Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в классах СКО

Разделы: Общепедагогические технологии


В массовых школах немало детей с различными формами психических отклонений. Они требуют особого подхода к себе как дома, так и в школе.

Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа развития, причем понятие “задержка” подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается, если создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.

Мощнейшим средством профилактики негативных последствий школьного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью являются технологии обучения, в основе которых лежат принципы, направленные на сохранение и развитие здоровья детей в условиях семьи и школы.

В отличие от традиционного подхода к организации здоровьесбере-гающего обучения, понимаемого как комплекс мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни и деятельности, здоровьесберегающие технологии обучения школьников с ЗПР – это системно организованная деятельность педагогов, направленная на поддержку, укрепление и охрану здоровья детей с ЗПР в обучении, их защиту от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с учебным процессом и средой обитания.

В этой связи становится значимой правильная организация урока, которая оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и как следствие на их работоспособность.

Правильное построение урока подразумевает оптимальное чередование различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, сложности и утомляемости.

Исследования показывают, что наиболее распространенная четырехэлементная структура урока, включающая опрос, изложение нового материала, его закрепление и домашнее задание, недостаточно стимулирует познавательную активность и не создает необходимых условий для развития. Структура урока должна быть гибкой, виды деятельности разнообразными. Можно выделить ряд здоровьесберегающих положений правильной организации уроков. Это в первую очередь учет динамики работоспособности детей. Первые 3–5 минут – фаза вхождения в урок: нагрузка должна быть небольшой. Период устойчивой оптимальной работоспособности детей – 15–20 минут, и нагрузка должна быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление. Последние минуты урока, когда наблюдается небольшое повышение работоспособности, соответствующее “конечному порыву”, целесообразно посвятить закреплению нового материала, обратить внимание на главные моменты пройденной темы.

Важную роль в сохранении работоспособности играют валеологические паузы. Они необходимы на каждом уроке. Паузы целесообразно проводить в периоды утомления детей – это на 10–15-й и 25–30-й минутах. Средняя продолжительность пауз 30–60 секунд.

При этом необходимо дифференцировать комплекс упражнений в соответствии с особенностями каждого ребенка. Так, по имеющейся памятке учащиеся могут в течение 1,5 – 2 минут выполнять на уроке следующий комплекс упражнений:

  • упражнения для профилактики плоскостопия;
  • упражнения для улучшения осанки;
  • упражнения психологической саморегуляции;
  • упражнения для мышц рук;
  • упражнения для глаз, и т.д.

Таким образом, физические упражнения являются небольшой паузой в процессе обучения и положительно влияют на умственную работоспособность детей.

На уроках также можно использовать различные здоровьесберегающие технологии. Кратко опишем некоторые из них.

Логоритмика – одна из широко известных и эффективных технологий коррекционного обучения. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением конкретного речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирование умения изменять силу и высоту голоса, правильное воспроизведение звуков и их сочетаний, воспроизведение речевого материала в заданном темпе.

Развитие мелкой моторики также является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей. Эти упражнения развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики. Существует огромное количество игр и упражнений на развитие мелкой моторики. Все их можно условно разделить на блоки: 1) развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта, 2) развитие кинетического компонента двигательного акта, динамическая координация движений, 3) развитие реципрокной координации движений рук.

В этой связи эффективным является использование кинезиологических упражнений. Кинезиологические технологии позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.

Таким образом, практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка.

Список литературы.

  1. Журавлева, И. А. Повышение адаптивных возможностей детей с задержкой психического развития в обучении с использованием здоровьесберегающей технологии [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / И. А. Журавлева. – Екатеринбург, 2006. – 177 с.
  2. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4 классы [Текст] / В. И. Ковалько. – М.: Вако, 2004.
  3. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н. К. Смирнов. – М.: АПК ПРО, 2002.