Введение
В современных социальных условиях возрастает количество детей с различными нарушениями нервно-психологического здоровья. Многие дети испытывают значительные трудности в общении, не знают что такое доброта, они агрессивны, имеют вредные привычки. Такие дети являются “проблемными” детьми. Поэтому главной целью дополнительного образования является: создание условий для самоопределения, самореализации и саморазвития такого ребенка, приобщения его к мировой, отечественной, национальной культуре, включения в социальное творчество.
Данной проблемой в нашей стране занимались ученые-педагоги А. Г. Асмолов, А. К. Бруднов, И. В. Калиш, В. И. Панов и многие другие.
Цель работы: изучение социально-педагогической работы с “проблемными” детьми на примере театра кукол “Золотой ключик”.
Задачи:
- раскрыть психолого-педагогические особенности “проблемных” детей, девиантное поведение;
- показать взаимодействие социальных структур и правоохранительных органов в системе дополнительного образования детей;
- осуществить связь эстетического воспитания с формированием нравственных идеалов среди “проблемных” детей;
- показать как посредством традиционных и нетрадиционных форм занятий, интегрированных занятий развиваются индивидуальное творческое воображение детей, их наблюдательность; расширяются и углубляются знания детей в области театральной деятельности; наполняется содержанием свободное время личности.
Методы: теоретические – изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы в рамках рассматриваемой проблемы; эмпирические – педагогическое наблюдение воспитательного процесса.
В содержание работы входят: введение, две главы и четыре подглавы (раскрывают психолого-педагогические особенности “проблемных” детей, взаимодействие социального работника, инспектора по делам несовершеннолетних в работе с такими детьми; показывают непосредственную работу в творческом объединении театре кукол “Золотой ключик”, какие формы при этом используются и др.), заключение, список использованной литературы и приложения. Всего 9 приложений.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3 содержат беседы о наркомании, алкоголизме, курении. Данные беседы в профилактических целях проводятся с “проблемными” дети, которые подвержены этим вредным привычкам.
Приложение 4 содержит материал о видах театральной куклы, из чего и как создается кукла.
Приложение 5 раскрывает законы кукловождения, показаны упражнения с перчаточной куклой.
Приложение 6 – наглядная работа в театре кукол “Золотой ключик” (представлены цветные фотографии).
Приложение 7 содержит скороговорки, и загадки, с помощью которых детей учат правильно и чётко проговаривать слова. Это необходимо при постановке спектакля.
Приложение 8 раскрывает содержание интегрированного урока по созданию спектакля “Петрушка”.
Приложение 9 – сценарий кукольного спектакля “Любочка и её помощники”, который учит детей доброте.
В творческом объединении театра кукол “Золотой ключик” занимаются дети младшего школьного возраста.
1. Теоретические основы проблемы работы с “проблемными” детьми в учреждениях дополнительного образования
1.1. Психолого-педагогические особенности “проблемных” детей
“Проблемные” дети – понятие сложное. У каждого из них что-то свое, особенное, индивидуальное, не похожее на других “проблемных” детей: своя причина, свои особенности отклонения от нормы, свои пути воспитания. Особенности поведения “проблемных” детей есть, прежде всего, своеобразное отражение неблагоприятных внешних влияний. Наличие антиобщественных мотивов поведения способствует образованию вредных привычек и отрицательных качеств.
По моим наблюдениям для многих “проблемных” детей характерен, например, эгоизм. Чаще всего он проявляется в виде потребительских наклонностей и личных установок. Беспринципность – другая распространенная черта “проблемных” детей. Для таких детей нет твердых норм морали. Чтобы перевоспитать такого ребенка, требуется восстановление единых требований в семье и школе, создание твердых правил, четкого режима, традиций. В характере “проблемного” ребенка нередко уживаются крайние противоположности: развитый ум и почти не развитые чувства (или наоборот), ограниченный кругозор и богатый отрицательный опыт в бытовой жизни и т. д. Все это создает внутреннюю напряженность и противоречивость желаний, чувств, что выражается в противоречивых поступках ребенка. Это и есть первая особенность поведения трудновоспитуемых, которую обязан учитывать педагог.
Вторая особенность поведения “проблемных” детей – конфликтные длительные отношения с окружающими. Вначале конфликтные отношения возникают, как правило, помимо воли подростка с одним из родителей или педагогов. Затем конфликтная среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с большинством взрослых и сверстников.
Третьей особенностью, характеризующей поведение трудновоспитуемых, является жизненная эгоистическая позиция: они всё оценивают с точки зрения того, выгодно им это или нет; что они получат для себя, если выполнят требование родителей или педагогов. Погоня за удовольствиями, часто нездоровыми (вино, табак, карты) на высокой стадии трудновоспитуемости становится основным стимулом поведения. При этом дело доходит до воровства, злостного хулиганства.
Четвертая особенность – крайняя неустойчивость их интересов и стремлений, перемена настроений, желаний.
Пятая особенность поведения трудновоспитуемых – это противодействие воспитательным воздействиям.
Особенно часто “проблемные” дети отвергают требования нелюбимых педагогов, то есть тех, которые случайно или преднамеренно обидели их, унизили их личное достоинство.
Из практики очевидно, что “проблемные” дети не справляются с требованиями программы обучения и воспитания, не поддаются общим правилам, не реагируют на замечания взрослых, отличаются от других детей своими менее развитыми интеллектуальными, нравственными, эмоционально-волевыми и динамическими качествами, отношением к деятельности и её результатам. Недостатки в развитии этих детей, как правило, вызваны педагогическими причинами. Чаще всего, это неправильное воспитание в семье, недостаточное внимание к индивидуальности ребенка. И очень часто рассогласованность действий, когда родители требуют одно, а школа, педагоги – другое, приводит к росту беспризорности, наркомании, алкоголизму, курению, хулиганству среди таких детей.
Поэтому в работе с такими детьми следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования их возраста.
Проблемным ребенок становится под влиянием многих причин: испорченности отношений в семье, неправильных воспитательных установок, не совершенности влияний и т.д.
Надо все время анализировать процесс и результаты влияния на ребенка, вовремя устранять причины, порождающие трудновоспитуемость, не давать им соединяться вместе.
Проблемным ребенок становится тогда, когда совпадает сразу несколько неблагоприятных факторов и причин: безнадзорность и второгодничество, педагогические ошибки и нездоровое влияние семьи.
На сегодняшний день можно выделить следующие основные социальные проблемы: алкоголизация детей; употребление токсических и наркотических веществ; вовлечение детей в правонарушения.
Многие причины, порождающие нарушение норм поведения “проблемных” детей, удаётся выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых ещё не найдены действенные средства. В полной мере к этой категории могут быть отнесены факторы психолого-педагогического характера. Так, всё чаще при выяснении причин и условий нарушения подростками норм и правил поведения мы обращаемся к анализу психологического климата семьи, эмоционально-психологических отношений ребенка со сверстниками и взрослыми. Значительная часть нарушений дисциплины совершается детьми в состоянии сниженного уровня психологической деятельности или в пограничном между нормой и патологией состоянии. Поэтому предупреждение и преодоление трудностей в воспитании обучающихся зависит от правильности и полноты определения факторов, порождающих и обусловливающих девиации.
Таким образом, лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное, организуемое с чётким определением средств, форм и методов воспитания, воздействие. Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у “проблемных” детей. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу.
1.2. Взаимодействие социальных структур и правоохранительных органов в системе дополнительного образования детей
В своей практике при обучении “проблемных” детей творческому воображению, чувству прекрасного, формировании нравственных идеалов я взаимодействую с социальным работником и инспектором по делам несовершеннолетних.
Специалист социальной работы выполняет различные социальные роли. Сфера деятельности социального работника многогранна, многофункциональна.
Вся деятельность социального работника должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности подопечного, обеспечению охраны жизни и здоровья ребенка, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
Термин “социальное воспитание” означает процесс помогающий человеку совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях. Процесс социального воспитания происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. Основными очагами социального воспитания ребенка являются семья, школа, среда “улица”.
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жёстких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать знания-умения-навыки из цели обучения в средство развития способностей учащихся – познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечивает каждому обучающемуся проявить заложенное в нём от природы творческое начало, то есть обрести способность быть творческим субъектом своего развития.
В учреждении дополнительного образования, в частности в театре кукол “Золотой ключик”, моя работа направлена на удовлетворение:
- детского спроса, то есть удовлетворение потребности познавательного и личностного развития, общение, досуг и времяпровождение. Детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и соответствующего ему типа ведущей деятельности;
- правоохранительною спроса, то есть профилактика девиантного и асоциального, в том числе противоправного, поведения детей.
Совместно с социальным работником и инспектором по делам несовершеннолетних я провожу с “проблемными” детьми профилактические беседы о вреде курения, алкоголизме, о наркомании (см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).
Участвуя в творческой работе театра кукол, ребенок реализует свои интересы, приобретает навыки и умения. Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в учреждении дополнительного образования и в плане развития, и в плане самоутверждения, и в плане самоактуализации. У него происходит психологическая компенсация неудач в семье, в школе; появляется возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и в школе. Происходит общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе – ребенок пробует найти себя в разных видах деятельности, обогащается общественным опытом.
Таким образом, гуманизм современного социального воспитания состоит в том, чтобы строить отношения обучающегося и педагога не на давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг друга. Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются. Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения родителей и педагогов – всё это отражается на ребенке. И, если мы исключим плохое влияние, будем осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырасти хорошую смену активных и трудолюбивых людей.
2. Театр кукол “Золотой ключик”
2.1. Театр кукол как основа связи эстетического воспитания с формированием нравственных идеалов среди “проблемных” детей
В России первое упоминание о кукольном театре было в 1609 году. Одной из первых кукол был Петрушка. Его полное имя Пётр Петрович Уксусов. В 1730 году в Санкт-Петербурге была впервые напечатана статья о кукольном театре, в которой было дано лучшее определение кукольному театру, способному “естество вещей показывать”. Первый профессиональный кукольный театр был основан в Москве 16 сентября 1931 года, который функционирует до сих пор. В театре имеется редчайшая экспозиция и крупнейшее в мире собрание театральных кукол.
Вырастая в окружении кукол, дети практически ничего не знают об истории возникновения этой игрушки. А ведь кукла – часть культуры народа, она возникла давно, вместе с человеческим обществом (см. Приложение 4).
Идея использовать куклу для снятия психологического напряжения возникла из наблюдений за детьми. Имея большой опыт в работе с детьми, я столкнулась с тем, что многим детям трудно раскрепоститься, они боятся незнакомых людей, эмоционально “зажаты”. Но как только ребёнок берёт в руки куклу, он психологически прячется за неё, выступает от её имени, становится более открытым и смелым в контактах с окружающими, начинает примерять на себя разные модели социального поведения. Прежде всего, кукла помогает педагогу установить контакт со стеснительным ребёнком. Маленькая кукла вызывает у детей меньше страха, и с ней ребёнок, особенно младшего школьного возраста, быстрее идёт на контакт. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом.
В своей педагогической практике я активно использую театральных кукол и считаю, что в отличие от сюжетных кукол театральные куклы в большей степени подталкивают детей на ведение диалогов, служат стимулирующим фактором для развития диалоговой речи. Ребёнок с удовольствием берёт в руки героя кукольного театра и от его лица рассказывает о своих собственных переживаниях, мыслях. Оперируя куклами, робкие дети взаимодействуют с другими людьми, начинают постигать процесс общения со сверстниками. Исполняя роль персонажей с разными характерами, дети “примеряют” на себя разные модели поведения – осторожность, храбрость, решимость, агрессивность и т.п. Это очень важно для того, чтобы став взрослым, ребёнок мог вести себя по-разному и в зависимости от ситуации проявлять и терпимость, и настойчивость, и доброту.
Для ребёнка театральная кукла – это, прежде всего, игрушка, но игрушка не совсем обычная. С помощью такой игрушки дети могут передавать как содержание сказки, так и смоделировать простую жизненную ситуацию. Активные дети всегда с удовольствием играют роли, робкие дети нередко только от лица куклы впервые решаются произнести слова со сцены, психологически прячась за куклу. Занятия с куклами позволяют детям раскрепоститься, высказать свои мысли, громко прочитать текст и т.д.
В руках педагога театральная кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создавать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукту деятельности ребёнка без риска вызвать обиду или сопротивление.
Многие педагоги используют в работе готовые наборы театральных кукол, но я с удовольствием изготавливаю театральных кукол сама и вместе с детьми. Такие куклы сделаны из различных материалов и имеют разный размер. Они бывают и пальчиковыми на основе тряпичного шарика, одетого в персонажа сказки, и связанные на пяти спицах из шерстяных ниток для настольного театра – “варежковый театр”, и куклы – головные уборы, которые одеваются на голову ребёнка. Очень удобны куклы-мешочки, они сделаны из теннисного шарика, одетого на палку, которая крепится в мешочке с песком или крупой. Самым интересным решением театральной куклы я считаю шатровую куклу. Кукла шьется из яркой, красочной ткани, голова куклы находится на уровне груди ребёнка, руки ребёнка вставляются специальные прорезы. Используя такие куклы в игре, дети учатся передавать движения персонажа, например, если это дедушка или бабушка, то движения медленные, размеренные, кукла – ребёнок двигается быстро, она активна. Дети знакомятся с правилами сценической речи: если персонаж говорит, то он слегка двигает головой, а если молчит, слушает, то он не двигается. (Законы кукловождения см. Приложение 5).
Использование в своей работе разнообразных кукол мне помогает решать такие задачи, как развитие речи и творческого потенциала детей, снятие психологического напряжения, создание благоприятного эмоционального климата в группе.
В работу по изготовлению кукол активно включаются и родители обучающихся: приносят ткань, пуговицы, нитки и различный бросовый материал. У нас замечательно проходят совместные спектакли. Куклами, сделанными своими руками, мы показываем театральные постановки для детей младшего возраста (см. Приложение 6).
В работе над кукольным спектаклем большое внимание уделяется речи актёра. Интонация – важная характеристика разговорной речи. “Озвучивание” и “оживление” куклы довольно сложная работа для детей, в музыкальном кукольном спектакле она осложняется тем, что кукла ещё и поёт. Поэтому при постановке спектакля большое внимание уделяется интонации, дикции, дыханию актёров. В процессе подготовки спектакля дети отгадывают загадки, учатся произносить скороговорки для того, чтобы дикция во время спектакля была чёткой, ровной, ясной, речь была выразительной (см. Приложение 7).
Профессиональное использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития их умственного, нравственного, эстетического воспитания. Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица детей свидетельствуют о том, как дети любят кукольный театр, ждут с нетерпением открытия занавеса.
Очень важно воспитательное значение кукольного театра – спектакли показывают примеры дружбы, доброты, любви к Родине, честности, правдивости, трудолюбия, смех, слезы и образы современной жизни.
Таким образом, работа с куклой предполагает заинтересованность у обучающихся, развитие координации, развитие воображения. Кукольный театр воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектакля применяются и художественное слово, и наглядный образ: кукла, живописно-декоративное оформление, песня, музыкальное сопровождение. На занятиях применяется ведущий принцип: от простого к сложному, то есть сначала дети читают текст, затем его пересказывают, потом заучивают и, наконец, готовятся к выступлению. Возраст обучающихся в театре кукол “Золотой ключик” колеблется от 7 до 12 лет.
Если детство – особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно и радостно, то кукольный спектакль – один из самых простых и действенных способов доставить детям радость.
Мне приходиться работать с “проблемными” детьми. Почти все ребята имеют высокий уровень враждебности и агрессивности. Они подозрительны и обидчивы, легко раздражаются, не могут контролировать свое поведение, не различают действительную враждебность по отношению к ним и требовательность педагога, касающуюся соблюдения правил поведения. Все они болтливы, грубы в выражениях, не сдержанны и слоны пускать в ход кулаки, когда не могут договориться. У ребят отсутствует представление о том, что “хорошо”, что “плохо”; моральные ценности размыты, угрызений совести не ощущают. Модели поведения, как правило, агрессивные, они пытаются защитить свое “Я”, которое не могут осознать, и, зачастую, не представляют себя в этой жизни. Жизненный сценарий – “неудачник”, модель поведения – агрессивная.
При работе с этой категорией детей необходимо проявлять максимальное уважение к их личности, огромное терпение. Приведу, к примеру, притчу: “У одного восточного мудреца, который славился не только своим умом, но и большой дружной семьей, как-то спросили: “В чем секрет вашего семейного счастья?” В ответ мудрец написал 33 раза всего лишь одно слово: “терпение”.
Для создания системы работы с “проблемными” детьми важным элементом, на мой взгляд, является метод замечания их успехов, своевременная положительная оценка результатов их деятельности. Необходимо чутко ориентироваться на реальные возможности ребят и никогда не требовать от них невозможного.
При доверительном разговоре с ними я смотрю им в глаза (“контакт глаз”), чтобы воочию убедиться в том, что ребята меня поняли правильно.
“Проблемные” дети в состоянии выполнить одномоментно только одно задание, поэтому я даю им любые указания предельно конкретно и лишь одно поручение на четко определенное время. Также при работе с такими детьми я учитываю их возрастные особенности, их негативизм, стремление отстраниться от мира взрослых. Не надо обольщаться первым успехам и нужно всегда помнить о том, что не во всех случаях можно помочь таким детям.
При попытках эффективного разрешения той или иной конкретной воспитательной проблемы с “проблемными” детьми всегда необходимо стремиться к диалогу, к поиску взаимоприемлемого компромисса.
Чтобы понять ребенка, надо его обязательно выслушать. Это не просто сделать. Особенно опытному педагогу, уже поверившему в свою непогрешимую опытность. А ребенку всегда важно быть услышанным.
У “проблемных” детей обострено чувство справедливости и равенства. Поэтому, прежде чем предъявлять к ним педагогические требования необходимо самому соответствовать им. Ежедневно мне приходится проходить своеобразное испытание на прочность, прежде всего, на прочность нервной системы; приходится не поддаваться на провокации конфликты, демонстрировать умение “властвовать над собой” и др.
Замечательное средство в подобных ситуациях – юмор. Забавная присказка или поговорка, анекдот, позволяющий взглянуть на ситуацию со стороны, помогают мгновенно разрядить ситуацию. Например, у меня на занятиях очень популярны ставшие афоризмами строчки из всеми любимого “Дяди Федора” Э.Успенского. Недавно в ответ на мой доброжелательно-назидательный совет “прикусить язык” прозвучала интонационно всеми узнаваемая цитата: “Сейчас без языка никак нельзя. Пропадешь сразу: или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног”. С этим, право, трудно не согласиться. Опять же – классика. И потому воспитательную ситуацию мы разрядили общим смехом. При этом главное, чтобы смех был добрым.
Таким образом, используя на своих занятиях, прибаутки, юмор, дети раскрепощаются, становятся доброжелательными, спокойными.
2.2. Формы занятий в Театре кукол “Золотой ключик” с “проблемными” детьми
- Традиционные формы
Работа в театре кукол “Золотой ключик” направлена на снижение негативных явлений путем вовлечения детей в социально значимую деятельность.
По моим наблюдениям дети быстрее идут на контакт, когда включены такие методы как “равный – равному”. В своей работе я использую традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми.
Таблица 1. Традиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе
Лекция: лекция–парадокс; парный опрос: экспресс- опрос; урок-защита: урок- практикум | Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся |
Семинар | Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога: формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений |
Дискуссия | Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы: расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения |
Конференция | Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов: развивает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности |
Экскурсия | Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью: обогащает чувственное восприятие и наглядные представления |
Экспедиция | Поездка группы со специальным заданием: решает комплекс проблем разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий |
Туристический поход | Передвижение группы людей с определенной целью: реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития |
Учебная игра | Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия: характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации |
Утренник, праздник | Организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности |
- Нетрадиционные формы
Таблица 2. Нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе
Презентация предметного явления, события, факты | Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях |
Социодрама | Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений |
Защита проекта | Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем |
Философский стол | Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни – “Свобода и долг”, “Человек и природа” и т.п. |
Чаепитие | Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает |
“Крепкий орешек” | Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений |
День добрых сюрпризов | Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость |
Конверт вопросов | Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке |
Выпускной ринг | Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми |
Психологический урок | Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач |
- Интегрированные занятия
Процесс подготовки и проведения интегрированного занятия в учреждении дополнительного образования детей имеет определенную специфику и состоит из нескольких этапов: планирование, создание творческой группы, конструирование занятия и его анализ.
Планирование необходимо во избежание элемента спонтанности, случайности в проведении интегрированных занятий. Такой подход позволяет четко определить роль и место интегрированного занятия в системе занятий первого, второго, третьего и т.д. годов обучения, а также выявить межпредметные интегративные связи с соответствующими базовыми дисциплинами общеобразовательной школы.
Цель интегрированного занятия – достижение целостного представления об изучаемом явлении, процессе, которые заявлены в теме или разделе образовательной программы (см. Приложение 8).
Во время ролевых игр обучающиеся входят в роль персонажа и проигрывают какой-либо эпизод. Процесс ролевой игры очень прост. Определяется тема или проблема, распределяются роли между всеми участниками. Одна и та же ситуация может быть проиграна несколько раз с разными участниками, предлагающими решение проблемы. Затем следует обсуждение ситуации и выбора решения. В ходе ролевых игр участники обретают навыки решения различных ситуаций.
В упражнениях обучающиеся выполняют задание педагога. При этом упражнение может выполняться как индивидуально, так и коллективно. Упражнения наполнены содержанием, которое позволяет обучающимся познать себя; особенностями принятия решений посредством рефлексии.
Индивидуальное и коллективное рисование создают условия для развития творчества обучающихся, сплоченности, способствуют развитию рефлексии, самопознанию.
Непосредственное участие детей в проведении занятия создает доброжелательную атмосферу и дает возможность ребятам раскрыть свои творческие возможности
Для того чтобы занятием достичь желаемой цели, педагогу необходимо помнить о трех составляющих успеха:
- включение в занятие: каким образом учащиеся будут включены в занятие;
- привлекательность занятия: как привлечь внимание, в какую привлекательную форму его облечь;
- осмысление занятия.
Таким образом, традиционные и нетрадиционные формы занятия, интегрированные занятия в кукольном театре способствуют раскрытию личности ребенка, раскрепощают его, развивают мышление, раскрывают в нем задатки творческой личности.
Заключение
Таким образом, в данной работе была изучена социально-педагогическая работа с “проблемными” детьми в учреждении дополнительного образования детей на примере театра кукол “Золотой ключик”, что являлось её целью.
В ходе поставленных задач были рассмотрены следующие вопросы: психолого-педагогические особенности “проблемных” детей, девиантное поведение; взаимодействие социальных структур и правоохранительных органов в системе дополнительного образования детей; связь эстетического воспитания с формированием нравственных идеалов среди “проблемных” детей; как посредством традиционных и нетрадиционных форм занятий, интегрированных занятий развиваются индивидуальное творческое воображение детей, их наблюдательность; расширяются и углубляются знания детей в области театральной деятельности; наполняется содержанием свободное время личности;
Занятия в творческом объединении театр кукол “Золотой ключик” помогают ребенку развить его творческие способности, мышление и память, эстетические и нравственные качества.
Тесные взаимоотношения с семьей, школой, социумом помогают воспитанию и развитию качеств личности ребенка.
Нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В пьесах, сценках раскрываются темы дружбы и товарищества, взаимопомощи.
Что же дает ребенку игра в кукольный театр? Вспомним, что кукла полностью подвластна ребенку, зависит от него. Это дает ему возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением “настоящего” мира, мира взрослых. В этом моделировании параллельно происходят два очень важных для развития ребенка процесса.
С одной стороны, это подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребенок повторяет движение, ситуацию, фразу, сказку, отслеживая при этом реакцию окружающих. Через это подражание ребенок учится самоопределению.
Второй процесс противоположен по своей сути, но внутренне тесно взаимосвязан с первым. Это процесс создания своего, нового мира, то есть творчество. Сюжет сказки лишь опора для ребенка, лишь толчок к самостоятельному творчеству.
В идеале кукольный театр нужен ребенку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций. Творчество – это способность создавать свои идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются в детстве и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром. Поэтому так важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и “правильно” сыграл ту или иную роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира. Возможность сформировать эту основу и дает детям игра в кукольный театр.
Список использованной литературы
1. Аленский, Ю.А. Азбука театра [Текст] / Ю.А. Аленский. – М.: Искусство, 1986. – 125с.
2. Ветлугина, В.А. Эстетическое воспитание [Текст] / В.А. Ветлугина. – М.: Педагогика, 1999. – 262с.
3. Девиантное поведение подростков [Текст] : метод. пособие. – М.: Педагогика, 1999. – 186с.
4. Колесов, Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников [Текст] / Д.В. Колесов. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.
5. Коляев, Г.Н. Программа “Театральное искусство для детей младшего школьного возраста” [Текст] / Г.Н. Коляев // Сборник материалов областного конкурса “Педагог-внешкольник-98”. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – с.4-24.
6. Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст]: учебник / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 2008. – 438с.
7. Смирнова, Н.И. И оживают куклы [Текст] / Н.И. Смирнова. – М.: Просвещение, 1982. – 152с.
8. Сорокина, И.Ф. Играем в кукольный театр [Текст] : пособие / И.Ф. Сорокина. – М.: АРКТИ, 2004. – 208с.
9. Харисова, А.М. Игра как средство развития личности [Текст] / А.М. Харисова. – М.: Педагогика, 2006. – 312с.