Цель:
- Учить детей составлять уравнение к данной задаче на нахождение неизвестного компонента.
- Продолжить работу над формированием вычислительных навыков.
- Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, творческие способности, познавательный интерес школьников.
- Воспитывать на материале задач бережного отношения к природе.
Оборудование:
- учебник “Матем. для 4 кл., ч.1” авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова; компьютер, проектор, демонстрационный экран, картинки с изображением птиц, насекомых
Ход урока
I. Организация класса.
II. Устный счет.
-- Сейчас у нас с вами урок математики. Начнем его, как всегда, с устного счета.
1. – Внимательно послушайте такую задачу.
В парке росло 750 деревьев. Из них 250 лип и несколько елей. Сколько елей росло в парке?
По ходу чтения на экране:
-- Повторим задачу по краткой записи:
-- Что известно?
-- Что неизвестно?
-- Попробуем составить уравнение к этой задаче.
Ответы детей.
-- У меня получилось точно такое же уравнение.
На экране готовое уравнение:
250+х=750
а) – прочитайте по-разному данное уравнение;
б) – а теперь давайте решим это уравнение;
в) – что значит решить уравнение?
г) – что неизвестно в данном уравнении?
д) – как найти неизвестное 2 слагаемое?
Покажем ответ задачи.
Показ на экране:
х=500
-- Ответим на вопрос задачи.
2. – Ребята, в лесу живут очень много зверей, птиц и насекомых.
-- Подумайте, о каких лесных жителях данная загадка:
В лесу у пня
Суетня, беготня,
Народ рабочий
Весь день хлопочет –
Из лесного сора
Строит себе город. (Муравьи)
Показ рис. Муравьев
-- Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи.
-- Послушайте такую задачу.
-- За сутки семья одного муравейника ловит 15000 насекомых. Сколько насекомых оказались несъеденными, если в лесу были разорены 3 муравейника?
Ответы детей.
-- Почему нельзя разорять муравейники?
Воспитательный момент.
-- Муравьи – санитары леса. Они уничтожают насекомых. Подсчитано, что за весь период размножения они уничтожают около млн. Вредителей. Вот почему там, где, как сторожевые башни, высятся муравьиные крепости. Лес здоровый, чистый.
3. – В лесу, ребята, водятся очень много различных птиц.
-- Давайте узнаем, какая из данных птиц живет дольше
ласточка -- 35
скворец -- 25
сорока -- 50
-- Для проверки ответа воспользуйтесь цепочкой примеров. Результат последнего действия будет ответом на мой вопрос.
Показ ответа на экране.
-- Правильно, ребята, сорока живет дольше – до 45 лет, скворец – 20 лет, ласточка – 16 лет.
На экране данные о годах птиц.
Воспитательный момент.
-- К птицам, ребята, нужно относиться очень бережно. Их нельзя убивать, разорять птичьи гнезда. Зимой нужно вешать кормушки, подсыпать крошки хлеба, пшена. Весной и летом они заплатят вам добром, уничтожая вредных насекомых.
4. Игра “Молчанка”.
-- Две сороки приготовили игру “Молчанка”.
Я показываю математическое выражение, а вы с помощью карточек значение этого выражения.
На экране ответы.
5. Итог урока.
-- мне очень понравилось, как вы работали, но особенно мне очень хочется отметить...
-- А теперь я хочу, чтобы вы оценили сами свою работу во время устного счета
(по шкале интересов)