Мониторинг

Разделы: Общепедагогические технологии


В настоящее время формирование организационной структуры управления дошкольным образовательным учреждением, как и повышение качества образования и управления ДОУ, является важной задачей, стоящей перед каждым руководителем дошкольного учреждения.

Качество образования в дошкольном учреждении можно рассматривать как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОУ на основе требований и стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).

Одна из систем качества в дошкольном учреждении – мониторинг качества образования.

Система получения точных данных о состоянии деятельности ДОУ и принятия обоснованных решений может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие. А также обеспечивает необходимую информационную основу для принятия управленческих решений, направленных на достижение заданных целей, предупреждение критических ситуаций.

Постоянно систематизированная информация о результатах педагогического процесса позволяет:

  • создать банк информации;
  •  подвести итоги;
  •  наметить перспективу;
  •  определить направление в деятельности педагогов.

Основные идеи педагогического мониторинга:

  • выявление особенностей развития детей для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
  • выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
  • выявление изменений в развитии детей для определения эффективности педагогической деятельности.

При составлении мониторинга следует опираться на:
– ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ МО РФ от 23.11.2009 г. № 655 “Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования”);
– Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ “О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования” (письмо от 21.10.2010 № 03-248).
– реализуемую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Цель мониторинга – выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ федеральным государственным требованиям дошкольного образования.

С целью эффективной оценки качества образовательных услуг в сфере дошкольного образования широко используются такие способы оценивания как мониторинг и диагностика.

Традиционные методы сбора информации об объекте (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ) характерны для мониторинга и диагностики. Необходимо отметить, что диагностика и мониторинг дополняют друг друга. Например, мониторинг может включать диагностику как метод сбора информации. Только сочетание, взаимосвязь и взаимодополнение этих способов позволят получить разносторонние сведения о качестве образовательной деятельности ДОУ, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса.

Виды мониторинга

  • Информационный мониторинг – предполагает накопление и распространение информации.
  • Базовый мониторинг – выявляет проблемы, позволяет собрать информацию для проведения последующих исследований.
  • Управленческий мониторинг – отслеживает и оценивает эффективность принятых управленческих решений.
  • Комплексный мониторинг – ориентирован на всестороннее глубокое исследование.

Объектами мониторинга могут быть:

  • Качество образовательного процесса
  • Качество ресурсообеспечения
  • Качество управления
  • Качество результатов работы образовательной системы ДОУ.

Необходимо постоянное изучение и оценка развития каждого воспитанника ДОУ на основе информации от всех специалистов: воспитателя, психолога, музыкального руководителя, логопеда, инструктора по физическому воспитанию и др. Данная информация заносится в индивидуальную карту развития ребенка, анализируется педагогами, и на ее основе оценивается развитие, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные коррекционные действия.

К методам мониторинга качества образования в ДОУ относятся:

  • изучение продуктов детской деятельности;
  • игровые тестовые задания;
  • проведение контрольно-оценочных занятий;
  • собеседование с педагогами, родителями и детьми;
  • анкетирование;
  • анализ документации и хронометраж режима дня и др.

К методам мониторинга изучения образовательного процесса относятся:

– в естественных условиях: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов, продуктов деятельности, опыта работы педагогов;
– в специально измененных условиях: эксперимент и опытная проверка выводов исследования;
– качественный анализ и количественная обработка результатов;
– индивидуальная и групповая экспертная оценка.

Используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки в периодической печати, Интернет ресурсы и свой практический опыт, мы создали систему мониторинга в дошкольном образовательном учреждении.

Это способствовало:

  • более успешной работе ДОУ, чье функционирование и развитие зависит от обмена информацией и от способности людей совместно решать проблемы;
  • быстрой адаптации системы ДОУ к изменениям во внешней среде и повышению качества образовательных услуг;
  • повышению эффективности управления на основе умения руководителя ДОУ работать не с отдельными личностями, а с группой подчиненных;
  • профессиональному росту каждого члена коллектива ДОУ.

В соответствии с целью и задачами ДОУ определили направления мониторинга и методы, которые будем использовать в работе.

Выделили несколько объектов мониторинга – дети, педагоги, родители, управленческая деятельность, материально-техническое и финансовое состояние.

По каждому из перечисленных блоков составили технологические карты для сбора, анализа информации и принятия управленческого решения. В каждом определено содержание информации, кто, когда ее собирает и где она используется.

Мониторинг воспитательно-образовательной работы.

Мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах воспитательно-образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования в ДОУ.

Ежегодно проводимый мониторинг качества образования промежуточный (в конце календарного года) или итоговый (в конце учебного года) анализ деятельности учреждения позволяют четко выявить проблемы и проследить перспективу развития.

Направлениями мониторинга могут быть:

  • реализация основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ;
  • условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ;
  • результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ;
  • уровень физического и психического развития воспитанников;
  • состояние здоровья воспитанников;
  • адаптация вновь прибывших детей к условиям ДОУ;
  • готовность детей к школе;
  • эмоциональное благополучие воспитанников в ДОУ;
  • предметно-развивающая среда ДОУ.

Основные методы диагностики в ДОУ – наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов деятельности.

Принятая нами система диагностики позволяет обеспечить индивидуальную траекторию комплексного развития каждого ребенка, помогает подготовить его к школе.

Сотрудничая с СОШ № 3, мы убеждаемся, что находимся на верном пути: система диагностики, принятая у нас, удовлетворяет требованиям практикующих учителей, дает им полную картину о детях и с успехом заменяет карты индивидуального развития; она была предметом обсуждения на педагогическом совете начального звена школы, где получила положительные отзывы.

Наше видение модели выпускника также совпадает с желаемым образом первоклассника, тем самым мы обеспечиваем преемственность и непрерывность образовательного процесса.

Результат критериальной оценки и мониторинга оформляется графически и в сводных таблицах.

Цели и задачи мониторинга здоровья и физического развития дошкольника:

  • выработать модель оздоровительной работы ДОУ;
  • разработать модель эффективности данной деятельности, ориентированный на имеющиеся силы и средства учреждения;
  • выявить структуру отклонений физического состояния и здоровья детей каждой возрастной группы;
  • на основе полученного результата составить паспорт здоровья и механизмы реализации оздоровительных и реабилитационных мероприятий по каждой возрастной группе.

В дошкольном учреждении постоянно отслеживается и анализируется результативность врачебного контроля состояния здоровья детей, проводится сравнительный анализ, выявляются позитивные и негативные тенденции, что позволяет оптимизировать работу по сохранению и укреплению здоровья детей.

Мониторинг работы с кадрами.

Повышение качества образования не возможно без повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников. В этой связи, особую роль приобретает решение проблемы организации педагогического мониторинга как эффективного метода повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников системы дошкольного образования.

Итоговая оценка педагогического мониторинга осуществляется путем анализа полученных результатов повышения уровня профессиональной квалификации педагога, отраженной в электронном Банке данных о профессиональном мастерстве педагогов.

Процесс повышения квалификации является непременным условием повышения качества образования в системе ДОУ.

Успешность данного процесса во многом предопределяется деятельностью старшего воспитателя ДОУ. Одним из приоритетных направлений деятельности старшего воспитателя ДОУ в решении данной проблемы является педагогический мониторинг как метод повышения уровня профессиональной квалификации педагогов ДОУ.

Мониторинг определяет:

  • владение педагогическими технологиями,
  • участие в методических мероприятиях (ДОУ, города, области),
  • открытые мероприятия, проводимые педагогами,
  • методические разработки, дидактические материалы,
  • методическая тема, опыт работы, инновационная деятельность,
  • участие педагогов в мероприятиях различного уровня.

Мониторинг взаимодействия детского сада и семьи.

Изучение семьи и социума включает:

  • Составление социального паспорта семьи.
  • Изучение воспитательной системы в семье.
  • Выявление образовательных запросов семьи и социума.
  • Определение степени удовлетворенности семьи и социума образовательной деятельностью ДОУ.
  • Изучение социокультурной среды микрорайона.

Результативность мониторинга:

  • Помогает результативно организовать и осуществлять воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
  • Стимулирует личностное развитие детей и творческий рост педагогов.
  • Позволяет эффективно распределять ресурсы ДОУ (финансовые, временные, личностного потенциала сотрудников).
  • Способствует повышению статуса ДОУ в городе.

Циклограмма контроля на месяц.

Содержание контроля Особенности контроля
Числа месяца
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Соблюдение законодательства РФ в области образования Контроль за изучением вновь изданных нормативных актов
Просмотр занятий с целью анализа по следующим критериям:
  1. правильность и обоснованность цели занятия;
  2. структура и организация;
  3. содержание;
  4. деятельность воспитанников;
  5. правильность отбора методов, приемов и средств обучения, их разнообразие;
  6. оценка санитарно-гигиенических условий.
Не более 5 раз в год для каждого воспитателя (за исключением педагогов, находящихся на самоконтроле)
Сформированность культурно-гигиенических навыков Организация трудового воспитания
Соблюдение режима дня
Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей Состояние документации
Санитарное состояние группы Проверка осуществляется совместно с медиками
Организация жизни группы Организация и проведение экскурсий, прогулок, походов и т.д. Особое внимание при проверке уделить социально-личностному взаимодействию детей
Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня Выявить систему закаливания в группе
Система работы с родителями

Примечание: качество и эффективность контролируется 2 раза в год (октябрь, май) в соответствии с принятой в ДОУ системой диагностики.

Приложение 1.

Приложение 2.

Литература.

  1. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Голицына Н. С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. – М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2005.
  3. Елжова Н. В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении.– Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  4. Маханева М. Д. Управление развитием ДОУ: Программы, планирование, перспективы.– М.: ТЦ Сфера, 2006.
  5. Т.С. Комарова, О.А. Соломенникова Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под редакцией. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  6. Тавберидзе В. А., Калугина В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя ДОУ. Организация и управление методической работой – М.: Школьная Пресса, 2008.
  7. Волкова В.А., Соколова М.Б. Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ. Журнал “Управление ДОУ” № 3, 2006.
  8. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в ДОУ. Методическое пособие под редакцией Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевеной. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2003.
  9. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007.
  10. Рыбалова И.А. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ. Журнал “Управление ДОУ” № 4, 2005.
  11. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей.