Урок по теме "Заглавная буква в географических названиях"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  1. Образовательные: формирование представление о названиях стран, городов, рек, морей и озер; развитие умения писать географические названия с большой буквы; повторить навык правописания безударных гласных в двухсложных словах и правописание ранее изученных имен существительных (название улиц, площадей, ФИО людей, кличек животных).
  2. Развивающие: развивать логическое и теоретическое мышление, приемы сравнения; умение анализировать, делать выводы; активизировать словарный запас слов за счет новых географических названий, формировать навык работы в парах.
  3. Воспитывающие: воспитывать любовь к Родине, к родному городу; прививать любовь к устному народному творчеству.

Оборудование

  1. Карточки со словарными словами: Москва, город, Россия, народ, Нижний Новгород, столица. 
  2. Маршрутный лист, на который учитель по ходу урока будет выставлять карточки со словами: реки, озера, моря, страны, города.
  3. Карточки с буквами: В, о, л, г, а . Географическая карта. 
  4. Карточки с названиями рек на голубом фоне: Ока, Обь, Енисей, Иртыш.
  5. Веер с гласными буквами для каждого ученика. Карточки с заданиями.
  6. Карточки с названиями городов на розовом фоне: Волгоград, Саратов, Самара, Казань, Кострома, Астрахань.
  7. Карточки с названиями морей синим шрифтом: Черное море, Красное море, Желтое море, Белое море.
  8. Карточка с названием страны Панама и озера Байкал.
  9. Фото с изображением Нижне-Волжской набережной с видом на Волгу.

Структура урока:

  1. Организационный момент (проверка готовности к уроку, мобилизация внимания). 1 мин.
  2. Постановка цели и задач урока (создание мотивации к учебной деятельности). 1 мин.
  3. Словарная работа (подведение учащихся к изучению нового материала). 5 мин.
  4. Объяснение нового материала (развитие познавательной мотивации). 13 мин.
  5. Физкультминутка (снятие эмоционального и умственного напряжения по средствам смены деятельности, повторение изученного материала). 2 мин.
  6. Закрепление нового материала (регулирующий компонент УД-планирующий и итоговый контроль, работа в парах развитие коммуникативных навыков). 7 мин.
  7. Индивидуально-дифференцированная работа. 7 мин.
  8. Подведение итогов урока, выводы (осмысление и систематизация полученных знаний). 2мин.
  9. Сообщение домашнего задания и инструктаж по его выполнению. 2 мин.

Ход урока

1. Организационный момент. (Проверка готовности к уроку, мобилизация внимания.)

2. Постановка цели и задач урока. Первый этап УД. Развитие познавательного интереса на основе эмоциональной мотивации, связной с новизной деятельности использование игрового приема – путешествие по географической карте, заинтересовывает детей в учебном предмете. Использую наглядно географическую карту и маршрутный лист (по ходу урока вставляю карточки со словами реки, моря, озера, страны, города в кармашки маршрутного листа).

3. Словарная работа. Подводит учащихся к изучению нового материала.

На наборном полотне карточки со словарными словами (Москва, город, Россия, народ, Нижний Новгород, столица).

 

У: Назовите одним словом все эти слова? По какому принципу можно распределить эти слова на две группы? Какое из словарных слов является названием нашей страны?

(Ситуация самостоятельного поиска, обобщение на основе анализа, развитие логического мышления, выделение свойств в процессе сравнения, орфографическое проговаривание по методу Тоцкого.)

4. Объяснение нового материала. Использую коммуникативный метод обучения, где ведущей деятельностью является диалогическое общение учителя с учащимися. Работа детей в зоне актуального развития. Межпредметная связь с предметом “ Гражданское образование”, на котором дети получили некоторые знания о Нижнем Новгороде. По ходу высказываний и выводов учитель все географические названия с которыми дети познакомились в ходе работы прикрепляет на географическую карту и фиксирует на маршрутном листе (дидактический принцип наглядности и доступности).

У: Путешествие продолжается по самой широкой реке нашей страны. Ее название помогает отгадать минутка чистописания.

о г В а л

У: Какое слово рассыпалось? Напишите целую строчку. (Воспитание терпеливого отношения к работе, развитие воли, внимания, памяти, пошаговый самоконтроль-посмотрел-написал-проверил, развитие орфографической зоркости.)

Волга матушка р…ка ш…рока и д...лга.

(Показ фотографии Нижне-Волжской набережной с видом Волги.) (Рисунок 1.)

Волга – рекам родины царица.
Ни одна не может с ней сравниться.
Высятся над Волгой города,
На волнах качаются суда.

(Чтение стихотворения А.Константинова – воспитывают любовь к родному краю, к устному народному творчеству.)

У: Спишите пословицу в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. (Пошаговый самоконтроль, метод обучения – практический.)

Взаимопроверка (обмениваются тетрадями) предполагает развитие внимания, наблюдения, орфографической зоркости.

Итоговый контроль взаимообратная связь (при помощи вееров дети показывают пропущенную букву).

У: Какие орфограммы еще встретили? (Развиваю поисковую активность детей.)

У: Задание: Напиши названия городов, в которых живут эти жители:

(волгоградцы, саратовцы, самарцы, костромичи, астраханцы).

По ходу письма учитель прикрепляет названия городов на географическую карту, (взаимообратная связь) и фиксирует слово город на маршрутном листе.

У: С какой буквы написали названия городов?

Вывод. (Итоговый контроль, развитие теоретического мышления.)

6. Физкультминутка направлена на снятие эмоционального и умственного напряжения по средствам смены деятельности, развитие внимания, повторение изученного материала с предыдущего урока.

Учитель называет слова:
Жучка, кошка, Андрей,
Кутузов, улица, Мечникова

село, Аня, площадь,
Сергеевна,
Иванов, щенок

Задание:
- собственные сущ. -
руки вверх, потянулись;

- нарицательные сущ. -
наклон вперед;

 

7. Закрепление проходит через постановку проблемной ситуации, которая предусматривает выдвижение гипотез и их анализ.

орел панама (На доске записаны слова.)

У: А слово орел когда пишется с заглавной буквы, или так не бывает?

У: А панама?

Работа в парах. Задание: Составьте и запишите предложения с одним из этих слов так, чтобы в одном предложении оно было нарицательным сущ., а в другом собственным сущ. (Эта работа предполагает развитие коммуникативных навыков, развитие речи, создание ситуации самостоятельного поиска.)

Задание: Соедините слова правого столбика со словами из левого столбика по смыслу. Пары слов запишите в тетрадь. (Итоговый контроль, развитие анализа и синтеза.)

На доске:

Лена

Байкал

Орел

Россия

Каспийское

город

море

озеро

страна

море

Задание: Устно. Определите по цвету название моря. (Развитие познавательной мотивации, ассоциативного мышления, создание ситуации самостоятельного поиска.)

красный

черный

белый

желтый

Красное море

Черное море

Белое море

Желтое море

7. Индивидуально-дифференцированная работа. (Дифференциация по степени сложности и степени обученности, дидактический принцип самостоятельности, последовательности, метод обучения практический.)

Задание:

1-й уровень работают с учебником №248, стр.128.

2-й уровень развития дети получают карточки с заданием:

списать текст, раскрывая скобки.

Спокойно текут (К,к)ама и (О,о)ка. На реке (Н,н)еве стоит (г,Г)ород (с,С)анкт-(п,П)етербург. Город (к,К)иев раскинулся по берегам (д,Д)непра. Одесса и (с,С)евастополь стоят на берегу (ч,Ч)ерного (м,М)оря.

3-й уровень развития – дети получают карточки с заданием:

составить рассказ о своем любимом городе, опираясь на опорные слова.

Нижний Новгород, площадь Минина, Волга, Ока, улица Большая Покровская, памятник Чкалову.

Проверка: (итоговый контроль).

У: 1-й уровень – Какие названия городов и рек вы выписали?

У: 2-й уровень – Прочитайте слова из текста которые всегда нужно писать с заглавной буквы.

У: 3-й уровень – Заслушивается один рассказ, составленный ребятами .

8. Подведение итогов, выводы.

Чтение записи на маршрутном листе:

Реки, моря и озера,

Страны, города,

Все с заглавной буквы

Пишутся всегда!

У: Это нужно запомнить, раз и навсегда!

(Обобщение на основе анализа и синтеза, осмысление и систематизация полученных знаний. Объективная оценка знаний, поощрения в процессе всей деятельности урока, вызвать у детей чувство удовлетворения работой.)

9. Домашнее задание и его инструктаж.

Список литературы.

  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники. М., 2002.
  2. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М., 2002.
  3. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии. Ростов на Дону, 2004.
  4. Научно-методический журнал “Начальная школа”, №8 2009 г.
  5. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996.
  6. Рамзаева Т.Г. Программа для общеобразовательных учреждений. М., 2007.
  7. Рамзаева Т.Г. Учебник “Русский язык” 2 класс.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  9. Сухин И.Г. Занимательные материалы. М., 2004.