- Программа рассчитана на детей 12-13 лет
- Срок реализации программы 1 года
- Программа модифицированная
Пояснительная записка
Программа кружка “Юный натуралист” позволяет учащимся расширить представление о животном и растительном мире, которое они приобретают в ходе изучения разделов “Растения” и “Животные”, 6 -7 классах.
Программа данного кружка рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые, живо интересуясь ботаникой и зоологией и стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать посильную помощь.
К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок. Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой, её отдельными биоценозами. Под руководством преподавателя ребёнок сможет в системе рассмотреть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех сторон.
На занятиях кружка ребята учатся вести наблюдения, работать с художественной и научной литературой. У них возникает потребность лучше и больше знать.
Во время проведения дидактических игр, развивается коллективизм, уважение друг к другу.
Общение учеников с педагогом на занятиях кружка теряет формальную направленность, когда четко выполняются установки социальных ролей “ учитель” и “ученик”. Ученики и учителя становятся единомышленниками, занимаясь тем, что их интересует.
Программа кружка рассчитана на 1 год, причём занятия могут проводиться в разновозрастной группе обучающихся.
Возраст детей – средние школьники 12-13 лет
Количество часов – 144 часа
При изучении следующих тем необходимо соблюдение техники безопасности:
- Природа окрестностей школы
- Сезонные явления в природе осенью
- Плоды и семена
- Скатерть-самобранка. Праздник осени.
- Зимующие птицы. Праздник
- Зима в природе
- Растения зимой
- Весна в природе
- Праздник птиц
Основная цель программы – формирование биолого-экологической культуры у детей, направленной на осознание целостности живой природы и человека, необходимости заботится обо всём живом на земле, воспитание нравственных качеств личности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Знакомство с видовым разнообразием растительного и животного мира, с их биологическими особенностями
2. Приобретение навыков и умений работать с художественной и научной литературой
3. Формирование у школьников умений сравнивать, вести наблюдения
4. Приобщение детей к охране природы родного края, вовлечение в защиту окружающей среды
5. Способствовать развитию коллективизма, повышению интереса к исследовательской работе
6. Содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса
Методы работы:
1. Поисково-исследовательский
2. Самореализация через различные творческие дела, участия в конкурсах, экскурсиях, выставках
3. Коллективный подход
Формы и приемы работы:
1. Проведение практически работ, лабораторных опытов, экскурсии
2. Изучение научной и художественной литературы
3. Фенологические наблюдения
4. Наблюдение за природными объектами
5. Моделирование экосистем
6. Изучение флоры и фауны родного края
Содержание программы
1. Введение.
2. Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами программы, техникой безопасности – 2 часа
Тема №1
Возникновение натуралистического движения – 2 часа
Первые кружки в стране. Образование станций юннатов и их деятельность.
Тема №2
Природа окрестностей школы - 2 часа. Экскурсия.
Сформировать понятие “окружающая среда”. Изучить многообразие растений окрестностей школы. Выявить значение почвы как верхнего слоя Земли. Активизировать деятельность детей по озеленению территории школы, села.
Тема №3
Правила поведения в природе - 2 часа.
Составление правил поведения в природе.
Тема №4
Сезонные явления в природе осенью - 3 часа. Экскурсия.
Признаки осени. Знакомство с распространенными растениями: деревьями, кустарниками, травами. Осенняя окраска листьев и кустарников.
Тема №5
Лягушки - 2 часа
Познакомить детей с особенностью животного живущего на суше и развивающегося в воде.
Тема №6
Природа в жизни человека - 3 часа.
Книга тревоги. Путешествие по заповедным местам Приамурья.
Тема №7
Красная книга - 2 часа
Знакомство с Красной книгой России, Амурской области.
Тема №8
Книга печали Амурской области - 2 часа.
Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Амурской области.
Тема №9
Зоология в цифрах -2 часа.
Занимательное природоведение
Тема № 10
День игр – 2 часа.
Экологический КВН “Приамурье моё”
Тема № 11
Береза - 2 часа.
Познакомить с русской березкой. Лекарственные свойства. Традиционные народные промыслы, связанные с березой.
Тема № 12
Лук -2 часа.
“Лук от семи недуг”. Практическая работа.
Тема № 13
Живые синоптики -2 часа.
Тема № 14
Бабочки “Летающие цветы” - 2 часа.
Внешнее строение. Бабочки-путешественники.
Бабочки, занесенные в Красную книгу. Справочное бюро.
Тема № 15
Скатерть-самобранка - 2 часа.
Осень, ты моя подружка. Праздник.
Тема № 16
Синица - 2 часа.
Внешний вид. Птицы-синоптики. Игры.
Тема № 17
Синичкина столовая- 2 часа
Внешний вид. Необычное в обычном. Беседа “Умеют ли птицы считать”. Игры.
Тема № 18
Звёздный час -2 часа
Тема № 19
Зимующие птицы. Праздник - 2 часа.
О пользе зимующих птиц. Конкурс “Птичья столовая”. Занимательная часть.
Тема № 20
Зима в природе. Экскурсия - 2 часа
Изменение природы зимой. Признаки зимы.
Тема № 21
Растения зимой - 2 часа.
Общий вид деревьев и кустарников зимой. Синквейн.
Тема № 22
Жизнь животных зимой - 2 часа.
Следы на снегу. Праздники, подсказанные природой.
Тема № 23-24
Медведь - 4 часа.
Записки натуралиста. Занесённые в Красную книгу.
Сказки о медведях. Загадки русского народа.
Народные игры.
Тема № 25
Дельфин - 2 часа.
Морские млекопитающие и человек. Репутация дельфина. Мир звука. Говорящие дельфины. Достижения в работе с дельфинами.
Тема № 26
Обезьяна -2 часа.
Познакомить детей с особенностями обитания приматов. Показать более высокую организацию среди других животных.
Тема № 27
Облепиха - 2 часа.
Рассказ о диком ананасе. Лекарственные свойства облепихи.
Беседа “Какие бывают музеи”.
Тема № 28
Пауки - 2 часа.
Пауки -синоптики. Энтомолог. Их следует охранять. Многообразие и многочисленность. Игры.
Тема № 29
Подсолнечник -2 часа.
Внешнее строение. Легенды о подсолнечнике. “Зеленый доктор”
Тема № 30
Пшеница - 2 часа.
Ода пшенице. Война и хлеб. Профессия – хлебороб. Народный промысел.
Тема № 31
Пчела - 2 часа.
Внешний вид. Образ жизни. Мёд – продукт пчелиной деятельности.
Тема № 32
Еж - 2 часа.
Конкурс “Вспомни и назови”. Внешний вид. Сказка “Откуда у ежа иголки”.
Тема №33
Кошки – 2 часа
Судьба кошки во времена прошлые.
Неприрученное домашнее животное. Породы кошек. Выставка. Интересные истории с кошками.
Конкурс “Мисс КисКис”
Тема №34
Рыбы – 2 часа.
Предсказания поданных Нептуна.
Удивительные факты из жизни рыб.
Тема №35
Плоды и семена – 2 часа
Сбор семян и плодов для подкормки птиц в зимнее время.
Тема №36
Алоэ, агава, амараллис – 2 часа
Дать понятие о комнатных цветах. Родина комнатных растений. Как ухаживать за своим зелёными друзьями.
Тема №37
Астра, агерантум, амарант, арктотия – 2 часа.
Познакомить с однолетними цветами. Цветы в украшении сада, парка, города, балкона. Профессия “цветовод – озеленитель”
Тема №38
Семейство лилейных – 2 часа.
Познакомить с семейством лилейных, представителями произрастающими в Амурской области. Использование в дизайнере школьного двора.
Тема №39
Африканская фиалка – 2 часа.
Гостья из далека. Украшение в домашнем интерьере.
Тема №40
Цветы – 2 часа
Как попали комнатные цветы в амурскую область.
Использование сухих цветов в декоративном творчестве.
Тема №41
Фотовыставка - 3 часа.
Природа глазами детей.
Тема №42
Белка – 2 часа.
Описание внешнего вида. Видовое разнообразие.
Тема №43
Бурундук, земляная белка – 2 часа.
Живые синоптики. Бурундук – живой барометр.
Тема №44
Экологическая газета - 2 часа.
Оформление и выпуск газеты.
Тема №45
Записки натуралиста - 4 часа.
Проба пира. Оформление статей в СМИ.
Тема №46
Научно-практическая конференция – 3 часа.
Подготовка и проведение конференции на тему “ Мы выбираем жизнь”.
Тема №47
Юный натуралист – 2 часа.
Устный журнал. По страницам журнала “Натуралист”
Тема №48
Цветочный карнавал – 2 часа.
Презентация о цветах.
Тема №49
Профессии – 2 часа.
Биология и профессия.
Тема №50
Садовый дизайнер – 2 часа
Как украсить школьный двор. Подбор растений.
Тема №51
Проект - 4 часа
Создание проектов. Оформление работ.
Тема №52
Лучший юннат – 2 часа.
Оформление конкурсной работы.
Тема №53
Учебно-опытный участок – 2 часа.
История создания. Перспективы развития.
Тема №54
Зелёная планета – 2 часа.
Проведение игр, викторин, выставки работ.
Тема №55
Определитель - 3 часа.
Познакомить с правилами определения растений.
Тема №56
Грибы - 3 часа.
Познакомить с незелёной группой растений – грибами. Грибы – паразиты. Игра “Поле чудес”. Видовое разнообразие. Правила сбора.
Тема №57
Биология - 2 часа.
Биология в цифрах. Где нужны знания? Молодежный чемпионат.
Тема №58
Дуб - 2 часа.
Им выдана охранная грамота ( о деревьях долгожителях). Дуб в стихах, рассказах, загадках, песнях.
Тема №59
Русская природа в произведения литераторов – 3 часа.
Стихи, проза, песни о природе родного края.
Тема № 60
Поэт земли Амурской - 2 часа.
Конкурс стихов амурских поэтов.
Тема №61
Пётор Комаров - 2 часа.
История людей живших в Амурской области. “Дом творчества”
Тема №62
Растения помощники в геологии - 2 часа.
Исследования в геологии. Краеведческий материал.
Тема №63
Лекарственные растения - 2 часа.
Помоги себе сам. Лекарственный отдел.
Тема №64
Лишайники – 3 часа.
Индикаторы свежего воздуха. Исследования местности. Экскурсия.
Тема №64
Экосистема - 3 часа.
Познакомить с понятием экосистема. Моделирование системы.
Оформление дневников наблюдения.
Тема №65
Рассада - 3 часа.
Посев семян в грунт и парники. Пикировка растений. Оформление клумб “Родина растений”.
Тема №66
Озеленение - 3 часа.
Посадка растений на школьном дендрарии.
Тема №67
Заключительное занятия - 3 часа.
Подведение итогов. Награждение лучших.
Велосипедный поход. Биологические игры.
Тема занятия | часы | Вид занятия | Теоретические занятия | Практические занятия | Срок | |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 часа | беседа | 2 часа | 1.10. | |
2 | Возникновение натуралистического движения | 2 часа | беседа | 2 часа | 2.10 | |
3 | Природа окрестностей школы | 2 часа | экскурсия | 1 час | 1 часа | 7.10 |
4 | Правила поведения в природе | 2часа | 2 часа | 8.10 | ||
5 | Сезонные явления в природе осенью | 3часа | экскурсия | 3 часа | 14.10 | |
6 | Лягушки. Особенности земноводного | 2 часа | 1 час | 1 час | 15.11 | |
7 | Природа в жизни человека. | 2 часа | 2 часа | 16.11 | ||
8 | Красная книга Амурской области | 2 часа | 2 часа | 17.11 | ||
9 | Книга печали Амурской области. | 2 часа | Практическая работа | 1 час | 1 час | 23.11 |
10 | Зоология в цифрах. | 2 часа | 2 часа | 24.11 | ||
11 | Экологический КВН | 2 часа | 2 часа | 30.11. | ||
12 | Береза | 2 часа | Утренник | 2часа | 1 .12 | |
13 | ЛУК | 2 часа | 2 часа | 2. 12. | ||
14 | Бабочки “ Летающие цветы” | 2часа | 2 часа | 8.12 | ||
15 | Скатерть-самобранка | 2 часа | Праздник | 2 часа | 9.12 | |
16 | Синица | 2 час | 2 час | 10.12 | ||
17 | Синичкина столовая | 2 часа | Игра конкурс | 1 час | 1 часа | 15.12 |
18 | Звёздный час | 2 часа | 2 часа | 16.12 | ||
19 | Зимующие птицы | 2 часа | праздник | 2 часа | 22.12 | |
20 | Зима в природе | 2 часа | экскурсия | 2 часа | 23.12 | |
21 | Растения зимой | 2 часа | 1 час | 1 часа | 4.01 | |
22 | Жизнь животных зимой | 2 часа | 1 час | 1 час | 5.01 |
№ | Тема занятия | Часы | Вид занятия | Теоретические | Практические | срок |
23-24 | Медведь | 4 | игры | 2 | 2 | 6.01 |
25 | Дельфин | 2 | рассказ | 2 | 13.01 | |
26 | Обезьяна | 2 | кинофильм | 2 | 14.01 | |
27 | Облепиха | 2 | Беседа | 2 | 20.01 | |
28 | Пауки | 2 | кинофильм | 2 | 21.01 | |
29 | Подсолнечник | 2 | 1 | 1 | 27.01 | |
30 | Пшеница | 2 | Занятие - игра | 2 | 28.01 | |
31 | Пчела | 2 | л/р | 2 | 1.02 | |
32 | Ёж | 2 | л/р | 2 | 2.02 | |
33 | Кошки | 2 | конкурс | 2 | 3.02 | |
34 | Рыбы | 2 | 2 | 8.02 | ||
35 | Плоды и семена | 2 | л/р | 2 | 9.02 | |
36 | Алоэ, агава, амараллис | 2 | 2 | 15.02 | ||
37 | Астра, агерантум, амарант | 2 | 2 | 16.02 | ||
38 | Семейство лилейных | 2 | л/р | 2 | 22.02 | |
39 | Африканская фиалка | 2 | 2 | 23.02 | ||
40 | Цветы | 2 | презентация | 2 | 25.01 | |
41 | Фотовыставка | 3 | 3 | 26.02 | ||
42 | Белка | 2 | рассказ | 2 | 2.03 | |
43 | Бурундук, земляная белка | 2 | рассказ | 2 | 3.03 | |
44 | Экологическая газета | 2 | 2 | 4.03 | ||
45 | Записки натуралиста | 4 | 1 | 3 | 5.03 | |
46 | Научно-практическая конференция | 3 | 3 | 11.03 | ||
47 | Юный натуралист | 2 | Устный журнал | 2 | 12.03 | |
48 | Цветочный карнавал | 2 | презентация | 2 | 18.03 | |
49 | Садовый дизайнер | 2 | 1 | 1 | 19.03 | |
50 | Проект | 4 | 1 | 3 | 25.03 | |
51 | Лучший юннат | 2 | 2 | 26.03 | ||
52 | УОУ | 2 | 2 | 29.03 | ||
53 | Зелёная планета | 2 | Выставка, викторина | 2 | 30.03 | |
54 | Профессия | 2 | 2 | 2.04 | ||
55 | Определитель | 3 | 3 | 3.04 | ||
56 | Грибы | 3 | вечер | 3 | 9.04 | |
57 | Биология | 2 | 2 | 10.04 | ||
58 | Дуб | 2 | 2 | 16.04 | ||
59 | Русская природа в произведениях литераторов | 3 | Интегрированное занятие | 3 | 17.04 | |
60 | Поэт земли Амурской | 2 | 2 | 23.04 | ||
61 | Пётор Комаров | 2 | 2 | 24.04 | ||
62 | Растения помощники в геологии | 2 | 1 | 1 | 25.04 | |
63 | Лекарственные растения | 2 | 1 | 1 | 26.04 | |
64 | Лишайники | 3 | практическая | 3 | 4.05 | |
64 | Экосистема | 3 | 3 | 5.05 | ||
65 | Рассада | 3 | 1 | 2 | 10.05 | |
66 | Озеленение | 3 | 3 | 12.05 | ||
67 | Заключительное занятия | 3 | 3 | 15.05 | ||
Итого: | 144 |
Ожидаемые результаты
1. Прогнозируемые результаты:
- умение работать с микроскопом, с временным препаратом, с постоянным препаратом, знание основного химического оборудования.
2.Учащиеся должны знать:
- строение микроскопа;
- многообразие растений окрестностей школы;
- правило поведения в природе и меры по её' охране;
- способы изучения природы (наблюдения, опыты, измерения);
- элементы погоды и климата: температура воздуха, направление ветра,
- облачность, осадки; примеры растений и животных гор, равнин, водоемов и др. местного природного сообщества;
- условия жизни растений и животных на суше и в водной среде;
- приспособленность к жизни в природном сообществе;
- значение почвы, воды, воздуха в жизни растений, животных и человека.
3. Учащиеся должны уметь:
- ухаживать за комнатными растениями; составлять синквейн;
- давать описание внешнего вида животных и растений; работать с художественной и научной литературой;
- проводить наблюдения за природой, сезонными изменениями в жизни растении и животных;
- фиксировать результаты наблюдений; пользоваться измерительными приборами (линейкой и термометром)
Система критериев оценки деятельности кружка
- таблица “ Прогнозируемые результаты”
- реферат, защита работы
- участие в работе НОУ
- участие в НПК в школе
- анкета
- вопросник по программе “ Мое отношение к природе”
План воспитательной работы
№ | Мероприятия | Место проведения | Задачи | K-во уч-ся | Срок | Ответств. | |||
1. | Береза | 1-4 класс | Познакомить с традиционными народными промыслами, связанными с березой. | 24 | Декабрь | Верхотурова, Пермяков. | |||
2. | Веселый круговорот | 5-7 класс | Познакомить с круговоротом веществ в природе | 20 | Март | Верхотурова | |||
3. | День птиц | 8 класс | Познакомить детей с птицамисинопти-ками | 10 | Апрель | Верхотурова | |||
План методической работы | |||||||||
№ | Материал | Кол-во | Тип | Срок | |||||
1. | Гербарий листьев | 6 | Раздаточный материал | Октябрь | |||||
2. | Биогеоценоз (2 шт.) | 2 | демонстрации | Октябрь | |||||
3. | Биогеоценоз (2 шт.) | 2 | демонстрации | Март-апрель | |||||
4. | Биогеоценоз (2 шт.) | 2 | демонстрации | Июль-август | |||||
5. | Коллекция гриба-паразита | 10 | Раздаточный материал | Октябрь | |||||
6. | Спилы деревьев | 10 | Раздаточный материал | Декабрь | |||||
7. | Коллекция моллюсков | 20 | Раздаточный материал | Май |
Литература для педагогов:
- Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. “Ребенок среди природы”,Минск, 1985 год.
- В.В.Балабанова “Биология, экология, ЗОЖ”, Волгоград, 2001 год.
- С.П.Кучеренко “Звери у себя дома”
- “Красная книга СССР”
- “Редкие растения и дикие животные Амурской области”
- Верзилин Н.М. “По следам Робинзона”
Литература для учащихся:
- Бианки В.В. “Слепой бельчонок”
- Юный натуралист
- Толстой A.H. “Как волки учат своих детей”
- Кучеренко СП. “Звери у себя дома”
- Журнал “Цветоводство”
Портфолио
- Экологическая игра “Счастливый случай”
- Простые опыты по ботанике
- Растения-индикаторы
- Цветочный этикет
- Тайны микроскопа
- Школьная викторина “Что? Где? Когда?”
- Экскурсия в природу “Лишайники”
Прогнозируемые результата
Критерии | 2011 год | 2012 год | ||||||
Работа с микроскопом | Работа с постоянным пре. | Работа с “ВП” | Работа с химическим оборудованием | СМИ | Конкурс школа | Конкурс район | Конкурс область | |
Верхотурова Данил | + | + | + | + | + | Диплом г.Москва | ||
Пащенко Валентина | + | + | + | + | + 22.03. |
IIIм. Благовещенск | ||
Исаев Максим | + | + | + | + | + | |||
Исаева Диана | + | + | - | - | ||||
Верхотуров Женя | + | + | благодарность | |||||
Ведюлина Валя | + | + | + | 22.03. | ||||
Зенин Максим | + | + | + | 22.03. | ||||
Задиран Артём | + | + | + | 22.03. | ЛЮ | ЛЮ- 2011г | Лидер юннатского движения | |
Горшков Тимур | + | + | + | |||||
Выходцев Саша | + | + | 22.03. | |||||
Паздникова Таня | + | + | + | + | ||||
Кривошеев Слава | + | + | + |