Цели:
Предметные:
- Демонстрировать знание алфавита. Выполнять задания на определение места заданной буквы в алфавите, называть соседние буквы в алфавите по отношению к заданной букве. Называть правильно буквы русского алфавита, знать их порядок.
Познавательные:
- Находить нужную информацию в учебнике русского языка и учебных пособиях;
- Понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- Иметь представление о рациональном поиске слова в словаре.
Личностные:
- Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, иметь представление о причинах успеха в учебе, сохранять интерес к учебному материалу, переживать этические чувства на основании анализа простых ситуаций, проявлять знание основных моральных норм поведения, оценивать нравственное содержание поступков, ситуаций, участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, иметь представление о русском языке как средстве межнационального общения.
Регулятивные:
- Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме, адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников, в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Коммуникативные:
- Принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости, принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайд 1
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
Поприветствуйте наших гостей. Садитесь.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу. Приятного вам урока.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. Чистописание.
Настраиваемся на рабочую волну и устремляемся по ступеням знаний к новым открытиям (шагаем по ступеням и хором называем девиз урока).
Наблюдаю – замечаю – размышляю – делаю выводы. Слайд 2
– Для того чтобы сделать открытие нам необходимо повторить изученный материал.
– А сейчас минутка чистописания, повторим написание букв, а каких, мы узнаем, разгадав загадки.
– Повторим правила посадки при письме.
(откройте тетради, запишите число, классная работа)
Образец буквы показать.
В тетрадь записываем первую букву отгадки. (Строчную) Слайд 3-9
Слайд 10 л, а, ф, в, а, т, и
Самостоятельная работа в тетради.
– Найдите букву, которая вам понравилась больше всего, поставьте под ней точку. (Самооценка – сравнение с образцом)
Составьте задание для класса.
- найди лишнюю букву;
- подчеркни парные согласные;
- подчеркни сонорную;
- подчеркни гласную обозначающую мягкость согласных на письме;
- составьте слово.
– Какое слово получилось? (алфавит)
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
– Сформулируйте тему урока. Слайд 11
Цель урока: Назначение алфавита. Выполнение упражнений на запоминание порядка букв в алфавите.
Ребята, а что вы хотели бы узнать об алфавите?
Чего мы ещё не знаем?
(Учащиеся высказывают свои предложения-суждения)
- как образовалось слово «алфавит»,
- для чего нужен алфавит,
- где применяют алфавит;
– Ребята, что такое алфавит?
Алфавит – это все буквы языка, расположенные по порядку. Слайд 12
– Откуда пришло такое интересное название? Слайд 13
Учитель: Костик провел мини-исследование и узнал: как образовалось слово «алфавит» и из какого языка оно пришло к нам.
Костя: Слово АЛФАВИТ пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА, а вторая – ВИТА, из этих двух названий получилось слово АЛФАВИТ.
– А у Кости есть вопрос для класса.
– Как по-другому называют алфавит? (азбука)
Учитель: Мила тоже провела мини – исследование и расскажет нам о происхождении слова азбука.
Мила:Слово АЗБУКА появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась тогда АЗ, а буква Б – БУКИ. Из этих названий – АЗ и БУКИ – и получилось русское слово АЗБУКА.
– Каким одним слово можно назвать слова алфавит и азбука?
Сино́нимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение
– А Володя поделится информацией и расскажет о том, кто составил славянскую азбуку.
Володя: Более 1000лет назад Русь приняла христианскую веру и вместе с верой славяне получили письменность. Сначала славяне вместо своих знаков стали использовать латинские и греческие буквы. Но это было неудобно т.к. эти буквы не могли передать все звуки русской речи.
И тогда греческий философ Кирилл (по-русски мудрец) со своим старшим братом Мефодием составили славянскую азбуку. В ней было сначала 42 ,а потом 38 букв.
Часть их взята из латинского алфавита, а некоторые придуманы специально для передачи звуков славянской речи. Так появилась азбука, которую в память о создателе назвали кириллицей. Слайд 14
Учить такую азбуку было сложно. С течением времени многие буквы утратились, поскольку исчезли звуки, обозначаемые этими буквами
Наши предки учились по такой азбуке.
– Каким источником вы пользовались?
(Интернет – Википедия, толковый словарь, помощь родителей)
Учитель: А сколько же букв в русском алфавите? (33)
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий.
А для чего нужно знать алфавит? Ваши предположения.
По алфавиту можно:
- найти книгу в библиотеке;
- карточку больного в поликлинике;
- слово в словаре;
- информацию в справочнике.
– Давайте проверим, совпадают ли ваши предположения и выводы с правилом на стр. 68.
Освоение правил орфоэпии (литературного произношения), анализ слов с вариативным ударением.
– А теперь обратимся к рубрике «Говори правильно»
– Прочитайте слова.
– Какую смысловую связь можно установить между этими словами? (в библиотеке есть каталог, который составлен по алфавиту)
– Значение, какого слова является для вас новым? (каталог)
– Запишите слова, поставьте ударение, а с электронным словарём поработает Ирина. (Зачитывает значение слова каталог)
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё… (алфавит)
Все мы знаем, что сейчас весна и в это время года каждый человек нуждается в витаминах. Выполняя следующее задание мы не только повторим алфавит, но и соберём корзинку с яблоками. Слайд 15
- назовите первую букву алфавита (а);
- шипящая, которая стоит после буквы ч (ш);
- десятая буква алфавита (и);
- о какой букве идёт речь?
Буква е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.
- буква, которая стоит между буквами к и м (л);
- после буквы м (н);
- парная буквы б (п);
- глухая непарная, может быть мягкой и твёрдой (х);
- последняя буква алфавита (я);
- буква, обозначающая мягкость согласных на письме и не имеющая звука (ь).
Вывод: что помогло нам выполнить это задание? Знание алфавита.
Физминутка
V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Работа в парах.
– А сейчас мы обратимся к учебнику и выполним упражнение 157 на стр. 68
– Прочитайте.
– Знакомы ли тебе эти имена и фамилии? (чтение по цепочке)
– Перепиши фамилии знаменитых людей России в алфавитном порядке.
(Проверка)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Работая в парах каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Проверка по алфавиту.
Работа в группах. (Проверка на компьютере) Слайд 16
Первая группа – Запишите в алфавитном порядке имена:
Алексей, Андрей, Борис, Иван, Мария, Яков.
– На какие две группы можно разбить данные слова? (имена мальчиков и девочек, слова, которые начинаются с гласной и согласной буквы)
Вторая группа – Запишите в алфавитном порядке названия цветов: Слайд 17
Астра, василёк, гвоздика, мак, роза.
– Какие из этих слов являются многозначными? (Роза, Василёк)
– В каких словах все согласные твёрдые?(астра, мак, роза)
Третья группа – Запишите в алфавитном порядке названия деревьев:
Слайд 18
Берёза, дуб, клён, липа, осина, сосна.
– Исключите лишний предмет, по какому – либо признаку.
(хвойные и лиственные, весна и лето)
Четвёртая группа: Запишите в алфавитном порядке название городов:
Астрахань, Брянск, Владивосток, Киев, Москва. Слайд 19
– Назовите столицу нашей Родины.
– В каких словах количество звуков и букв не совпадает? Почему?
(Киев, Астрахань)
Пятая группа – Напиши фамилии писателей в алфавитном порядке.
Драгунский, Житков, Пушкин, Толстой, Чехов.
– Кто является автором этого произведения? (Толстой)
Слайд 20
Шестая группа – Запиши фамилии космонавтов по алфавиту. Слайд 21
Гагарин, Джанибеков, Гречко, Терешкова, Рюмин.
Когда впервые человек полетел в космос? (12 апреля 1960 года)
Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)
Мы гордимся тем, что живем в стране, которая первой открыла космические дали. Теперь уже очень много людей побывали в космосе, не только наши, но и американские космонавты, но мы были первыми. Космонавтов в мире свыше 500 человек, но первым из них навсегда останется наш Гагарин, открывший человечеству дорогу в небо.
VII. Итог урока.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Давайте подведем итог.
– Ребята, запомнить лучше алфавит поможет нам замечательная песенка.
Слайд 22
– Достиг ли урок цели?
– Каким способом? (объяснение учителя, сообщения одноклассников, работа по учебнику, со словарём, алфавит)
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.