Цели: познакомить учащихся с записью римской нумерации, с историей ее появления в науке, значением римской нумерации в современной жизни, показать преимущество арабской нумерации, развивать интерес к предмету, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
Оборудование для учителя: таблица “Римская нумерация чисел”, географическая карта полушарий, выставка книг с римской нумерацией, мультимедиа, компьютер, карта путешествия по стране “Циферии”.
Оборудование для учащихся: учебник “Математика” И.И. Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина. 2 часть – Издательский дом Федоров Издательство “Учебная литература”, 2008, спички
Программа: система Л.В.Занкова.
Ход урока
Организационный момент.
Читайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!
Сообщение темы урока.
Учитель. В стране “Циферии” живут математика, алгебра, геометрия. По ней вы будете путешествовать все школьные годы. А пока мы учимся математике. Знаете ли вы, что первый учебник математики был напечатан по заданию Петра Первого учителем математики, выходцем из крестьянской семьи, Телятиным. Ведя с ним беседы, царь сказал: “Да ты, братец, силен в науках, притягиваешь знания, как магнит. Так быть тебе по сему Магницким” Написанная им Арифметика в 1703 г., стала лучшим учебником по математике. Этот учебник вы видели во время экскурсии по залам Саратовского краеведческого музея. Итак, отправляемся в путь.
Учитель. Определите, в котором часу начнем путешествие. Помогут в этом часы с римской нумерацией. (9 часов)
Учитель. Из страны “Математики” прислали для вас пригласительный билет.
Пригласительный билет затаил в себе секрет.
Лишь стручок переложи и примеры те реши.
(Стручки расположены следующим образом: II-I=II, переложив стручок, получим решение: I+I=II)
Учитель. Итак, снова в путь.
1 станция “ИСТОРИЧЕСКАЯ”
Рассказ учителя из истории возникновения римских чисел. Работа по таблице “Римская нумерация чисел”. Наблюдения учащихся. Вывод: почему арабская нумерация чисел имеет преимущества над римской.
На слайде число 34=ХХХIV
Учитель показывает, как складывают римские числа. Учащиеся убеждаются и делают вывод: арабские числа удобны в записи, а также при выполнении действий.
Работа по учебнику. Выполнение задания №318.
2 станция “ГОРОД ЗАДАЧ”
Решение задачи из учебника № 319. Работа в группах. Проверка.
Учитель. В этом городе живут и логические задачи. Внимание! (Запись на слайде)
Леснику поручили срубить 11 сухих деревьев. Но их оказалось всего лишь 3. Тем не менее, лесник не расстроился: имея 3 дерева, он выдал 11. Как лесник выполнил данное поручение?
(Ответ. Лесник положил деревья следующим образом: XI)
Учитель. Из этих деревьев сделали спички. Положите спички перед собой.
Нельзя ли из трёх спичек сделать 6, не ломая их? (Ответ. Положить так: VI)
Люба и Шура играли в спички. Шура говорит Любе: “Как доказать на спичках, что если отнять 2 от 10, то ничего не останется”. Люба сначала не сообразила, а, взглянув на стенные часы, улыбнулась и решила задачу. А вы догадались?
(Ответ: пожить спички так: X – II= 0 )
3 станция “ГОРЫ ТРУДНОСТЕЙ”
Учитель. Найдите значения выражений и вы прочитаете название страны.
9х9 Я 10х6+12:4 Д 18+9х3 И 100-4х7 И 6х(18:2) Н
(Проверка. Получили ответы: 81, 63, 45, 72, 54)
Учитель. Что наблюдаете? Расположите числа в порядке возрастания значений выражений. ( Каждое следующее значение выражения увеличивается на 9. Прочитаем: Индия)
Учитель. Почему выбрана Индия? Во-первых, в Индии самые высокие горы – Гималаи (а станция называется “Горы трудностей). Самая высокая гора Джомолунгма – 8848м. Её освоение произошло в 1953 году советскими альпинистами. (Рассказ сопровождается показом географических названий на физической карте мира) Во-вторых, арабские цифры завезли арабы из Индии. Сравните, у индейцев – сунья, у арабов – сифра, а у нас – цифра. Итак, снова в путь!
4 станция “ПРОЛИВ МУЗЫКАЛЬНЫЙ”
Проводится музыкальная физминутка
Учитель. Приближаемся к 5 станции – “КОРОЛЕВСТВО МАТЕМАТИКИ”
Учитель. Нас встречают король и королева страны Математики. (На голове у учащихся короны желтого цвета.) Король читает указ.
Кто не выучил таблицу,
Заточу того в темницу!
Тот, кто выучил на “пять” -
Королевством управлять!
Король даёт задание. Какие три числа перемножить или сложить, чтобы получить один и тот же результат? (Ответ: 1х2х3=6 1+2+3=6)
Королева предлагает решить ребусы
3+рисунок кота + Ж (трикотаж)
3 + рисунок батона ( убираем 2 первые буквы) ( тритон)
Учитель. Что вам известно о жизни тритона? ( Тритон – семейство земноводных. В домашних условиях проживает в террариуме)
6 станция “ДОЛИНА СМЕЛЫХ”
На слайде записаны уравнения:
42:х=7
а х7=56
7 х у=70
х :4=9
Решите только те уравнения, где неизвестное число находится делением.
Работа в парах. Взаимопроверка.
Учитель. Приближаемся к станции
“КОРОЛЕВСТВО ГЕОМЕТРИИ”.
Но почему нас никто не встречает?
Оказывается, королева оставила нам видеозапись.
Так уж в жизни получилось,
За границу отлучилась.
До свидания, на прощанье
Вот такое вам задание.
На слайде рисунок свинки.
Учитель. Что наблюдаете? (Ответ. Рисунок составлен из геометрических фигур: туловище свинки – прямоугольник, мордочка – треугольник, ноги – лучи, хвостик – кривая линия.. Зашифрованы римские числа: задние ноги – один, передние – число пять, глаз – число 100, щетинки на спинке – число 50. Свинка грустная, так как хвостик и пятачок опущены вниз)
Учитель. Нарисуйте весёлую свинку, её подружку. Как выполнили работу? (Ответ. Хвостик и мордочка подняты кверху)
Учитель. Вот и закончилось наше путешествие по стране “ЦИФЕРИИ”.
Скоро прозвенит звонок,
Подводить пора итог.
Чьи ответы были интересными? Чему вы удивились? Выставление оценок.
Заранее подготовленный ученик знакомит с литературой, где используется римская нумерация.
Учитель.
Вы неплохо потрудились.
Отдыхали и учились.
Подкрепиться вам пора.
Не хотите ль пирога?Отвечать тогда пора:
Каков вес у пирога?
На слайде рисунок весов: на левой чашке весов гиря 3 кг и пирог, на правой – гиря 5 кг и гиря 1 кг. ( Ответ: вес пирога 3 кг.)
(Учитель угощает детей пирогом.)
Список использованной литературы
- В.В.Волина. Праздник чисел. – Издательство “Знание”, Москва, 1993
- Г.В.Раицкая. Олимпиадные задания. - Издательский Дом Федоров, Издательство “Учебная литература”, 2007
- Т.А.Лавриненко. Задания развивающего характера по математике. - ОАО Издательство “Лицей”, Саратов, 2003