Проблемы взаимоотношения поколений, повышения роли семьи в общественной жизни как никогда остро стоят сегодня перед нашим обществом. В числе основных факторов, пагубно влияющих на нормальное психическое и личностное развитие ребенка, следует отметить разрушение культуры семьи и потерю навыков родительского поведения. Малодетность современных семей привела к кризисной ситуации: нарушены биологически и социально обусловленные внутрисемейные связи, играющие огромную роль в нормальном процессе социализации ребенка.
В традиционном обществе уже с рождения дети находились под постоянным воздействием народной педагогики, варьирующей свои методы в зависимости от возраста и пола ребенка. Его постепенно, целенаправленно приобщали не только к труду, но и к принятым нормам поведения, к духовной и нравственной культуре данного сообщества.
На сегодняшнем этапе актуальна проблема отношений традиционной народной педагогики - уникальной системы воспитания, вырабатывавшейся веками на развитие личности ребенка в современном мире.
Этнопедагогика в целом представляет собой историю и теорию народного воспитания. Она объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, изучает процесс социального и общественного взаимодействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт.
Этнопедагогика изучает:
- основные педагогические понятия (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение );
- ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемный ребенок, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);
- функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);
- факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал);
- методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, раскаяние, покаяние, запрет, наказание);
- средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, сказки, легенды, мифы и т.д.);
- организацию воспитания (трудовые объединения детей, объединения по интересам, праздники).
Рассмотрим основные средства воспитания этнопедагогики, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра.
К трем-четырем годам дети пополняют свой словарный запас. Ребенок уже относительно свободно говорит, для него становится возможной словесная игра, и именно в это время ему начинают рассказывать сказки и прибаутки.
Сказка играла большую роль в воспитании ребенка. Прежде всего, детям рассказывали сказки о животных. В них животные олицетворяли различные, в том числе и плохие человеческие качества: жадность, глупость, трусость, которые сказка призвана была осудить, зато возвышались положительные качества: храбрость, смекалка, доброта. Как правило, сказки просты по композиции, в них часто используется прием повторения одного и того же эпизода (кумулятивные или цепные сказки). Такое их построение способствует лучшему запоминанию их ребенком. Примерами таких сказок являются “Колобок”, “Теремок”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Маша и медведь” и др.
Трудно переоценить роль словесных прибауток в деле воспитания ребенка – они учили его не просто разговаривать, а вступать в разговор. Традиционная культура – это, прежде всего, культура диалога. Даже такая простая игра с ребенком: “Это чей нос? – Савин. – Куда пошел? – славить” – уже ориентирует ребенка на диалог, на необходимость не просто слушания, но и ответа, пусть даже самого короткого. Важно, что этот диалог, как правило, был в стихах, это способствовало быстрому запоминанию и более легкому овладению вопросно-ответной формой речи.
Для развития голосовых связок полезной была игра в голосянку. Для этого ребята собирались в круг и вместе, нараспев, начинали произносить незамысловатый текст, стараясь намеренно тянуть последний звук. Например:
Давайте, ребята,
Голосянку тянуть;
Кто не вытянет,
Того за волосы рва –а- а-а-ть...
Кто дольше протянет этот звук, не переводя дыхание, тот и выиграет.
Большую роль в развитии речевых способностей детей, совершенствовании их дикции играли скороговорки:
Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап!Два дровосека
Два дроворуба
Рубили на дворе дрова.Всех скороговорок
Не перескороговоришь.
Как жаль, что сегодня словесные игры не столь распространены. Какую пользу они оказывали детям! У деревенских мальчишек и девчонок вряд ли были логопедические проблемы, столь часто встречающиеся у современных детей.
Словесные игры развивали и необходимые психологические качества. Например, молчанка учила детей выдержке и терпению. Один из участников игры произносил текст:
Тише, мыши,
Кот на крыше
Кошку за уши ведет.
Кошка драна,
Хвост облез,
Кто промолвит,
Тот и съест.
Все должны молчать, любое слово, смех или даже улыбка засчитывались за проигрыш.
Остается сожалеть, что в наше время скороговорки, голосянки, сказки и прибаутки редко используются родителями и постепенно уходят из быта и жизни маленького ребенка. Современные родители предпочитают общаться с ребенком при помощи книги или компьютера. Но, любая, даже самая хорошая книга не заменит живого человеческого общения. Ведь книжка не ждет ответа, а живой человек смотрит, задает вопрос, просит на него ответить. Вот эта стимуляция ребенка к ответу, так хорошо развитая в традиционной культуре, оказывается чрезвычайно важной для развития речевых, умственных и коммуникативных способностей детей.
Познание природы начиналось для ребенка с весны, когда он впервые выходил с друзьями в лес собирать свежие ростки хвои, болотные луковицы, удовлетворяя витаминный голод после зимы. С самого раннего детства шло знакомство с певчими обитателями леса. Современные исследования показали, что городской ребенок знает голоса пяти-шести птиц, включая ворону, утку, петуха. Ребенок, живший в прежней деревне, различал голоса десятков птиц.
Уже с раннего возраста дети относились к природе как к чему-то живому, что можно было не только использовать, но нужно было охранять и уважать. Начиналось все с малых лет: ребенка просто учили смотреть, как улетают и прилетают птицы, как всходит и заходит солнце, как зеленеют растения, но и учили устанавливать с природой диалог.
Широкое распространение в детском фольклоре получили песни-заклички, обращенные к какому-либо природному явлению, насекомым, птицам.
Радуга-дуга,
Перекинься на луга!
Выйди солнышко,
Из-под бревнышка!Туман-туман!
Не стелись по лугам,
А стелись по болотам,
По крутым наволокам!Курли, курли, курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си,курлы-си,
По всей Руси, по Руси!
Постепенно раскрывая для себя всю красоту мира, ребенок приучался принимать природу, любить и жалеть ее, относиться к ней так же бережно, как к родной матери. Детям ненавязчиво прививали “духовную экологию”, формируя уважительное отношение к родному краю.
Воспитание и образование в современном обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Народная педагогика – педагогика национального развития, возрождения, самовоспитания, создающая личность патриота, человека с высокоразвитым чувством национальной гордости и достоинства.
Сердцевиной этнопедагогики, ее душой является любовь. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине. Обогащаясь знаниями по народной педагогике, воспитатель сможет лучше понять своих воспитанников и их проблемы.