Вступление:
Классика… как воспринять ее богатство, проникнуть в духовный мир героев, чтобы суметь понять всю сложность исканий А.Болконского и П.Безухова, полюбить Наташу Ростову и Марью Болконскую.
Вновь и вновь листаем мы страницы романа “Война и мир”, читаем и перечитываем сцены, надолго оставшиеся в памяти, вызвавшие к жизни немало поэтических строк. Среди них такие:
Ходит темной аллеей Болконский,
Задумчивый, бледный,
У Наташи Ростовой распахнуто в полночь окно.
И никто не тревожит колокольчик
На деревне бедных,
Словно граф – правдолюб
Из усадьбы уехал давно.
Мы продолжаем сегодня говорить о персонажах романа, чьи судьбы “только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей: и прошлых, и будущих, и ныне живущих”.
Итак, мы начинаем. Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады пригласить вас совершить путешествие в 19 век, вместе с нами окунуться в мир героев романа Л.Н.Толстого “Война и мир”.
I часть.
Оформление: столик, свечи, музыка, Анна Павловна встречает гостей, на столе сервиз, дамы пьют чай.
Сцена № 1 “В доме А.П.Шерер”
А.П.Шерер:
Моя гостиная понемногу наполняется. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрасту и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все живут. (Обращается к дамам.) Милые дамы, обратите внимание, вот приехала дочь князя Василия, красавица Элен.
1-я дама:
Приехала и молодая маленькая княгиня Болконская, прошлой зимой она вышла замуж и теперь редко выезжает в свет по причине своей беременности. Не правда ли, весело смотреть на эту хорошенькую будущую мать.
2-я дама:
Ах, ах, посмотрите на этого молодого человека со стриженой головой. А эти нелепые очки! Однако одет – то он по моде.: светлые панталоны, коричневый фрак, высокое жабо. Представьте себе, это незаконнорожденный сын графа Безухова. И не подумаешь, что он впервые в обществе.
3-я дама:
А вот появился и князь Болконский, весьма красивый молодой человек. У меня такое ощущение, что мы все не только знакомы ему, но уже и надоели так, что и смотреть на нас и слушать наши беседы ему очень скучно. Смотрите, смотрите, он скорчил гримасу. Она портит его красивое лицо.
(В исполнении учащихся звучит романс “Гори, гори, моя звезда”, Танцуем мазурку.)
Сцена № 2 “Диалог А.Болконского и П. Безухова”.
А.Болконский:
Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ясно ее, а то ты ошибешься, жестоко и непоправимо.
П. Безухов:
Мне смешно, что вы себя считаете неспособным, свою жизнь – испорченною жизнью. У вас все, все впереди. Я считаю, что вы в высшей степени соединяете в себе те качества, которых нет у меня. Я всегда удивляюсь вашей способности спокойного обращения со всякого рода людьми, вы всегда так энергичны.
А. Болконский:
Ты спросишь: “Почему? Я отвечу. Хочу идти к своей цели, хочу быть свободным и достичь ее. Но я связал себя с женщиной, потерял свободу. Гостиные, сплетни, балы – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. И это глупое общество… Я отправляюсь на войну, на величайшую войну…”
П. Безухов:
Да, у каждого своя дорога. Но я хочу счастья. Недавно говорил с Элен, довольна ли она вечером. А она, кА и всегда с простотой отвечала, что нынешние именины были для нее одними из самых приятных. Я, кажется, поцеловал ее. Теперь уже поздно, да, я люблю ее.
(В исполнении учащихся звучит романс “Я встретил вас…”)
Ведущий:
Слова А.Болконского об уходе на войну не были бравадой. И мы переносимся в дом Болконских в имение Лысые горы, где происходит прощание Андрея с отцом и сестрой.
Сцена № 3 “А.Болконский, Марья Болконская, отец”
Отец:
А, воин! Бонапарта завоевать хочешь, примись хоть ты за него хорошенько! Здорово, сынок!
А. Болконский:
Дайте опомниться, батюшка!
М. Болконская:
Мне сказали, что ты велел закладывать. Бог знает, на сколько времени расстаемся. Ты очень переменился, Андрюша. У меня к тебе есть большая просьба.
А. Болконский:
Что, мой друг?
М. Болконская:
Это не будет стоить тебе никакого труда. (Достает образок из сумочки.) Его еще наш дедушка носил во всех войнах. Я тебя благословляю образом, и ты обещай мне, что никогда не будешь снимать. Обещаешь?
А. Болконский:
Очень рад, право, очень рад, мой друг.
М.Болконская:
Он спасет и помилует тебя, в нем одном истина и успокоение. Пожалуйста, Андрэ, для меня. (Одевает ему на шею образок.)
Сцена № 4 “Отец и сын Болконские”.
Отец:
Едешь? Спасибо за то, что за бабью юбку не держишься! О жене не заботься: что возможно, то будет сделано.
А. Болконский:
Все исполню, батюшка! Пришел проститься.
Отец:
Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнают, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно.
А. Болконский:
Этого вы могли бы мне не говорить, батюшка. Прощайте!
(В исполнении учащихся звучит романс “Мой костер в тумане светит”.)
Часть II.
Ведущий:
Дамы и господа, уважаемые гости, я приглашаю вас в имение Ростовых, где на балу мы вновь встретимся с уже знакомыми нам героями. А сейчас, господа, неповторимая мелодия вальса.
(Танцуем вальс.)
Мы рады видеть вас в доме Ростовых. Просим извинить за задержку вечера. Государь несколько задерживается, а без него, как вы знаете, бал не начинается. Напоминаю, что приветствуют государя мужчины кивком головы, а дамы – реверансом.
Вдруг все зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась. И между расступившихся рядов вошел государь с семьей.
(Вальс царской семьи.)
Ведущий:
Глухая полночь. Строем длинным осеребренные луной стоят кареты на Тверской пред домом пышным и старинным.
Сцена № 5 “Беседует группа дам”.
1-я дама:
Обратите внимание, графиня, это голландский посланник, видите седой. А вот она, царица Петербурга, графиня Безухова. Говорят, принц без ума от нее. Как хороша! Хороша, умна. Смотрите, как за нею увиваются и старые, и молодые.
2-я дама:
А это миллионерка – невеста. Вот и жених. Это брат Безуховой – Анатоль Курагин. Как хорош, говорят, женят его на этой богатой.
А это сам французский посол. Все-таки милы, очень милы эти французы. Нет милее для общества.
3-я дама:
А ваш-то кузен, Друбецкой Борис, тоже очень увивается. Говорят, миллионы.
Посмотрите, толстый, в очках, фармазон всемирный, Безухов. С женой-то его рядом поставьте: то-то шут гороховый.
4-я дама:
Вот еще знакомый, Болконский. По нем теперь все с ума сходят. Терпеть не могу, а гордость такая,
Что границ нет. По папеньке пошел! Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся.
Ведущий:
Сегодня дамы молодые
Не чувствуют себя самих.
Драгими камнями у них
Горят уборы головные;
По их плечам полунагим
Златые локоны летают;
Одежды легкие, как дым,
Их легкий стан обозначают.
(В исполнении учащихся звучит романс “Утро туманное”.)
Ведущий:
Мазурка, господа! Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком.
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
(Танцуем Мазурку.)
Ведущий:
Вы заметили, вот стоит робкая Наташа Ростова.
Сцена № 6 “Встреча Наташи и Андрея”.
Наташа:
Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: “А, это не она, так и нечего смотреть!” Нет, этого не может быть! Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую, как им весело будет танцевать со мною.
Пьер:
Вы всегда танцуете! Тут есть моя протеже, Ростова молодая, пригласите ее.
А. Болконский:
Где? Да, на балу надо танцевать. (Идет к Наташе и ее матери.)
Мать:
Позвольте вас познакомить с моей дочерью!
А. Болконский:
Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня. Я прошу у вас тур вальса.
(Танцуем вальс.)
Наташа:
Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала, но вы же видите, как меня выбирают. И я этому рада, и я счастлива, я всех люблю, и мы с вами все это понимаем. (Уходит.)
А.Болконский:
Ежели после танца она подойдет к кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой. Но верно сейчас только то, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж. Это здесь редкость.
Ведущий:
По просьбе князя Андрея Наташа стала петь. Пели и другие гости.
(В исполнении учащихся звучит романс “Белой акации гроздья душистые”.)
Сцена № 7 “Наташа и Николай Ростов”.
Наташа:
Кто это играет, дядюшка? Это прелесть, что такое! Прелесть, прелесть, дядюшка.
(Идет “ русская пляска” Наташи.)
Николай Ростов:
Где, как вобрала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы? Но дух и приемы эти были те самые, неподрожаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил меня и всех присутствующих, страх, что она не то делает, прошел, и мы уже любовались ею.
Да, она очень мила! Что-то в ней есть свежее, особенное, не петербуржское, отличающее ее.
(В исполнении учащихся звучит романс “Нет, не любил он”.)
Ведущий:
Вы помните, господа, слова князя Андрея о том, что на балу нужно танцевать, иначе на следующий не пригласят. Итак, бал продолжается. А бал-это встречи и знакомства. Здесь, если хорошо присмотритесь, вы увидите не только Наташу Ростову, здесь и Кити, сестра Вронского, и анна Каренина, и Катюша Маслова. Здесь и Алексей Вронский и Анатоль Курагин, Николай Ростов и Долохов. И все они кружатся в танце.
(Танцуем мазурку.)
Заключение.
Сцена № 8 “Наташа и Андрей”.
Наташа:
Ярким огоньком вспыхнуло наше чувство, но затерялось в большом пламени войны. Его чистота и прелесть вдохновили многих художников и поэтов. Поэтому мы– вечны!
Андрей:
Пусть пройдут еще многие годы, мы останемся с вами. В сердцах ваших найдут место имена Наташи и Андрея. Ведь мы не существовали, а жили. Поэтому мы– вечны. Мы счастливы, что своим примером до сих пор вдохновляем вас бороться за счастье и любовь.
(Танцуем вальс.)
Ведущий:
Вот и все. Окончен бал, гаснут свечи. Мы прощаемся с героями Л.Н.Толстого, которые помогли показать на этом балу вашу молодость, красоту, неповторимость. Будьте же всегда прекрасны, веселы и счастливы. И чтобы именно о вас кто-нибудь написал:
Ее глаза, как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза, как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Когда потемки наступают,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.