В мире птиц

Разделы: Биология


Задача: расширить знания учащихся о многообразии птиц, раскрыть особенности строения, жизнедеятельности птиц разных экологических групп, их роль в природе и значение в жизни человека; продолжить формирование умений узнать изученных животных, обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе, определять их роль в природных сообществах. Продолжить формирование умений обосновывать принадлежность птиц к той или иной экологической группе, выявлять их роль в природе.

Оборудование: Таблицы, рисунки, газеты, электронные носители с изображением птиц разных экологических групп. Записи голосов птиц. Диафильм об экологических группах птиц.

Слово учителя.

Начало весны... Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждем наших друзей – пернатых странников. А они появятся вот-вот. Скворцы, грачи, жаворонки, трясогузки, ласточки, стрижи... В первые дни апреля проводится День птиц.

Впервые праздник был организован в 1927 г.юннатами Сокольнической биостанции. С тех пор День птиц стал массовым праздником юннатов. А сегодняшняя наша встреча является продолжением этой давней традиции. И теперь мы с вами отправимся в прекрасный, многообразный мир птиц. Сначала об удивительных фактах из жизни пернатых.

Страница первая: “Кто они такие?”

1-й ученик. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения.

2-й ученик. Сегодня мы не будем говорить об экзотических птицах из далеких стран. Мы расскажем вам о тех пернатых, которые живут рядом с нами, в наших лесах, парках, садах и огородах. И вы убедитесь, что за необычным не надо ехать за тридевять земель, чудеса живут рядом с нами, надо только захотеть их увидеть.

3-й ученик. И. Никитин.

Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День – деньской от зари до зари!

(На фоне доски появляются изображения птиц и одновременно звучат голоса птиц – идет просмотр и прослушивание.)

4-й ученик. Птиц на земле много – около 9 тысяч видов. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение птиц. Не случайно некоторые их виды имели культурное значение. Уже в палеолите – древнем каменном веке – неизвестные ваятели изображали гусей, сов рябчиков, уток, чаек, а в неолите новом каменном веке – этот список пополнился беркутами, воронами, глухарями, журавлями. Еще в каменном веке европейцы приручили гусей, а жители Юго-Восточной Азии и Индии – кур. А соколиная охота? Она существует с глубокой древности.

5-й ученик. В. Жуковский.

Зелень нивы, рощи лепет.
В небе жаворонка трепет.
Теплый дождь, сверканье вод –
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?

Страница вторая: “Давайте поиграем!”

Слово учителя.

Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому много поверий, легенд, примет, поговорок так или иначе связано с пернатыми.

(На доске появляются написание пословиц и поговорок.)

  • “Ласточка весну начинает, а соловей кончает”
  • “Увидел грача – весну встречай”
  • “Счастье – вольная птица, где захотела, там и села”
  • “Ранняя ласточка – к счастливому году”
  • “И птичка летает подумавши”
  • “Когда собака лает – соловей молчит”

(Детям предлагают назвать известные им пословицы и поговорки, несколько примеров записывают в тетрадь.)

Конкурс “Продолжи примету”.

  • Сова кричит…. (на холод).
  • Синичка с утра начинает пищать….(жди мороза).
  • Курица на одной ноге стоит….(к стуже).
  • Воробьи в пыли купаются….(к дождю).
  • Жаворонки сидят надувшись…. (к холоду).
  • Чибисы с вечера кричат…(к ясной погоде).
  • Утки разыгрались …(к дождю).
  • Грачи летом “пасутся” в траве…. (скоро будет дождь).
  • Галки на вечер собираются гурьбой и кричат…. (к ясной погоде)

(Данное задание учащиеся записывают в тетрадь.)

Викторина.

  1. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на деревья, хотя и летают? (Стрижи.)
  2. Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы.)
  3. Строят ли наши птицы в дальних странах гнезда? (Нет.)
  4. Какие птицы прилетают к нам самыми первыми? (Грачи, скворцы.)
  5. Какие птицы прилетают позже всех и раньше всех улетают на юг? (Ласточки.)
  6. Каких хищных птиц вы знаете? (Орел, ястреб, скопа, беркут.)
  7. Где ночуют белые куропатки? (В снегу.)
  8. Когда выводят своих птенцов клесты? (Зимой, феврале.)
  9. Разводят ли страусов в нашей стране? (Да.)
  10. Какая птица называется фамилией великого русского писателя? (Гоголь.)
  11. Чем питается фламинго? (Планктоном, процеживая воду через клюв.)
  12. Откуда плывет утка? (От берега.)
  13. Чем питаются аисты? (Рыбами, лягушками, насекомыми.)
  14. Издают ли звуки аисты? (Нет, только весной трещат клювами.)
  15. Какие птицы делают друг другу подарки? (Самец крачки преподносит самке рыбу, цапли – палочки.)
  16. Какая птица в поисках корма может нырять и бегать под водой? (Оляпка.)
  17. Какая птица поет хвостиком? (Бекас.)
  18. Какая птица выкармливает своих птенцов рыбой и из рыбьих косточек делает свое гнездо? (Зимородок.)
  19. Что делают маленькие птички, когда видят сову? (Собираются в стаю и поднимают крик.)
  20. Название каких птиц связано с цветом? (Голубая сорока, розовый скворец, черный скворец, зеленый дятел и другие.)
  21. Почему весной скворцы и галки садятся на лошадей, коров, овец? (Выщипывают шерсть, для постройки гнезда.)
  22. Какие птичьи тайны открывает листопад? (Хорошо видны гнезда пернатых.)
  23. Почему тело мертвого клеста даже в теплом месте не разлагается долго? (Они питаются семенами хвойных и тело их пропитано смолой.)
  24. Дышит ли цыпленок в яйце? (Да.)
  25. Почему птицы попадая в глубокий колодец не могут вылететь из него? (Птицы не могут летать вверх по прямой линии.)
  26. Какие певчие птицы – хищники? (Сорокопут.)
  27. Что птице страшнее зимой – холод или голод? (Голод.)

Задание – ребусы.

Угадайте зашифрованное название птиц. Для этого переставьте буквы в правильном порядке.

  1. Рука + шавка = небольшая околоводная птица семейства дроздовых (Варакушка.)
  2. Верка + лоза = синица (Лазоревка.)
  3. Кожа + ворон = обитатель открытых мест; его песню-трель, раздающуюся над полем или лугом, можно считать символом лета (Жаворонок)
  4. Ухо + вал + ком = небольшая насекомоядная птица (Мухоловка.)
  5. Миф + налог = крупная грациозная птица с изогнутым клювом и красными ногами (Фламинго.)
  6. Лен + кипа = птица с большим горловым мешком, обитатель побережий (Пеликан.)

Страница третья: “Легендарные птицы”.

Слово учителя. О птицах в народе слагали не только пословицы, стихи, песни, но и легенды. Они всегда связаны с чем-то загадочным, таинственным. Сегодня вы услышали несколько повествований о пернатых. Постарайтесь узнать, о какой птице идет речь.

“Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличили ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В середине века церковь объявила эту птицу “ нечистым животным ”, слугой дьявола. Что это за птица? (ответы учащихся). Конечно, это сова.

6-й ученик: Правильно, это сова (на доске появляется изображение совы). Сова не случайно испокон веков привлекала внимание людей: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни – все тревожило людское воображение. Били сов, уничтожали нещадно, пока за них не заступилась наука. Сова – единственная птица, у которой оба глаза расположены на лицевом диске и направлены вперед, и в то же время, не поворачивая корпус, она может смотреть и вбок, и даже назад – голова совы поворачивается на 180. Бесшумный полет объясняется устройством ее оперения и крыльев. Задние края крыльев снабжены мягкой бахромой из перьев, которые уничтожают завихренья воздуха. Бесшумный полет совам необходим: их добычей служат такие чуткие зверьки, как мыши. Сейчас известно, что одна сова уничтожает за год в среднем от 1000 до 1200 мышей. А это значит, что она спасает минимум тонну зерна.

Слово учителя. Послушайте легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперенья, могут пролежать долгие годы без изменения. Угадали? (ответы учащихся) Конечно, это клесты. (на доске появляется изображение клеста).

7-й ученик: Клюв у клестов крестообразный, приспособленный для вылущивания семян из шишек хвойных деревьев. Сосновые и еловые семена содержат большое количество смолистого вещества. Оно накапливается в организме птицы, и клесты как бы пропитываются смолой. Птицам это совершенно не вредит, а после смерти они сохраняются в неизменном виде довольно долго – иногда 15–20 лет. И еще одно удивительная особенность есть у клестов: птенцы их могут появляться в любое время года – даже в декабре и январе, то есть тогда, когда есть больше корма для выкармливания. А кормят родители свое потомство семенами хвойных растений, размягченными в зобу.

Слово учителя. В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя?

(Ответы учащихся.) Конечно, это кукушка. (На доске появляется изображение кукушки.)

8-й ученик: Это кукушка. В то время как птица, выбиваясь из сил, выкармливают птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкидывает свои яйца в чужие гнезда и ни горя, ни забот не знает. Трясогузки, зарянки, славки не замечают, что в их гнездах появилось чужое яйцо. Но это еще полбеды – главное, кукушонок выкидывает из гнезда детей законных хозяев. Ведь ростом он больше приемных родителей им не прокормить, и все –таки кукушка полезна благодаря своему аппетиту. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. Однако прожорливость не единственное достоинство. Среди гусениц есть немало таких, которые не едят другие птицы, – волосатых, ядовитых. А кукушка поедает их.

Слово учителя.

С.Маршак.

Не знаю, когда прилетел соловей,
Не знаю, где был он зимой,
Но полночь наполнил он песней своей,
Когда воротился домой.

Весь мир соловьиною песней прошит:
То слышится где-то свирель,
То что-то рокочет, журчит и стучит,
И вновь рассыпается в трель.

Ты издали дробь соловья улови –
И долго не сможешь уснуть.
Как будто счастливой тревогой любви
Опять переполнена грудь.

(Ответы учащихся.) Конечно, это соловей. (На доске появляется изображение соловья.)

9-й ученик: Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце – соловье, хотя само пение его слышали далеко не все. (Грамзапись песни соловья.) Поет соловей, сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старых, подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение, птиц поет хуже. Долгое время своим искусством славились курские соловьи, у которых в песне было до 40 колен. Благодаря стихам, песням, легендам многие представляют себе соловья чем-то вроде жар-птицы. Однако обыкновенный соловей– птичка невзрачная: коричневато – буро – сероватая с рыжинками. Птаха с большими темными умными глазами и длинными тонкими ногами.

Зимует соловей в тропической части Восточной Африки, прилетает к нам поздно – середине мая и начинает петь, но народной примете, “когда напьется из березового листка”, то есть когда у березы будут такие листочки, что в них уместятся капли росы. Поет соловей месяца полтора. Когда в гнезде появятся голенькие птенчики, певцу уже не до пения – только успевай находить и приносить еду детишкам. Значительная часть добычи – вредители леса, однако неизмеримо эстетическое значение лучшего из наших птиц певца.

Слово учителя. Какие птицы прилетают к нам самыми первыми? (Ответы учащихся.) Конечно, это же грачи, скворцы. (На доске появляется изображение грача.)

Именно это время года, раннюю весну, изобразил на своем полотне художник А.К.Саврасов. (на доске появляется изображение картины “Грачи прилетели”).

10-й ученик: Прошло более ста лет с того дня, когда этот маленький холст был показан на первой Передвижной выставке в Москве. Но и сейчас в зале Третьяковской галереи возле картины “Грачи прилетели” всегда людно. Подойдите поближе, и вы услышите, как она звучит. Слух ловит музыку весны. Звон капели, журчание воды в проталинах, грачиный гомон, скрип сверкающего наста. Кричат грачи, вьется сизый дымок из трубы деревянного домика. Кажется, мы слышим пение весны, чувствуем колыхание голых веток березы. Художнику удалось передать зрителю дыхание раннего утра года – Времени прилета грачей.

11-й ученик: Открывают весну Грачи. Зиму эти птицы проводят на юге. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогам и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символом весны. Чаще всего они прилетают к нам 17–19 марта. В народном календаре день 17 марта называют Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: “Грач зиму расклевал”, “Увидел грача – весну встречай!”.

Слово учителя. Ученые заметили, что пернатые прилетают как бы волнами. В одних волнах – мало птиц, в других – много. Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы (на доске появляется изображение соловья).

(Звучит песня “Скворцы” в исполнении группы “Любэ”.)

12-й ученик: Издавна любят скворцов в народе. Не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле. Летом отыскивают различных гусениц, жуков – листоедов. Выкармливая птенцов, они прилетают к гнезду по 200–300 раз в день, каждый раз приносят по 3–4 крупных насекомых, а мелких – гораздо больше. Скворцов любят за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели.

13-й ученик: Вот как описывает весеннюю песню скворца писатель А.Куприн: “Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники, которые всегда располагаются отверстием на восток. Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голос малиновки, и музыкальное лепетание пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие звуки, что, сидя в одиночестве не удержишься и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба”.

14-й ученик: Мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов появляются скворцы. Ведь не испокон же веков жили они здесь: скворцы существовали и тогда, когда не только скворечники не развешивали, но когда и домов-то не существовало. Скворцы прилетели к человеку из леса, и сейчас их немало живет там. Гнезда свои встраивают в дуплах. Но дупел часто всем не хватает. Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках вы делаете очень полезное дело.

Страница четвертая: “Птицы и будущее”.

15-й ученик: Когда в августе 1982 г. в Москве проходил VIII Международный орнитологический конгресс, его участников попросили ответить на несколько вопросов. Был среди них и такой: “Что птицы дали человечеству?” Вот некоторые ответы: “Сопереживание полета; без птиц человечество мыслило бы более приземлено; краски, пение, движение, вдохновение; победу над силой тяжести; восхитительные тайны, в которые человек получил возможность проникать, и глубокое ощущение свободы и радости; каким скучным местом был бы мир без птиц”.

16-й ученик: Был задан и такой вопрос: “Каково будущее птичьего населения планеты в связи с растущим антропогенным процессом? И вот как оценивают положение специалисты: “По крайней мере, 10% птиц вымрут”, одни виды, самые прекрасные и не мирящиеся с человеком, погибнут, другие, менее привлекательные, возобладают, есть, к сожалению, виды, на сохранение которых трудно надеяться, но мы делаем все для их спасения, все, от нас зависящее”.

17-й ученик: Но одним орнитологам при всем их желании не справится. Конечно, многие меры охраны могут осуществить только специалисты. А сколько есть дел посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на любую помощь. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнездований, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для дуплогнездных птиц. И запомните главное правило: даже если вы ничем не сможете помочь птицам, в ваших силах не мешать, а это уже не так мало. Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн жили счастливо на нашей Земле. Ведь если плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.

18-й ученик:

Не разоряйте птичьего гнезда, –
Так счастливо в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора;
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара.
Оно чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.
К.Кулиев

Викторина.

  1. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на деревья, хотя и летают?
  2. Какие птицы не умеют летать?
  3. Строят ли наши птицы в дальних странах гнезда?
  4. Какие птицы прилетают к нам самыми первыми?
  5. Какие птицы прилетают позже всех и раньше всех улетают на юг?
  6. Каких хищных птиц вы знаете?
  7. Где ночуют белые куропатки?
  8. Когда выводят своих птенцов клесты?
  9. Разводят ли страусов в нашей стране?
  10. Какая птица называется фамилией великого русского писателя?
  11. Чем питается фламинго?
  12. Откуда плывет утка?
  13. Чем питаются аисты?
  14. Издают ли звуки аисты?
  15. Какие птицы делают друг другу подарки?
  16. Какая птица в поисках корма может нырять и бегать под водой?
  17. Какая птица поет хвостиком?
  18. Какая птица выкармливает своих птенцов рыбой и из рыбьих косточек делает свое гнездо?
  19. Что делают маленькие птички, когда видят сову?
  20. Название каких птиц связано с цветом?
  21. Почему весной скворцы и галки садятся на лошадей, коров, овец?
  22. Какие птичьи тайны открывает листопад?
  23. Почему тело мертвого клеста даже в теплом месте не разлагается долго?
  24. Дышит ли цыпленок в яйце?
  25. Почему птицы попадая в глубокий колодец не могут вылететь из него?
  26. Какие певчие птицы – хищники?
  27. Что птице страшнее зимой – холод или голод?

Задание – ребусы.

  • Угадайте зашифрованное название птиц. Для этого переставьте буквы в правильном порядке.
  • Рука + шавка = небольшая околоводная птица семейства дроздовых
  • Верка + лоза = синица
  • Кожа + ворон = обитатель открытых мест; его песню-трель, раздающуюся над полем или лугом, можно считать символом лета
  • Ухо + вал + ком = небольшая насекомоядная птица
  • Миф + налог = крупная грациозная птица с изогнутым клювом и красными ногами
  • Лен + кипа = птица с большим горловым мешком, обитатель побережий

Конкурс “Продолжи примету”.

  • Сова кричит….
  • Синичка с утра начинает пищать…
  • Курица на одной ноге стоит…
  • Воробьи в пыли купаются…
  • Жаворонки сидят надувшись….
  • Чибисы с вечера кричат…
  • Утки разыгрались …
  • Грачи летом “пасутся” в траве….
  • Галки на вечер собираются гурьбой и кричат….

Пословицы и поговорки

  • “Ласточка весну начинает, а соловей кончает”
  • “Увидел грача – весну встречай”
  • “Счастье – вольная птица, где захотела, там и села”
  • “Ранняя ласточка – к счастливому году”
  • “И птичка летает подумавши”
  • “Когда собака лает – соловей молчит”
  • “Глупа та птица, которой гнездо свое не мило”.
  • “Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке”.
  • “И журавль тепла ищет”.
  • “Старого воробья на мякине не проведешь”.
  • “Старый ворон не каркнет мимо”.
  • “Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глаза продирает”.
  • “Одна ласточка весны не делает”.
  • “Всяк кулик о своем болоте плачет.”
  • “Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел”.
  • “Всякая птичка свои песенки поет”.
  • “Ворон ворону глаза не выклюет”.
  • “Пуганая ворона и куста боится”.
  • “Жаворонок – к теплу, а зяблик – к стуже”.
  • “Плох сокол, что ворона сбил”.