Этот рассказ занимает центральное место в системе уроков литературного чтения во 2 классе по теме нравственного воспитания, так как он поднимает вопросы ответственности, свободы выбора, совести.
Тип урока: урок – ролевая игра. Интегративная связь с уроками музыки, риторики.
Цель урока: формирование чувств, опираясь на внутреннее состояние человека.
Задачи урока.
Предметные:
- активное участие в ролевой игре;
- развитие умения вычленять в тексте необходимые фрагменты для ответа на вопрос;
- развитие монологической речи;
- обогащение словаря, определяющего нравственную характеристику человека;
- развитие умения определять состояние персонажа, рассказывать о его действиях, выражать к ним свое отношение.
Метапредметные:
- развитие умения доказывать свою точку зрения;
- развитие коммуникативных навыков общения;
- развитие умения соотносить звуковые и зрительные впечатления.
Личностные:
- Формирование основ нравственного самосознания личности (нравственный самоконтроль, выполнение моральных норм и нравственная оценка своих и чужих поступков).
Структура урока. Время – 45 мин.
1. Организационный момент (2 мин.).
2. Мотивационный этап (6 мин.):
– постановка целей и задач урока;
– шифровка;
– слово учителя о Л.Н.Толстом.
3. Первичный синтез (10 мин):
– слушание и осмысление;
– оценивание выступлений учащихся;
– ответы на вопросы.
4. Тихая пауза (2 мин).
5. Анализ поступков героев рассказа (15 мин);
– творческая работа в группах (5 мин):
– защита читательского мнения (10 мин).
6. Музыкальная пауза (2 мин.).
7. Словарная работа (2 мин.).
8. Подведение итогов.
9. Оценивание учащихся. Рефлексия (6 мин)
Оборудование урока:
Технические средства: мультимедийный экран, магнитная доска, презентация к уроку (с музыкальными файлами – запись песни Ю. Этина “Дорога добра” и музыкальной композицией Ave Marija)
Дидактические средства: модель человека (фигурка), модель “дороги в будущее”, слова для работы на магнитной доске, карточки с творческими заданиями, шифровка, памятки оценивания № 1 и № 2, учебники литературного чтения.
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд 1.
– Вы все сегодня участники ролевой игры: чтецы, которые готовились к
чтению заранее, “критики”. Нам потребуются и другие лица. Как вы думаете, тяжело
ли войти в роль героев рассказа.
– Какова роль судьи?
– Кто такой адвокат?
– Какая общая цель нашего урока?
– Зачем нужен этот урок каждому из вас?
Предположительные ответы детей:
– Судья будет судить главного героя рассказа.
– Адвокат – это защитник.
– Чтецы прочитают выразительно рассказ.
– “Критики” оценят выступления товарищей.
– Мы будем обсуждать героев рассказа.
– Нам нужно понять, чему учит рассказ.
– Нужно не бояться говорить вслух свое мнение.
– Я думаю, что урок будет интересным.
2. Мотивация.
– О том, что Земля – наш общий дом, что надо беречь все живое, говорили на уроках риторики и рисования. Каким нужно быть человеком, чтобы сохранить красоту природы, поговорим сегодня.
– Перед вами портрет писателя Л.Н. Толстого. (Слайд 2.) Он жил в 60-е годы 19 века, больше 100 лет назад. Открыл школу для крестьянских детей и писал для них поучительные рассказы. Вы недавно познакомились с его рассказом “Косточка”. Сегодня знакомимся с другим рассказом этого автора. Расшифруйте его название.
Шифровка лежит на парте у каждого ученика.
П h R I т u s n и u g f ч v w r к l j а (Нужно догадаться зачеркнуть иностранные буквы.)
– Молодцы, это рассказ “Птичка”. (Слайд 3.)
3. Слушание и осмысление.
Рассказ читается у доски (3 человека, чтецы готовились заранее).
– Спасибо, ваше чтение оценят наши “критики” (двое детей в роли “критиков”
заранее готовят журнал оценивания).
– Как оценили чтецов критики? Какие оценки поставили за чтение?
Памятка критика. (Слайд 4.)
Обращение ко всем:
– Почему рассказ называется “Птичка”? Ведь в рассказе главные герои –
люди?
– Птичка – это тоже живое существо. Она главный герой
рассказа.
– Поделитесь вашими первыми впечатлениями. Что вас особенно взволновало?
– Меня взволновал отрывок…(зачитывает). Я особенно переживал, когда…
Катя:
– Сережа был слишком беззаботным, легкомысленным. Он думал, что чиж – это игрушка, поиграл, надоела, можно бросить. А чиж – это живое существо.
Миша:
– Сережа забыл про чижа, а ведь за ним надо ухаживать. Он был не готов к такому ответственному поручению, он был еще маленький и глупый.
Вова:
– А мы считаем, что чижа нельзя было вообще ловить, он привык жить на воле, пел песенки, может, у него было свое родное гнездо где-то. Поэтому-то чиж так рвался из клетки.
– С кем согласен писатель: с дядей Сережи, подарившим сетку, или с мамой, которая сказала: “Не хороша игрушка”?
Дети при ответе пользуются словами со (Слайда 5.)
– Я думаю… Я считаю… Мне кажется…
– Мы думаем, что мама права, так как игрушка действительно не хороша.
– Почему погиб чижик? Обсудите этот вопрос в паре. Готовность к ответу
покажите “домиком” (дети поднимают руки вместе, образуя ворота).
– Мы думаем… Мы решили …Мы считаем…
(Отвечая, дети пользуются словами-помощниками на Слайде 5.)
упрямый безответственный маленький беспомощный беспечный легкомысленный глупый
“Критики” высказывают свое мнение, отмечают лучшую пару, индивидуальные ответы детей.
4. Тихая пауза. Музыкальная композиция № 1.
– Мы сейчас закроем глаза и подумаем, что же почувствовал мальчик, когда увидел утром погибшую птичку.
На (Слайде 6.) появляются слова-помощники: страх, боль, печаль, радость, горе, раскаяние, угрызения совести.
Дети выбирают нужные слова для ответа. Остальные соглашаются с выбором или не соглашаются.
5. Анализ поступков героев рассказа.
– Теперь представьте себя на месте героев рассказа. Придумайте продолжение. Начало звучит так: “ Если бы я был...”
Каждой группе дается карточка, вырезанная в виде птички, с началом рассказа:
1-я группа “ Если бы я был дядей Сережи, то я бы …”
2-я группа “ Если бы я была мамой Сережи, то …”
3-я группа “ Если бы я был Сережей, то …”
4-я группа “ Если бы я был адвокатом (защитником) на суде, то я бы защитил…”
5-я группа “ Если бы я был судьей, то я осудил бы …” (костюм судьи, папка готовятся заранее)
6-я группа “Если бы я был чижом и мог говорить, то я бы сказал…”
Работа в группах по 4 человека. Защита читательского мнения. От каждой группы выступает ученик и защищает мнение своей группы, представляя себя в роли Сережи, чижа, мамы, дяди, судьи и адвоката.
Артем:
– Если бы я был судья, то осудил бы дядю Сережи за плохой подарок: нельзя дарить детям сетки для птиц!
Маша:
– Я осуждаю маму Сережи за то, что она не смогла убедить сына выпустить чижа.
Настя:
– Я осуждаю Сережу за то, что он поймал птицу, лишил ее свободы. Потом плохо ухаживал за ней.
Кирилл:
В роли судьи.
– Все эти люди виновны в гибели птички. Сережа виноват больше всех. Его ждет наказание – муки совести. А совесть может грызть хуже зверя, она беспощадна. Он больше никогда не будет ловить птиц. Будем надеяться, что он исправится.
Андрей:
В роли адвоката.
– Если бы я был адвокат, я бы защитил дядю. Он считаю, что он не виноват в гибели чижа. Может, он хотел, чтобы Сережа полюбил птичку, научился ухаживать за ней, поить, кормить, чистить клетку. Ведь многие люди держат у себя птиц и других домашних питомцев.
Дима:
В роли чижа.
– Я жил в лесу и любил солнышко, прыгал с ветки на ветку, пел песенки. Однажды мы с другими птичками полетели к дому человека поклевать зернышки. Я хотел поклевать зернышек, но тут сверху на меня упала какая-то сетка. Я попался в ловушку! Прошу вас, выпустите меня! Я хочу на волю!
Анна:
Роль мамы.
– Если бы я была мамой Сережи, я бы уговорила Сережу выпустить чижа на волю из клетки. Сережа очень упрямый, но нужно, чтобы он сам понял и исправил свои ошибки. Ведь ему жить дальше!
Коля:
В роли Сережи.
– Я очень виноват, простите меня. Я не хотел смерти этой птичке. Я просто
хотел держать ее у себя, ухаживать за ней. У нее так билось сердце! А потом она
умерла из-за меня. Я больше никогда не буду ловить птиц!
– Спасибо за то, что вы были активны и искренни, высказывая свое читательское
мнение. Вы уже знаете, что существует для каждого человека суд совести. Кто
согласен с судьей? Кто согласен с адвокатом? Почему?
– Я согласен с судьей, так как считаю…
– Я согласен с адвокатом, т. к…
– Можно, я тоже выскажу свое читательское мнение?
Я думаю, ребята, что Л.Н. Толстой обращается к нам рассказом “Птичка” через века, чтобы мы с детства шли дорогой добра, бережно относились ко всем живым существам.
6. Музыкальная композиция № 2. (Слайд 7.)
– Прочитайте вопрос про себя. Послушаем песню “ Дорога добра”. Вслушаемся в слова этой песни, они и должны стать ответом на вопрос.
После прослушивания дети высказываются.
7. Словарная работа.
На дополнительной доске появляется модель человека и модель дороги в будущее.
– Какие хорошие качества мы будем воспитывать в себе и возьмем их с собой в будущее?
Дети выбирают слова на карточках и располагают их на модели дороги магнитами, остальные карточки снимают с доски.
Честность сердечность зависть
Доброта забота беспечность
Злоба дружелюбие справедливость
Жестокость лживость ответственность
8. Подведение итогов.
– Подведем итоги урока. (Слайд 8.)
9. Оценивание.
– Слово предоставляется “критикам” для оценивания по памятке.
На альбомном листе “критики” выставляют оценки, выступивших по ролям, выбирают самый интересный ответ урока.
– Давайте оценим и “критиков”. Справились ли они со своей работой?
Вывод. Ответили ли мы на главные вопросы урока? (Слайд 9.)
– Понравился ли вам урок? Что бы вы хотели изменить в этом уроке или
предложить что-то новое?
– Нам понравился урок, потому что он заставил нас думать.
– Этот рассказ заставляет меня задуматься о том, что человек может погубить
маленькую жизнь. А он должен беречь все живое.
– Л.Н.Толстой учит нести ответственность за свои поступки, учит тому, какой
должна быть семья, как правильно воспитать маленького человека.
Что отвечали дети на уроке, после обсуждения в группах.