Проектно-исследовательский метод обучения в информатике и информационных технологиях

Разделы: Информатика


Главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности, а тем более в профессиональном образовании. Исходя из этого одна из задач школы - разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности. Требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектно-исследовательская форма обучения. Метод учебных проектов как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяет построить учебный процесс на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно - ориентированного обучения, педагогики сотрудничества.

Впервые я стала вводить учебные проекты в свою педагогическую деятельность в середине 90-ых, когда компьютерный класс моей школы был оснащен компьютерами “БК-0010”. Мы занимались алгоритмизацией и программированием по учебнику информатики Ершова, но уже тогда мои выпускники были ориентированы на зачетные проекты в конце каждого курса. Например, тогда они создавали программы построения графиков математических функций, круговых и столбчатых диаграмм, создавали базы данных с запросами. Сегодняшние ученики широко используют MS Office для решения подобных задач, в их руках другие программные инструменты, а значит, и проекты они могут реализовывать более интересные и разносторонние. Опыт убеждает меня в том, что исследование и проектирование способствуют развитию творческих способностей учащихся, стимулируют их мыслительную деятельность (анализ, синтез, сравнение, обобщение), пробуждают и питают интерес к познанию во всех сферах современной жизни, воспитывают коммуникативную культуру. Внедрение этого метода требует от учителя высокой самоорганизации, внимательного подхода к индивидуальности ученика, разносторонних знаний и интересов, увлеченности творческим процессом.

I. Основные идеи проектно-исследовательского метода

Деятельность – единственный путь к знаниям.
Бернард Шоу

Само понятие “проект” заимствовано из латинского языка и имеет в буквальном переводе яркую смысловую окраску: “брошенный вперед”. Проект — это план, замысел, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, программа, книга, фильм, модель, сценарий, плакат, брошюра, презентация, сайт и т.д.

Какова же моя методика работы над проектом? Здесь важна определенная последовательность. Первым шагом я ставлю включение ученика в данную систему деятельности. Это может быть рассказ учителя, посещение мероприятий, где защищают свои проекты старшеклассники; экскурсия, поездка с классом по замечательным уголкам нашего региона; подготовка к юбилею школы, города, района, к историческому юбилею; встреча зарубежных гостей в школе, круглые столы; подготовка к олимпиаде, конкурсу; создание школьного сайта и т.д. Дети должны понять, что именно требуется от их авторства — это поиск проблемы, исследование, создание качественно нового продукта, получение результата, и все вместе это - проект. Это проверка себя на самоорганизованность, самодисциплину, на уровень творчества и неординарного мышления, на умение строить отношения с другими людьми, убеждать, отстаивать свои решения, позиционировать.

Следующая стадия — это выбор проблемы или задачи. Пожалуй, это самый сложный и самый важный момент, так как учитель должен направить мысль ребенка в нужном направлении самостоятельного поиска, подсказать источники информации. Важно учить “спотыкаться”, “цепляться” за проблему, вопрос, стремиться не оставлять невыясненных вопросов, “искать и не сдаваться”. На мой взгляд, это важный воспитательный момент. Некоторые из моих учеников приятно удивляют тем, что вникают в программы, изучение которых выходит за рамки школьной программы, учатся по книгам в них работать самостоятельно.

Далее стоит уточнить именно предмет исследования, который, как правило, отражен в теме проекта и находит свое звучание в ключевом слове заголовка. Очень важен момент осмысления значимости, объема и уровня нерешенности задач, который можно определить как сбор информации.

В момент определения цели проекта школьнику обязательно нужно совместное творческое обсуждение с учителем этапов проектирования, чтобы более реально построить свою работу. На этапе разработки собственного варианта решения задач проекта происходит систематизация полученного материала, на основе которого предлагается обоснование, модель, вариант, программа решения исследуемой задачи.

Завершение работы — это оформление материалов проекта в единый логический труд, который нужно представить и защитить. К защите надо готовиться, так как она всегда регламентирована по времени.

Чтобы состоялась проектная деятельность учащихся, необходимо, чтобы ею владел сам учитель, чтобы он имел желание, время и силы заниматься внеурочной работой. В этом главная трудность осуществления учебного межпредметного проекта, с которой я столкнулась – пассивность некоторых учителей-предметников, нежелание тратить время и силы на сотрудничество, поиск новой информации, на исследование, на планирование междисциплинарного обучения, так как часто это внеурочная работа с детьми, поездки, экскурсии, посещение выставок и долгие Интернет-часы работы. Мои учащиеся охотно включаются в работу, дорожат вниманием и неформальным общением с учителем. Имеющие опыт защиты проектов, они уже 1 сентября бегут в кабинет и спрашивают: “А что мы будем делать в этом году?”

Проектная деятельность создает условия ненасильственного привлечения учащихся к процессу учебной деятельности, формирует процесс творческого поиска, что способствует повышению учебной мотивации, личностной мотивации, способствует развитию самооценки, самокоррекции, самовоспитанию. Учебный проект с точки зрения учащегося это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности, найденный способ решения проблемы, носит практический характер, имеет важное прикладное, значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Практическая значимость и актуальность проектно-исследовательского метода, который я использую в обучении, на мой взгляд, заключается в его приоритетах:

  • Личностно-ориентированный;
  • деятельностный;
  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  • построенный на принципах проблемного обучения;
  • развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
  • здоровьесберегающий.

При реализации учебного проекта я продумываю и формулирую для себя два плана: первый, видимый, включает тему, проблему, задачи, план и осуществление, презентацию и защиту проекта; второй план – невидимый, он нацелен на новизну содержания, обобщение и закрепление, цели и задачи обучения, цели и задачи воспитания, развитие, умения и навыки. Не нарушать процесс проектирования учащимися помогает наличие второго плана, где все, что делают дети, объясняется, истолковываются с педагогических позиций, с точки зрения их обучения, развития и воспитания. Наличие второго (не видимого для учащихся) плана важно для меня, как учителя при планировании проектной работы.

II. Научно-практическая база проектно-исследовательского метода

Метод проектов (известный также как метод проблем) возник еще в 20-х годах прошлого столетия в США и связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком. Проектное обучение основывается на положениях конструктивизма, в частности, на работах таких психологов и педагогов, как Лев Выготский, Джером Брунер, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Карл Роджерс.

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни (“обучение посредством делания”).

Подробное освещение метод получил в работах Уильяма Килпатрика, который так определял соответствующие учебные программы: “Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные из одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока других опытов”.

Параллельно очень близкие идеи разрабатывались последовательницей М. Монтессори Еленой Паркхерст и получили воплощение в так называемом Дальтон-плане (по названию городка в штате Массачусетс).

В работе по методу проектов чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Метод проектов - это педагогическая технология, одна из форм проблемного обучения. Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности и творчество при выполнении учебных заданий.

Учебный проект – это форма работы по конкретной проблеме, где ставится цель, планируются и обсуждаются этапы, сроки и методы работы. Особый интерес обычно представляют общественно значимые проекты.

III. Пути реализации проектно-исследовательского обучения в информатике и информационных технологиях   (рис.1)

Организация самостоятельной поисково-исследовательской работы школьников на домашнем компьютере. Проект – домашнее задание “Хочу купить компьютер”.

Часто ко мне подходят учащиеся за советом: “Хочу купить компьютер, что Вы посоветуете?”. Что тут посоветуешь - это зависит и от того, для каких целей приобретается компьютер, и какими денежными средствами вы располагаете. Вот ситуация, когда нет однозначного ответа. Кроме того, на изучение темы “Компьютер и программное обеспечение” в 9-11 классе отводится 20 часов, и большая доля приходится на изучение теории. Таким образом, созревает тема учебного проекта: “Хочу купить компьютер”.

Первый этап – обсуждение с учащимися проблемы, которая встает перед многими желающими приобрести ПК. Учащимся предлагается определить форму реализации данного проекта. Это может быть презентация с некими обоснованными рекомендациями и, в итоге, статья для школьного сайта. Класс делится на несколько групп. Каждая группа имеет координатора – наиболее заинтересованного ученика. Первой группе предстоит изучить рынок компьютерной техники в нашем городе. Вторая группа должна найти “золотую середину” для домашнего ПК. Третья - рассмотреть предложенные модули с точки зрения гигиены и безопасности. Четвертая – рассчитать возможность покупки в кредит. Еще одна группа должна провести соцопрос пользователей – друзей, родителей, сетевых партнеров.

Параллельно преследовалась цель более глубокого изучения основных и дополнительных устройств компьютера. Далее каждая группа ведет сбор информации. Внутри группы идет деление на подгруппы. Например, в первой группе два человека обходят несколько фирм города, обзаводятся прайс-листами, узнают условия кредита и условия гарантийного обслуживания. Четыре человека, распределив информацию, проводят сравнительный анализ цен, выводят сводную таблицу, еще двое изучают историю фирм, посещают Web-сайты производителей.

Вторая группа, прежде чем определить “золотую середину”, должна подробно изучить, как влияют характеристики отдельных модулей на работу компьютера и выбрать из их числа наиболее подходящие по качеству для домашнего пользования. Третья группа изучает безопасность применения мониторов, проводит сравнительный анализ цены, безопасности и качества. Четвертая группа, взяв во внимание рост цен на новые модели, падение цен на устаревающие и процентную ставку кредита, попытается отразить оптимальное решение покупки при наличии определенной суммы денег. И, естественно, покупая что-то, мы стремимся узнать у пользователей, как зарекомендовала себя та или иная модель в работе. Подобное анкетирование провела пятая группа.

На следующем этапе, обработав каждый свою информацию, группы собрались вместе для того, чтобы обсудить, как будет выглядеть проект, выполненный в виде презентации, а затем на ее основе сделать выборку для статьи школьного сайта. Каждая группа выполнила несколько слайдов, подготовила выступление.

Слайды объединяются в одну презентацию, и проводится репетиция. В процессе репетиции у учащихся возникла идея – организовать презентацию в виде ток-шоу. Выбрали ведущего, отражающего позицию потенциального покупателя, подобрали вопросы, которые встают перед таким покупателем, а на эти вопросы постарались наложить ответы, полученные в результате работы над проектом. Так, совершенно естественным образом, учащиеся проанализировали получившийся в результате проект по следующим позициям: все ли стороны вопроса рассмотрены, достаточно ли аргументирован вывод, отмечены ли недостатки, намечены ли пути их исправления. Попытались ответить на вопрос: поможет ли данный проект выбрать хороший компьютер по оптимальной цене.

Работа над конкретным проектом способствует глубокому ознакомлению учащихся с устройствами компьютера и их характеристиками; вовлекает учащихся в различные виды деятельности; стимулирует самостоятельное приобретение новых знаний с использованием различных источников информации. Конечно, публикация результатов проекта актуальна лишь до следующего качественного обновления аппаратных и программных средств, значит, целесообразно повторить исследование рынка через год-полтора.

Использование метода проектов позволяет организовать учебный процесс таким образом, что ученик оказывается вовлеченным в познавательный цикл: ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ, ГИПОТЕЗА, МОДЕЛЬ, ЭКСПЕРИМЕНТ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ, где внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике, а внутренний результат - опыт деятельности - станет личным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.