Мотив – (от лат. Movere – приводить в движение, толкать) – это внутренне, т.е. исходящее от субъекта побуждение (стермление, влечение, хотение, желание) к определенным действиям, ориентированным в конечном счете на удовлетворение потребности или на достижение желаемого состояния среды или собственной личности [4]Леонтьев А.Н.Мотив достижения – как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г.Мюгрреем и понимался, как устойчивое стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком – либо деле.
Темой обсуждения многих психологов была взаимообусловленность мотива, поступка и свойств личности. Проблемы в мотивационной сфере учения – это беда не только ученика, но и учителей. Перед педагогами и психологами образования стоит непростая задача – выяснить причины этого явления и постараться изменить ситуацию в лучшую сторону. Поэтому необходимо изучать все факторы, влияющие на развитие школьной мотивации.
Актуальность данной темы заключается в том, что поняв есть ли взаимосвязь между мотивационной сферой личности ученика и видами внутриличностного конфликта, мы можем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации учащихся, мы сможем адекватно воспринимать не только окружающих нас людей, но и всю ситуацию взаимодействия. Поняв взаимосвязь внутренних конфликтов и развития школьной мотивации учителю будет проще понять ученика.
Феномен мотивации представляет собой совокупность психических процессов, структур и функций, определяющих направление и интенсивность активности людей (и животных). К феномену мотивации относятся мотивы, разнообразные мотивационные факторы, прежде всего потребности, а также чувства, проявления воли и соответствующие качества личности. По мнению Л.И. Божович, мотивационная сфера – соотношение взаимодействующих мотивов и потребностей.[2]
Потребности являются одним из главных источников мотивов человеческой активности. Отдельно взятая потребность – это более или менее четкое осознание специфического дефицита в динамике информационного и вещественного обмена между личностью (организмом) и средой. Голод, жажда, незнание, чувство униженности, усталость, одиночество – примеры некоторых потребностей. Уже из приведенного перечня видно, что переживание потребности (неудовлетворенной) является негативной эмоцией. Синонимами "потребности" служат такие слова, как "нужда", "нехватка", "недостаток", "необходимость", иногда "интересы". Жизнь в значительной мере представляет собой процесс удовлетворения потребностей. Наличие потребностей такое же фундаментальное условие существования субъекта, как и обмен веществ.
В бихевиоризме, а также и в некоторых других школах психологии к мотивам относят условия внешней среды, если их восприятие (а также мысленное воспроизведение, припоминание) предопределяет действия человека. Такого рода факторы среды следовало бы назвать "мотиваторами".
Поведение в классическом бихевиоризме объяснялось на основании связи "стимул-реакция". Согласно данному направлению, в основе поведения лежат физиологические мотивы.
В дальнейшем необихевиористами выявлено, что организм действует иногда без отчетливой внешней стимуляции. Было сделано предположение о том, что деятельность вызывается внутренним состоянием организма. Так, в необихевиориэме появляются понятия побудительной силы, потребности, нужды.
К.Халл утверждал, что поскольку потребность предшествует действию организма и сопровождает его, то она имеет мотивирующий характер. Он выделял первичные и вторичные побуждения. Первичные побуждения врожденны – это голод, жажда, дыхание, дефекация, сон и др. Вторичные побуждения – соединение с другими, господствование, зависимость, подчинение – также врожденны.
Мотивы вырастают не только на базе неудовлетворенных потребностей. Многие мотивы формируются и вопреки потребностям. По мнению Олпорта, неверно считать, что все мотивы направлены к "редукции напряжения", как принято думать в инстинктивизме, психоанализе и в бихевиоризме. Конечно, основные побуждения – недостаток кислорода, голод, жажда – по-видимому, стремятся к "редукции напряжения". Однако эти побуждения не являются достоверной моделью для всех нормальных мотивов взрослого человека. Поведение, направленное лишь на уменьшение напряжения, – явно патологично. Оно не несет в себе ничего созидательного. Люди, которые руководствуются принципом "редукции напряжения", не могут принять страдание, отсрочку, расстройство как случайный инцидент в своих поисках ценностей. Нормальные люди по контрасту с этим действуют по "предпочтительным моделям" самоутверждения. Их психогенные интересы – скорее поддержание и направление напряжения, нежели избегание его.
Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г. Мюрреем и понимался, как устойчивое стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле. В исследованиях этого мотива Д. Мак-Клелландом и Х.Хекхаузеном были выявлены две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив достижения в данном случае показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей. Потребность в достижении характеризуется следующими понятиями: выполнять нечто трудное; управлять, манипулировать, организовывать — в отношении физических объектов, людей или идей; делать это по возможности быстро и самостоятельно; преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей; совершенствоваться; соперничать и опережать других; реализовывать таланты и тем повышать самоуважение, по Г. Мюррею.
Положительным воздействием со стороны общества будет являться формирование у учащегося чувства долга, которое обязывает его получать образование, стать полноценным гражданином полезным для страны , для своей семьи. Если такая установка становится устойчивой и сможет занять существенное место в направленности личности учащегося, то учение станет для такого ученика не просто привлекательным, но еще и даст силы для преодоления затруднений, для проявления терпения и усидчивости. [5]
У старшеклассников, по сравнению с подростками, интерес к учению повышается. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными. Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие социальные мотивы, как стремление стать полноценным членом общества, приносить пользу людям, Родине, убежденность в практической значимости науки для общества. Сохраняют свою силу и мотивы, лежащие в самой деятельности, интерес к содержанию и процессу учения. Наряду с интересом к фактам, что характерно и для подросткового возраста, у старшего школьника проявляется интерес к теоретическим проблемам, методам научного исследования, самостоятельной поисковой деятельности по решению сложных, в том числе в настоящее время и коммерческих, задач. Такая познавательная мотивация может распространяться на все предметы, на цикл каких-либо предметов или на отдельный предмет. Избирательность познавательных интересов старшеклассников очень часто связана с жизненными планами, профессиональными намерениями, которые, в свою очередь, способствуют формированию учебных интересов, изменяют отношение к учебной деятельности.
Старшеклассники лучше осознают свое отношение к учению, причины, побуждающие их учиться. В связи с высоким уровнем самокритичности они, анализируя условия, мешающие учиться, указывают на проявление у них таких отрицательных черт характера, как безволие, неусидчивость, неумение организовать свое время и самоконтроль, настроение. Отношение к школе в целом характеризуется большей сознательностью и одновременным “вырастанием” из школы. Учеба, приобретение знаний становятся прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Но это не всегда так и далеко не у всех.
Рост познавательных возможностей, умственных сил школьников закономерно сопровождается расширением их интереса к знаниям, огромной любознательностью.
Но к сожалению, у старшеклассника исчезают те качества, которые являются неоспоримым достоинством младшего школьника: пластичность, податливость, естественная направленность на усвоение знаний, оценок, норм, диктуемых взрослыми (в первую очередь, родителями и учителями).
Старший школьник (период ранней юности) стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед ним возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего.
Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Наибольший интерес проявляют к тем предметам, которые будут важны в выбранной профессии. Значимым становится фактор успеваемости по этим предметам (если старшеклассники решили продолжить образование после школы).
Социальные притязания школьника и выбор специальности зависят от объективных условий (социального положения, материального благосостояния семьи, уровня образования родителей, социальной престижности и т.п.). Большую роль играет профориентационная работа в школе [3]
Таким образом, мотивационные особенности личности старшего школьника характеризуется возрастанием интереса к самопознанию, не только в настоящем, но и будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей. У старшеклассников, по сравнению с подростками интерес к учению увеличивается. Ведущее место занимают мотивы связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни.
В своей работе я попыталась установить существует ли взаимосвязь между развитием особенностями мотивации и видом внутриличностных конфликтов учащихся старших классов. Опыт, накопленный Российскими и зарубежными психологами, педагогами, мыслителями и методистами, позволяет проникнуть в суть проблемы.
Для этого были проанализированы труды знаменитых психологов, педагогов и философов по проблеме развития личности старшеклассников, проанализировали труды русских и зарубежных психологов по проблеме мотивации и внутриличностных конфликтов. Также было проведено эмпирическое исследование с учениками 9,10,11 классов, которое включало в себя:
– Методики:
Модификация теста-опросника А.Мехрабиана для измерения мотивации достижения, предложенная М.Ш.Магомед-Эминовым.
Методика Е.Б. Фанталовой сопоставление и анализ данных по системе “Диагностика внутреннего конфликта”.[1]
Для выявления взаимосвязи мотивации и внутриличностного конфликта нами был использован коэффициент корреляции r-Спирмена и непараметрический критерий U-Манна-Уитни.
Полученные сведения были проанализированы.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что существует взаимосвязь мотивационной сферы и внутренних конфликтов в старшем школьном возрасте, так как выяснилось, что у девушек внутренний конфликт в сфере "Здоровье" встречается чаще, чем у юношей. Девушек больше беспокоит сфера "Здоровье", т. к. они больше беспокоятся о своей будущей семье и вопросами продолжения рода. Внутренний вакуум для девушек более значим в таких сферах как "Любовь", " Интересная работа" здесь мы наблюдаем снижение мотивации, эта сфера для девушек, считается более доступной, но менее значимой, чем для юношей.
Для девушек с мотивацией достижения характерно большая значимость в таких сферах как "Любовь" , " Свобода, как независимость в действиях и поступках" чем для юношей. Эти сферы в силу возраста значимы и для девушек и для юношей, но так как девушки более эмоциональны, поэтому и проблемы во взаимоотношениях они переживают сложнее. Внутренний вакуум в сфере" Любовь", "Уверенность в себе" для девушек с мотивацией достижения успеха выше,чем у юношей. Эти сферы, считаются более доступными для девушек с мотивацией достижение успеха, но менее значимыми. Внутренний конфликт в " Материально обеспеченная жизнь", " "Счастливая семейная жизнь" для девушек с мотивацией избегание неудач более значим, чем для юношей. Внутренний конфликт в сфере "Свобода, как независимость в действиях и поступках" более значима для юношей в силу того, что мужской пол более независим, а возраст и зависимость от родителей и создают низкую доступность этой сферы. Внутренний вакуум в сфере "Свобода, как независимость в действиях и поступках " более значим, также для юношей с мотивацией избегание неудач, а внутренний вакуум сферы "Счастливая семейная жизнь" более значима для девушек с мотивацией избегание неудач. В этих случаях доступность сфер высокая, а значимость низкая.
Чем больше выражен у девушек внутренний конфликт в сфере “Свобода, как независимость в действиях и поступках”, тем выше мотивация достижения. Если для человека характерна мотивация достижения – это свидетельствует тому, что человек стремиться преодолевать трудности, добиваться результатов, а так как сфера “Свобода, как независимость в действиях и поступках” является значимой для старшеклассников, можно предположить, что и здесь человек стремиться достичь более высоких результатов, но в силу возраста давление родителей имеет свою значимость, а так как женский пол является более эмоциональными полом, чем мужской переживания по несовпадению значимости и доступности у них выше. Чем больше выражена значимость внутриличностного конфликта в сфере “Любовь”, “Свобода, как независимость в действиях и поступках” у юношей, тем ниже мотивация достижения Психологической интерпретацией этого может быть, то что для людей с мотивацией избегание неудач характерно стремление сделать свою жизнь более спокойной и в тоже время, мы знаем, что для старшеклассников такие сферы как “Свобода, как независимость в действиях и поступках”, “любовь” являются значимыми, поэтому избегать неудачи в них сложнее чем в других сферах, а мы знаем, что юноши более независимы в действиях и поступках, чем девушки.
Анализируя выше указанное можно предположить, что существует взаимосвязь мотивационной сферы и внутриличностным конфликтом учащихся старшей школы. Данные предположение нами было исследовано в ходе анализа с использованием корреляционного анализа Спирмена и непараметрического критерия Манна-Уитни.
Вывод – гипотеза о том, что существует взаимосвязь между развитием мотивации и внутриличностным конфликтом – верна.
Педагогически безграмотное обучение может прочно отбить у ребенка желание заниматься любыми делами. К каждому ребенку необходимо найти индивидуальный подход, нужно знать закономерности, взаимосвязи процессов, которые влияют на психологический настрой ребенка на деятельность.
Проведенное исследование показало, что в настоящее время проблема формирования мотивации достижения у старших школьников приобретает все более острый характер.
В ходе исследования удалось увидеть особенности класса и каждого ребенка.
Перспективы исследования могут состоять в дальнейшем выявлении условий, изменяющих мотивационную сферу, обеспечивающих сохранение вновь возникших интересов в течение длительного времени, превращение их в предельно устойчивые личные характеристики. Дальнейшее изучение учебной мотивации у старших школьников особенно актуально в условиях реализации школьной реформы.
Библиография.
- Анцупов А.Я. , Шипилов А.И. Конфликтология. – М. : Просвещение, 1999. – 551 с..
- Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Международная пед. Академия, 1972. – 207 с.
- Захаров Н.Н. Профориентация школьников. – М.:Просвещение. 1988.– 259 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Политиздат. 1971.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.Т1, – М.: Смысл. 1986. – 859 с.