Казань – исторический город

Разделы: Внеклассная работа


Как известно, 2012 год – Год Историко-культурного наследия Республики Татарстан. В связи с этим мы с учащимися 5-го класса провели мероприятие “Казань – исторический город”. Надеемся, что в дальнейшем, данный материал кто-нибудь использует для проведения внеклассного мероприятия.

Для того чтобы наша игра была интересной, перед каждой командой выставляется башня – Сююмбике, которая состоит из семи кубиков. Но до начала игры кубики разложены. В течение игры за каждый правильный ответ из кубиков строится башня. И так, в конце игры построится Башня Сююмбике той команды, которая ответила на все вопросы правильно. В итоге ведущий ставит победителю полумесяц.

Тема:

Казань – исторический город.

Цель:

  1. Улучшить знания учеников о родном городе.
  2. Воспитание любви к городу Казани, к его традициям.
  3. Познакомить учащихся с историей города Казани, его архитектурой, талантливыми представителями татарского народа.

Оборудование: Флаг и герб Татарстана, рисунки для игр, ноутбок, проектр, презентация, выставка книг.

Учитель: Добрый день, ученики и дорогие гости. Как настроение? Вы готовы к нашему конкурсу?

У: Здравствуйте, у нас настроение отличное. Мы готовы к сегодняшнему конкурсу.

Учитель: Разрешите начать сегодняшний увлекательный конкурс.

У: Да, пожалуйста. Мы очень рады.

Учитель: Для начала мы с вами сыграем в игру "Знакомство” Поочередно каждому из вас я буду передавать этот платочек. У кого в руках будет платочек, тот должен будет нас с собой познакомить.

(Звучит музыка.)

Учитель: Вот и познакомились, подружились.

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Все за одного и один за всех.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь

Для того чтобы наш конкурс был интересней, разделимся на две команды. Для этого мы воспользуемся считалкой.

Динь, дон, динь, дон
Мне приснился страшный сон:
На лугу гуляет слон,
А теперь ты выйди вон!:

Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит.
Если веришь – стой и жди,
А не веришь – выходи!

Катилась апельсина
до города Берлина,
Уроки не учила
и двойку получила.

Учитель: Вот теперь у нас 2 команды. Вы довольны своим составом команды?

У: Да.

Учитель: Ребята, какая будет сегодня наша тема? Хотите узнать?

Для этого вам необходимо разгадать вот этот легкий ребус. По первым буквам изображений составьте слово. Та команда, которая первая решит ребус, получит один бал. (Ребус. На 5-ом слайде показываются рисунки: карандаш, ананас, зонт, арбуз, нож, ь, – иголка, сани, телефон, окно, ручка, ива, чайник, ель, стакан, книга, индюк, йод гриб, очки, ракета, осел, доска.)

Учитель: Очень хорошо. Эта команда была первой. Да, тема нашей викторины "Казань – исторический город ". Давайте улучшим наши знания о Казани.

Казань – этот город не перестает удивлять – смесь культур, архитектурных стилей, город, который стоит на стыке эпох – с одной стороны он наполнен памятниками старины и архитектуры, а с другой – это современный бизнес-центр всего Татарстана, расположенный на великой реке Волга.
Я хочу описать основные достопримечательности Казани, чтобы представить ее во всей красе и заинтересовать еще не бывавших там путешественников и ценителей архитектурно-культурного наследия страны.


Одна из достопримечательностей Казани – это Казанский Кремль. Первые камни в основание казанского Кремля были заложены в X веке, в пору строительства древнего города Казань. В 16 веке, во время взятия Казани Иваном Грозным, Керман, как тогда называли Кремль, был полностью разрушен. К концу XVI века стены кремля были полностью отстроены, причем большая их часть – из камня. Современный казанский Кремль – уникальный памятник архитектуры, в котором органично соединились лучшие традиции русского и татарского зодчества. В стенах Кремля расположены храмы и мечети поражающие своей архитектурой.
Башня Сююмбике. Самая знаменитая дозорная башня казанского Кремля, возведена в конце XVII века. Происхождение башни овеяно легендами, и кто знает, далеки они от реальности или нет. Кстати, аналогично Пизанской башне, башня Сююмбике относится к падающим сооружениям мира, ее шпиль отклонен от вертикали в северо-восточном направлении почти на два метра.
Улица Баумана. Арбат или 5 Авеню Казани – место для встреч и прогулок, покупок и отдыха. Это самая старинная и знаменитая улица Казани, украшенная фонтанами, статуями, фонарями. Уютное место в сердце города – множество кафе, ресторанов, бутиков, гостиниц.

Учитель: А теперь каждая команда должна выбрать капитана и придумать название команды.

У. 1-я команда – Сююмбике, 2-я команда – Кул Шариф.

С этого маленького конкурса начнем нашу викторину.

Учитель: Слово дается капитану 1-й команды – рассказать биографию Сююмбике. Слово дается капитану 2-й команды – рассказать биографию Кул Шарифа (выступление учащихся).

Учитель: В следующем туре вам надо будет спеть песню о Казани. Для этого вам дается некоторое время, чтобы вспомнить. Выступление 1-й команды песни “Моя Казань” (музыка Е.Фадеева, слова Ю.Астахова).

Выступление 2-й команды песни “С днем рождения, Казань!” (музыка и слова С.Шалашовой).

Учитель: О, как красиво вы поете. Чувствуется, что любите свой город.

Задание следующего тура такое: Вам необходимо из этих букв составить слово (з, а, а, н, К, ь) которое является главной темой сегодняшнего мероприятия.

Учитель: На 10-ом слайде показываются портреты знаменитых людей. Командам необходимо отгадать, кто кем является.

(Портреты М.Ш.Шаймиева, Р.Н.Минниханова, И.Р.Метшина, Ф.Х.Мухаметшина, З.Р. Валиевой.)

Учитель: А теперь, проверим вашу сообразительность.

а) Какие цвета есть на флаге Татарстана и что они означают?

б) Что изображено на гербе и что он означает?

(Ответы участников, и за каждый правильный ответ ставится кубик.)

Учитель: Внимательно посмотрите на эти рисунки и ответьте на вопросы. (11-ом слайде: Театр оперы и балета им. М. Джалиля, мечет Кул Шариф, Спасская башня, театр Г.Камала, ул. Баумана.)

а) В каком здании театра проводится фестиваль имени Нуриева?

б) Самая красивая мечеть в Казани

а) Самая основная башня в Казанском кремле.

б) Татарский театр расположенный у озера Кабан.

Учитель: Ребята, следующее задание обеим командам. Расскажите, как вы представляете нашу столицу в будущем.

(Прослушали ответы участников каждой команды.)

И так, ребята завершился наш конкурс. Вы, молодцы, все участвовали активно. Но пришло время, назначить победителя. Победителю, как было сказано ставим полумесяц. Та команда, которая построила башню первой, та и победила. Поздравляю вас.

Все вместе слушаем гимн Татарстана. (12-ом слайде гимн Татарстана.)

Учитель: Самая большая ценность в мире – жизнь: своя, чужая, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас красотой, неожиданной мудростью, великолепием, неповторимостью. Жизнь надо прожить с достоинством. А для этого каждый из нас должен знать и беречь историю своей страны, своей малой Родины.
Говорят, кто не знает свое прошлое, у того нет будущего. Поэтому мы, ребята, должны знать историю своей столицы, своего родного края. Желая миру покоя, всем здоровья и счастья, мы с вами прощаемся. Спасибо за участие.

Использованная литература.

  1. Ахбарова, Г.Х , Скиргайло, Т.О. Краеведение на уроках развития речи. – Казань: РИЦ “Школа”, 2007.
  2. Елизаров, М. Н. Они были в Казани. – Казань, 1983.
  3. Егерев, В. В. Дома, связанные с пребыванием А.С. Пушкина в Казани. – Казань, 1956.
  4. Клементовский, В. А. Русские писатели в Татарии. – Казань, 1974.
  5. http://www.kazan-kremlin.ru/