песенка «Лягушка» Е. Железновой:
Вот лягушка по дорожке, скачет вытянувши ножки:
– Ква-ква, ква-ква!
Вот из лужицы на кочку и за мушкою вприскочку:
– Ква-ква, ква-ква!
Лягушка: А теперь давайте все вместе перепрыгнем через ручей как я!
Дети перепрыгивают ручей.
Воспитатель: Лягушка, мы ищем маму гусеницы – бабочку, ты её не видела?
Лягушка: Я её видела вон на том лугу, где растут цветы. Удачи вам. А мне пора.
Дети подходят к поляне цветов.
Гусеница: Здесь нет моей мамы! (Плачет.)
Воспитатель: Дети, наша гусеница огорчилась, а давайте мы ей покажем пальчиковую гимнастику, которая так и называется «Гусеница»:
Маленькая гусеница по листу ползёт,
Листик как конфеточку целый день грызёт.
Наконец накушалась, кокон вдруг свила,
В коконе как куколка зиму проспала.
А зимой той куколке надоело спать –
Превратилась в бабочку, чтоб везде летать!
Воспитатель: дети, а вы хотите, как гусеница превратиться в бабочек?
Дети: Да!
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, эти платки – крылья и присядьте каждый на свой цветок.
Дети берут в руки шифоновый платок, под музыку плавно кружатся, по окончании музыки садятся на цветок. Воспитатель пытается поймать их сачком. Игру провести два раза, а на третий – в сачок попадается бабочка.
Воспитатель: Ребята, положите, пожалуйста, ваши платочки и подойдите ко мне. Посмотрите, кого я поймала?
Дети: Бабочка!
Гусеница: Да это же моя мама.
Воспитатель: Это бабочка. Посмотрите, у неё есть голова, усики, брюшко, много лапок и красивые крылья. Вы рады, что гусеница встретила свою маму?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю поделиться своей радостью с гостями и подарить им бабочек, которые вы сделали своими руками.
Дети дарят гостям открытки.