Цели урока: познакомить учащихся с новой орфограммой, учить самостоятельно формулировать тему урока, выводить новую орфограмму, учить ставить перед собой задачи и решать их, вывести правило проверки непроизносимых согласных и научить проверять эту орфограмму; формировать различные познавательные, личностные, регулятивные.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Запишите в тетрадях дату, слова “Классная работа”.
II. Актуализация.
1) Игра “Что изменилось?”
а) (Показываю детям карточку, на которой написаны 4 буквы, среди которых есть буква ь; через секунду – вторую, на которой буква ь написана другим цветом.)
После ответа детей, приклеиваю карточку с буквой ь на доску.
б) (Показываю карточку с четырьмя буквами, среди которых есть буква ъ; через секунду – вторую, на которой буква ъ маленького размера.)
После ответа детей приклеиваю карточку с буквой ъ на доску.
в) (Показываю на буквы ь и ъ)
– Какие звуки записываются этими буквами?
– Чем отличаются звуки от букв?
(Подвожу итог этого диалога.)
2) – Мы произносим слово, слышим звуки и записываем их буквами.
3) – Поработайте в парах. Запишите слова и определите в них количество букв и звуков.
(Слова написаны на доске: книга, кольца, маяк, вьюга. Дети 1-го ряда записывают первое слово, второго ряда – второе слово, третьего ряда – третье слово. Последнее слово для тех, кто очень быстро выполнит свое задание.)
4) Проверка.
– Назовите количество букв и звуков в словах. Объясните свой ответ.
III. Введение в тему урока.
– Мы уже знаем некоторые орфограммы, которые учат правильно писать корень
слова. Какие это орфограммы?
– Сегодня познакомимся еще с одной орфограммой.
IV. Создание проблемной ситуации.
1) – Я буду называть слова, а вы записывайте , как мы эти слова произносим, т.е. звуки этих слов.
– Запишите эти слова в первый столбик, называя каждый звук. Определите количество звуков .
(На доске пишут вызванные ученики:
[м` э с н ы й` ]
[у с н ы й `] – Так мы эти слова произносим.
[ч` э с н ы й` ])
2) (Слова второго столбика закрыты полосками.)
а) – Теперь посмотрите внимательно, как эти слова правильно пишутся. (Открываю поочередно слова.)
б) – Прочитайте первое слово. Запишем его во второй столбик, очень внимательно диктуя.
(Ученики диктуют по слогам.)
В тетрадях и на доске появляется запись:
местный
устный
честный
в) – Сравните произношение и написание. Что заметили?
(Дети: в первом столбике, где мы записывали произношение, в слове [м` э с н ы й` ] звука [т] нет, а во втором столбике Вы написали букву “т”.)
г) –Подчеркните ее. Подсчитайте количество букв. Сравните количество букв и звуков в словах.
(Дети: звуков меньше, букв больше на 1.)
3) – Обобщим то, что мы сейчас говорили:
В начале урока мы сказали, что в русском языке звуки записываются буквами. Звук в слове слышим, буквой его записываем.
4) Выведение проблемы.
– А в этих словах что мы наблюдаем?
Дети: Звука одного нет, мы его не произносим и не слышим, а буква есть, она пишется.
– Вас ничего не удивило? У вас не возникает никакого вопроса?
Дети: Возникает вопрос. Почему так получается?
Откуда берутся эти буквы?
5) – Это и есть наша проблема на уроке и мы ее решим. Постарайтесь сформулировать тему нашего урока и задачи, которые нам предстоит решить.
Дети: нам надо узнать, как называется эта орфограмма (показывают на непроизносимую согласную). Это и будет темой нашего урока
(А учитель открывает вопрос, написанный на доске “Как называется эта орфограмма?” и как проверять такие слова?)(Продолжают дети.)
(Учитель открывает вопрос “Как проверить эту орфограмму?”)
V. Поиск решения проблемы.
1) Выведение названия орфограммы
а) – Посмотрите на слова первого столбика. Подчеркнутые буквы гласные или согласные?
б) Посмотрите на слова второго столбика. Эти звуки произносятся, слышатся?
– Поработайте в группах. Сформулируйте название и тему урока. Объясните свое решение.
(Дети работают в группах. Представитель каждой группы выходит и озвучивает, как группа назвала орфограмму и сформулировала тему урока.)
2) - Вы все сказали по сути правильно. Вы молодцы.
А давайте посмотрим, как в ученике грамотно названа эта орфограмма и сформулирована тема.
Откройте страницу 124 в учебнике и прочитайте название темы вслух.
3) (Дети читают, а учитель открывает тему урока на доске.)
4) – Вот мы и справились с первой частью нашей проблемы.
– Итак, в русском языке есть слова, в которых согласный звук не произносится, а буква пишется, например…(показать на слова на доске, а дети их читают).
– Как называется эта орфограмма?
5) Выработка умения видеть и распознавать эту орфограмму в словах.
– Учебник уже открыт на странице 124. Найдите упражнение 294. Прочитайте задание. Что надо сделать? (Списать текст.)
– Прочитайте первое слово. Почему оно подчеркнуто?(В нем есть непроизносимая согласная.)
– Как это слово произносится? Как пишется?
Запишите это слово под диктовку. (Выполняется до конца.)
– Мы убедились, что в русском языке есть немало таких слов, где согласный звук не произносится, а буква пишется.
Физкультминутка.
6) – Перейдем ко второй части нашей проблемы.
Почемучка как всегда у вас что-то спрашивает.
– Прочитайте вопрос Почемучки. (В учебнике.)
(“Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?”)
– Это тот же вопрос, который мы и сами себе задали. (Показать на вопрос на доске.)
– Выскажите свои предположения. (Дети высказываются.)
7) Решаем проблему:
– Посмотрите на слова, написанные на доске во втором столбике. У нас уже подчеркнута буква.
– В какой части слова она находится? (В корне.)
а) – Докажите, что это корень. Как будете доказывать? (Подбирать родственные слова.)
– Записываем однокоренные слова в третий столбик, выделяем корень.
(Из родственных слов, предложенных детьми, выбрать и предложить записать
слова:
место
уста
честь)
б) – Вспомните и назовите главное правило русской орфографии. (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.)
(Показать на слова 1, 2, 3 столбиков.)
в) – Раз эти слова однокоренные, то и корни в них должны писаться одинаково.
– Какой корень подскажет нам правильное написание?
(Дети высказывают свои предположения. Кто-нибудь догадается и скажет, что надо посмотреть на то слово, в котором согласный звук в корне слышится четко.)
8) – Давайте посмотрим, как в правило в учебнике рекомендует проверять эту орфограмму.
Работа над правилом на с.125:
а) – Прочитайте первую часть правила, первый абзац. О чем здесь говорится? Что-то новое для себя узнали? (Нет, мы это и сами сказали.)
б) – Прочитайте вторую часть правила, второй абзац. О чем говорится? Что-нибудь новое для себя узнали? (Говорится о том, как проверять слова с непроизносимыми согласными. Дополнительная информация – проверочное слово должно быть обязательно однокоренным.)
в) – Как же проверить слово с непроизносимой согласной в корне слова? Прочитайте четко и выразительно.
9) (Показать на вопрос на доске.) Так как же проверить эту орфограмму? (Самостоятельные ответы детей.)
– А какие слова могу быть проверочными?
– Посмотрите на наши три столбика, написанные на доске. В каком из них написаны
проверочные слова? Объясните свой выбор.
(В третьем столбике написаны проверочные слова, т.к. в этих словах те звуки, что не произносились в первом столбике, теперь произносятся, слышатся.)
– Подчеркните эту букву двумя чертами. Так мы будем обозначать ее в
проверочном слове.
– Обратите внимание, где стоит согласный звук в проверочных словах?
(Дети: Согласный звук произносится, если он находится на конце слова. Например, в слове “честь”.или перед гласным звуком. Например, в словах “место”, “уста”.)
– Такое положение является сильной позицией для непроизносимых согласных.
VI. Первичное закрепление новых знаний.
1) – Выполним упражнение № 295 на с. 125 чтобы потренироваться подбирать проверочные слова.
(Читаем слово с непроизносимым согласным звуком, устно подбираем проверочное слово, доказываем, что оно проверочное. Сначала пишем проверочное слово, а потом проверяемое. Орфограмму выделяем.)
2) – Выполните самостоятельную работу.
(На доске записан ряд слов: Капустный лист, капуста, бабочка-капустница.)
– Запишите эти слова, обозначьте орфограмму, выделив корень, подчеркнув непроизносимую согласную. Найдите и подчеркните в этой группе проверочное слово.
3) Проверка:
– Слова с какой орфограммой здесь записаны?
– Какое слово является проверочным и почему?
VII. Обобщение.
(Показать указкой на первый вопрос, записанный на доске.)
– Как называется наша новая орфограмма?
– Какую часть слова она учит писать?
– Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова?
VIII. Словарная работа.
1) Я знаю, что вы любите разгадывать ребусы. У вас сейчас будет возможность этим заняться.
– Расшифруйте ребусы и запишите получившиеся слова на одной строчке.
(На доске карточки с ребусами.)
2) – Какие слова получились? (Пенал, заяц, воробей, завод, сорока.)
– Что общего у этих слов? (Орфограмма – непроверяемая безударная гласная.)
– Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
IX. Итог урока.
– Какие цели поставили мы перед собой в начале урока?
– Как называется новая орфограмма?
– Как проверить эту орфограмму?
X. Занимательное задание на внимательность.
1) – Работайте в парах.
(Дети получают отпечатанные листочки. На них написано: “Давай проверим твою внимательность. Найди на этом рисунке все слова на букву “к”.Поиграй в эту игру с приятелем: кто больше таких слов найдет, тот и выиграл.)
Пока дети записывают слова, учитель просматривает тетради учеников.
2) Проверка: Сколько слов вы нашли? Кто у кого выиграл?
XI. Выставление отметок за урок
– Домашнее задание: с.127 упр. 300.